Русский литературно-философский романтизм первой половины XIX века (герменевтика любви)

 
Код статьиS004287440007520-7-1
DOI10.31857/S004287440007520-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Адрес: Российская Федерация, Белгород
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы15-19
Аннотация

Герменевтические дискуссии сегодня приобретают все большее значение, так как философская герменевтика ставит перед собой задачу выяснения сущности понимания, толкования, интерпретации как важнейших способов получения знания, как в области философии, так и в области литературы. Обращение к проблематике философской герменевтики обусловлено необходимостью реконструкции темы любви в русском литературно-философском романтизме, сформировавшемся в первой половине XIX в. Современное гуманитарное знание особо обращает внимание на философию романтизма, в силу того, что он представляет собой определенную мировоззренческую парадигму, в которой личность стремится к возвышенному идеалу и противостоит действительности. Романтизм олицетворяет особое ценностное отношение к действительности, поэтическое и эмоционально-чувственное отношение к миру и человеку. Характерной особенностью нравственного возрождения является возвышенное отношение к любви. Тема любви в русском литературно-философском романтизме приобретает особую духовную ценность, которая демонстрирует концепцию мира, где человек обладает самоценной силой. Мифологическая персонификация неземного мира в женских образах, проблематика двоемирия показывают особый смысл философии любви у романтиков. Сущность миропорядка у романтиков заключается в самой любви, понимаемой в космическом смысле. Представители романтической герменевтики предложили рассматривать литературные художественные произведения как универсальный способ освоения мира, в котором происходит некоторое сотворчество автора и толкователя текста. При помощи метода исторической интерпретации и интеллектуальной интуиции появляется возможность более полного и всестороннего исследования данного явления.

Ключевые словаромантизм, герменевтика, исторический метод, любовь, ценность, русская литература, автор, слово
Получено10.12.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов9759
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современном гуманитарном знании одним из ведущих философских векторов исследования выступает тема понимания. Многие ученые отмечают, что герменевтика является основной проблемой современности. На мой взгляд, это утверждение связано, прежде всего, с различными трактовками самой герменевтики. Некоторые авторы видят в ней методологию гуманитарных наук, для других она есть универсальный метод познания или даже онтологическая основа любого познания. На протяжении всего XX в. интерес к данной проблематике не угасал, хотя, к примеру, в Советском Союзе только в 70–80-е гг. можно было увидеть некоторый всплеск интереса к герменевтическим вопросам. Об этом писали такие авторы, как Г.И. Богин, А.А. Брудный, П.П. Гайденко, В.Г. Кузнецов, А.А. Митюшин и др. (см.: [Богин 1982; Брудный 1998; Гайденко 1997; Кузнецов 1991; Митюшин 1989]). В XXI в. интерес к философской герменевтике, в частности к идеям М. Хайдеггера, Г.Г. Гадамера, а также Г.Г. Шпета, значительно возрос.
2 Сегодня можно констатировать, что герменевтическая традиция в России объединяет междисциплинарные исследования, в том числе и культурно-историческую проблематику, неотъемлемой частью которой является литературно-философская романтическая традиция. В философии романтизма рассматривается особый тип личности, который воспроизводится в различные исторические, чаще переломные эпохи. В частности, в европейской культуре на рубеже XVIII‒XIX вв. с зарождением романтизма как реакции на разрыв с традициями Просвещения и с развитием романтической эстетики, философии и языка, происходит универсализация герменевтической проблематики, в которой прослеживалась связь искусства понимания и истолкования. Эти же процессы происходят и на рубеже XIX‒XX вв. в России. Обращение к романтической традиции понимания личности, ее души, устремленности к идеалу дают возможность в герменевтических дискуссиях как в области философии, так и в области литературы, реконструировать тему любви в русском литературно-философском романтизме, сформировавшемся в первой половине XIX в. На основе герменевтического метода, предложенного Ф. Шлейермахером, появилась возможность интерпретации текстов различных культур и душевно-духовных миров. Именно этот принцип был особенно близок романтикам, которые ратовали за своеобразие различных культур и несводимость их друг к другу. Шлейермахер и романтики считали, что необходимо настроиться на «волну автора», войти в контекст его идей и представлений, в его психику, стать «им самим» и созерцать как бы изнутри саму индивидуальность автора. В современной философской мысли именно его психологическая интерпретация понимания и толкования приобрела дискуссионный характер. По мнению Шлейермахера, понимание, интерпретация, толкование как целого, так и части, является процессом принципиально незавершенным, к нему «можно лишь приближаться» [Schleiermacher 1995, 76].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1549

Оценка читателей: голосов 0

1. Богин 1982 – Богин Г.И. Филологическая герменевтика. Калинин: КГУ, 1982.

2. Брудный 1998 – Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998.

3. Гайденко 1997 – Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997.

4. Кузнецов 1991 ? Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: МГУ, 1991.

5. Митюшин 1989 – Митюшин А.А. Об исследовании Г.Г. Шпета «Герменевтика и ее проблемы» // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1989.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх