Philosophical Phenomenology of Religion (M. Scheler, A. Reinach, E. Stein) in Context of Religious Modernism

 
PIIS004287440006319-5-1
DOI10.31857/S004287440006319-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saint Tikhon’s Orthodox University of the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages64-74
Abstract

The article concentrates on the project of phenomenological analysis of religious experience, as it was introduced by participants of the Göttingen philosophical circle (M. Scheler, A. Reinach, E. Stein). Their works are analyzed as a way of rational thematization of religious intuitions; according to this point of view two problems are discussed: 1) religious-historical background of the project and 2) question of its possible influence on theological discourse of the time. The first section of the article describes philosophical phenomenology of religion as a specific phenomenon of religious life of the early 20-th century; here a special attention is paid to categories “secular”, “modernism” and “crisis”. In the next sections two main effects of the phenomenological interpretation of religious experience are represented. The first one is realistic legalization of cognitive status of religious experience, the other is problematization of the category “meaning”, which can be called “hermeneutic effect” of phenomenology. Finally I make a conclusion, that the discussed philosophical project is, on the other hand, determined by its historical background, but on the other hand, has produced new insights for contemporary religious strivings. At the same time two suggestions are made, which try to explain the inner logic of development of phenomenological philosophy from the point of view of its religious context.

Keywordsphenomenology, religious experience, Reinach, Scheler, Stein, modernism, religious crisis
AcknowledgmentThe article is written in 2018 within the framework of the project "Russian religious thought of the second half of the 19th - beginning of the 20th cent.: The problem of German influence in the context of the crisis of spiritual culture" supported by PSTGU Development Foundation
Received22.09.2019
Publication date24.09.2019
Number of characters33081
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Говоря о феноменологии религии, нельзя не вспомнить труд Рудольфа Отто «Священное», который, хотя и стоит особняком по отношению к философской школе Гуссерля, тем не менее не является полностью чужеродным интересующим нас текстам. Один из ведущих теоретиков секуляризации, немецкий социолог Ханс Йоас убедительно продемонстрировал, как решение Отто объяснить религию через метафору «святого» связано с общими тенденциями нововременной культуры, в частности с явлением «секулярной опциональности» [Joas 2014]. С.А. Коначева объединяет проект Отто с разработками Хайдеггера и Райнаха, указывая на оригинальность феноменологической модели философского осмысления религии в культуре модерна [Коначева 2015, 59–64]. Вслед за этими работами настоящее рассмотрение нацелено на предварительную разработку двух задач: во-первых, установить «религиозный климат» проекта философской феноменологии религии и, во-вторых, проследить роль философского мышления в корректировании религиозных исканий ХХ в.
2 Начнем с пояснения: под именем «философской феноменологии религии» имеется в виду пространство религиозных исканий представителей феноменологического движения. Истории философии хорошо известны предположения о внутренних предпосылках возникновения этого направления: во-первых, принято указывать на то, что программа Гуссерля способствовала пробуждению религиозного интереса среди немецких интеллектуалов, во-вторых, ряд исследователей настаивают на концептуальной близости феноменологической методологии средневековой католической духовности (о значимости феноменологии для религиозного интереса см.: [Vidal 1972; Beckmann 2003, 43, 45–47], о близости феноменологии мистицизму: [Wolz-Gottwald 1999]). Основными инициаторами религиозной феноменологии являются М. Шелер и А. Райнах. Шелер – мыслитель, нашедший самостоятельный путь как к феноменологической философии, так и к религиозной проблематике; его геттингенские лекции по философии религии 1910-х гг. были ярким событием в истории феноменологического движения [Beckmann 2003, 158]. Райнах пережил религиозное обращение на фронтах Первой мировой войны, что получило отражение в черновых фрагментах, где разрабатывается проект феноменологической философии религии. Эти разработки были продолжены Э. Штайн, чье творчество является примером масштабного применения феноменологии к проблемам веры, начиная с прояснения сущности религиозного переживания и заканчивая попытками религиозно-богословского синтеза, в который предполагалось включить традиции схоластики (Фома), апофатического богословия (ареопагитический корпус), мистики (Тереза Авильская, Иоанн Креста) и феноменологической философии (Гуссерль). К числу основных текстов, которые составляют совокупность проекта философской феноменологии религии и которые мы будем рассматриваться, относятся религиозно-философские фрагменты Райнаха [Reinach 1989a], два сочинения Штайн: трактат «Свобода и благодать» [Stein 2014a], который можно охарактеризовать как изложенный философским языком духовный дневник, и оригинальный набросок «Что есть философия? Разговор между Эдмундом Гуссерлем и Фомой Аквинским» [Stein 2014б], где в форме диалога мыслителей устанавливаются общие проблемы и своеобразие двух философских проектов; сборник Шелера «О вечном в человеке», в котором содержится чрезвычайно значимый для нашего вопроса фрагмент «О некоторых новых попытках естественного обоснования религии» [Scheler 1921, 564–677].

Number of purchasers: 2, views: 1772

Readers community rating: votes 0

1. Barth, Ulrich (2003) ‘Die sinntheoretischen Grundlagen des Religionsbegriffs Problemgeschichtliche Hintergrunde zum fruhen Tillich’, Religion in der Moderne, Mohr Siebeck, Tubingen, pp. 89–126.

2. Beckmann, Beate (2003) Phanomenologie des Religiosen Erlebnisses: Religionsphilosophische Uberlegungen Im Anschluss an Adolf Reinach Und Edith Stein, Konigshausen & Neumann, Wurzburg.

3. Joas, Hans (2009) ‘Die sakulare Option. Ihr Aufstieg und ihre Folgen’, Deutsche Zeitschrift fur Philosophie, 57, 2, pp. 293-300.

4. Joas, Hans (2014) ‘Sakulare Heiligkeit. Wie aktuell ist Rudolf Otto?’, Lauster, J., Schuz, P., Barth, R. and Danz, Ch. (ed.) Rudolf Otto. Theologie - Religionsphilosophie – Religionsgeschichte, De Gruyter, Berlin; Boston, pp. 59–77.

5. Koltsov, Alexander V. (2017) ‘The Problem of Religious Conversion: The Case of Phenomenological Movement in Germany‘, State, Religion, Church in Russia and Abroad, Vol. 4 (35), pp. 255-275 (in Russian).

6. Konacheva, Svetlana A. (2010) Being. The Holy. God: Heidegger and the philosophical theology of the 20th century, Russian State University for Humanities, Moscow (in Russian).

7. Konacheva, Svetlana A. (2015) ‘Philosophy, Religion, and Science: the Models of Understanding‘, State, Religion, Church in Russia and Abroad, Vol. 1 (33), pp. 51-75 (in Russian).

8. Kyrlezhev, Alexander (2011) ‘Post-secular: short interpretation‘, Logos, Vol. 3 (82), pp. 100-106 (in Russian).

9. Schaber, Johannes (2000) ‘Zwischen Thomas von Aquin und Kant. Max Schelers Augustinus-Rezeption’, Person und Wert: Schelers ‘Formalismus’: Perspektiven und Wirkungen, Alber, Freiburg, pp. 162–191.

10. Schweighofer, Astrid (2015) Religiose Sucher in der Moderne: Konversionen vom Judentum zum Protestantismus in Wien um 1900, De Gruyter, Berlin, Boston.

11. Vidal, Jacques (1972) ‘Phenomenologie et Conversions’, Archives de Philosophie, 35, pp. 209–243.

12. Wolz-Gottwald, Eckard (1999) Transformation der Phanomenologie: zur Mystik bei Husserl und Heidegger, Passagen Verlag, Wien.

Система Orphus

Loading...
Up