Философская феноменология религии (М. Шелер, А. Райнах, Э. Штайн) в контексте религиозности модерна

 
Код статьиS004287440006319-5-1
DOI10.31857/S004287440006319-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы64-74
Аннотация

Объектом рассмотрения является проект феноменологического анализа религиозного опыта, предложенный участниками геттингенского философского круга (М. Шелером, А. Райнахом, Э. Штайн). Анализируется значимость этих разработок как попытки интеллектуального оформления интуиций веры, в соответствии с чем последовательно решаются две задачи: установления религиозно-исторического контекста рассматриваемого проекта и постановки вопроса о его возможном влиянии на теологический дискурс его времени. В первом параграфе предложено описание специфических черт, присущих философской феноменологии религии как явлению религиозной жизни начала ХХ века – для этого привлекаются категории «секулярное», «модернизм» и «кризис». Второй и третий параграфы посвящены выявлению и демонстрации двух ключевых новаций феноменологического осмысления религиозного опыта: во-первых, речь идет о реалистической программе легализации познавательного статуса религиозного переживания, во-вторых, о проблематизации категории смысла, что можно назвать «герменевтическим эффектом» феноменологии. В заключении статьи делается вывод, что рассмотренный философский проект, с одной стороны, был обусловлен историческим контекстом, а с другой стороны, предложил новые интуиции для религиозных исканий своего времени. Вместе с этим предлагаются две гипотезы, проясняющие внутреннюю логику развития феноменологической философии с точки зрения ее религиозного контекста.

Ключевые словафеноменология, религиозный опыт, Райнах, Шелер, Штайн, модерн, религиозный кризис
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта «Русская религиозная мысль второй половины 19 – начала 20 в.: проблема немецкого влияния в условиях кризиса духовной культуры» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ
Получено22.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов33081
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Говоря о феноменологии религии, нельзя не вспомнить труд Рудольфа Отто «Священное», который, хотя и стоит особняком по отношению к философской школе Гуссерля, тем не менее не является полностью чужеродным интересующим нас текстам. Один из ведущих теоретиков секуляризации, немецкий социолог Ханс Йоас убедительно продемонстрировал, как решение Отто объяснить религию через метафору «святого» связано с общими тенденциями нововременной культуры, в частности с явлением «секулярной опциональности» [Joas 2014]. С.А. Коначева объединяет проект Отто с разработками Хайдеггера и Райнаха, указывая на оригинальность феноменологической модели философского осмысления религии в культуре модерна [Коначева 2015, 59–64]. Вслед за этими работами настоящее рассмотрение нацелено на предварительную разработку двух задач: во-первых, установить «религиозный климат» проекта философской феноменологии религии и, во-вторых, проследить роль философского мышления в корректировании религиозных исканий ХХ в.
2 Начнем с пояснения: под именем «философской феноменологии религии» имеется в виду пространство религиозных исканий представителей феноменологического движения. Истории философии хорошо известны предположения о внутренних предпосылках возникновения этого направления: во-первых, принято указывать на то, что программа Гуссерля способствовала пробуждению религиозного интереса среди немецких интеллектуалов, во-вторых, ряд исследователей настаивают на концептуальной близости феноменологической методологии средневековой католической духовности (о значимости феноменологии для религиозного интереса см.: [Vidal 1972; Beckmann 2003, 43, 45–47], о близости феноменологии мистицизму: [Wolz-Gottwald 1999]). Основными инициаторами религиозной феноменологии являются М. Шелер и А. Райнах. Шелер – мыслитель, нашедший самостоятельный путь как к феноменологической философии, так и к религиозной проблематике; его геттингенские лекции по философии религии 1910-х гг. были ярким событием в истории феноменологического движения [Beckmann 2003, 158]. Райнах пережил религиозное обращение на фронтах Первой мировой войны, что получило отражение в черновых фрагментах, где разрабатывается проект феноменологической философии религии. Эти разработки были продолжены Э. Штайн, чье творчество является примером масштабного применения феноменологии к проблемам веры, начиная с прояснения сущности религиозного переживания и заканчивая попытками религиозно-богословского синтеза, в который предполагалось включить традиции схоластики (Фома), апофатического богословия (ареопагитический корпус), мистики (Тереза Авильская, Иоанн Креста) и феноменологической философии (Гуссерль). К числу основных текстов, которые составляют совокупность проекта философской феноменологии религии и которые мы будем рассматриваться, относятся религиозно-философские фрагменты Райнаха [Reinach 1989a], два сочинения Штайн: трактат «Свобода и благодать» [Stein 2014a], который можно охарактеризовать как изложенный философским языком духовный дневник, и оригинальный набросок «Что есть философия? Разговор между Эдмундом Гуссерлем и Фомой Аквинским» [Stein 2014б], где в форме диалога мыслителей устанавливаются общие проблемы и своеобразие двух философских проектов; сборник Шелера «О вечном в человеке», в котором содержится чрезвычайно значимый для нашего вопроса фрагмент «О некоторых новых попытках естественного обоснования религии» [Scheler 1921, 564–677].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1997

Оценка читателей: голосов 0

1. Barth, Ulrich (2003) СDie sinntheoretischen Grundlagen des Religionsbegriffs Problemgeschichtliche Hintergrunde zum fruhen TillichТ, Religion in der Moderne, Mohr Siebeck, Tubingen, pp. 89Ц126.

2. Beckmann, Beate (2003) Phanomenologie des Religiosen Erlebnisses: Religionsphilosophische Uberlegungen Im Anschluss an Adolf Reinach Und Edith Stein, Konigshausen & Neumann, Wurzburg.

3. Joas, Hans (2009) СDie sakulare Option. Ihr Aufstieg und ihre FolgenТ, Deutsche Zeitschrift fur Philosophie, 57, 2, pp. 293-300.

4. Joas, Hans (2014) СSakulare Heiligkeit. Wie aktuell ist Rudolf Otto?Т, Lauster, J., Schuz, P., Barth, R. and Danz, Ch. (ed.) Rudolf Otto. Theologie - Religionsphilosophie Ц Religionsgeschichte, De Gruyter, Berlin; Boston, pp. 59Ц77.

5. Koltsov, Alexander V. (2017) СThe Problem of Religious Conversion: The Case of Phenomenological Movement in GermanyС, State, Religion, Church in Russia and Abroad, Vol. 4 (35), pp. 255-275 (in Russian).

6. Konacheva, Svetlana A. (2010) Being. The Holy. God: Heidegger and the philosophical theology of the 20th century, Russian State University for Humanities, Moscow (in Russian).

7. Konacheva, Svetlana A. (2015) СPhilosophy, Religion, and Science: the Models of UnderstandingС, State, Religion, Church in Russia and Abroad, Vol. 1 (33), pp. 51-75 (in Russian).

8. Kyrlezhev, Alexander (2011) СPost-secular: short interpretationС, Logos, Vol. 3 (82), pp. 100-106 (in Russian).

9. Schaber, Johannes (2000) СZwischen Thomas von Aquin und Kant. Max Schelers Augustinus-RezeptionТ, Person und Wert: Schelers СFormalismusТ: Perspektiven und Wirkungen, Alber, Freiburg, pp. 162Ц191.

10. Schweighofer, Astrid (2015) Religiose Sucher in der Moderne: Konversionen vom Judentum zum Protestantismus in Wien um 1900, De Gruyter, Berlin, Boston.

11. Vidal, Jacques (1972) СPhenomenologie et ConversionsТ, Archives de Philosophie, 35, pp. 209Ц243.

12. Wolz-Gottwald, Eckard (1999) Transformation der Phanomenologie: zur Mystik bei Husserl und Heidegger, Passagen Verlag, Wien.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх