Как мы определяем искусство?

 
Код статьиS004287440006035-3-1
DOI10.31857/S004287440006035-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН; профессор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Национального исследовательского университета «МЭИ»
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №8
Страницы72-79
Аннотация

Статья посвящена обсуждению понятия «искусство», анализу его функционирования в обыденном языке и языке эстетической теории и искусствознания. Авторы солидаризируются с классическими работами М. Вейца, трактовавшего категорию «искусство» как открытое понятие, но то же время показывают его крайнюю многозначность, которая затрудняет научный анализ художественной культуры. В этой связи рассматривается ряд конкретных ситуаций, в которых очевидный в силу своей стереотипности смысл понятия становится основанием для безотчетной концептуализации попадающих в поле внимания исследователя новых явлений. В статье предпринимается попытка эксплицитно выделить основные семантические компоненты понятия «искусство», которые имеют место в современных эстетических и искусствоведческих дискурсах. Это, в частности: эстетическое отношение к объектам изображения или к самому произведению как продукту творческой деятельности; духовная специфика; семиотический признак; система признаков, связанных с привычной для нас формой социальной организации художественной культуры; система психологических характеристик (искусство как сфера личностного восприятия, искусство как образное мышление); характер деятельности в искусстве (искусство как принципиально новаторская, неалгоритмизируемая деятельность); наконец, технический признак – тенденция сводить искусcтво к фиксированному, традиционному набору техник – живописной, скульптурной, словесной и т.д. Обосновывается мнение, что адекватно описать специфику искус­ства можно лишь в рамках иерархически организован­ной, сложной концептуальной системы (которая может рассматриваться как своего рода понятийный комплекс). Основу этой си­стемы должно составить «открытое» (но не многознач­ное) понятие, фиксирующее искусство как исторический ряд генетически связанных между собой культурных феноменов, но его следует конкретизировать примени­тельно к каждому данному историческому этапу с по­мощью набора понятий другого типа, более жестко приспособленных к очерчиванию специфиче­ских явлений, – возможно, понятий «клас­сического», закрытого типа (вроде понятий, описываю­щих исторически сменяющие друг друга стили).

Ключевые словаискусство, дефиниция, полисемичный термин, концептуализация, система
Получено08.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов23239
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 «Искусство» – многозначный (полисемичный) термин, в котором можно увидеть интуитивный «сплав» нескольких признаков. Попробуем уяснить, какие именно элементарные смысловые компоненты существенны для оперирования выражением «искусство» на уровне нашего непосредственного чувства языка. Иными словами, что именно интуитивно мыслится в качестве атрибутов объектов, собирательно обозначаемых словом «искусство»? Каковы, следовательно, семантические правила, задающие способ употребления данного выражения в языковых (речевых) контекстах? Представляется, что можно выделить, по крайней мере, следующие элементарные семантические компоненты термина «искусство»:
2
  1. эстетическое отношение к объектам изображения или к самому произведению как продукту творческой дельности;
3
  1. духовный аспект (термином «искусство» обозначен элемент ряда, объединяющего формы общественного сознания: искусство – наука – религия – мифология);
4
  1. семиотический компонент (преобладающая роль иконических, изобразительных знаков в искусстве);
5
  1. система признаков, связанных с привычной формой социальной организации художественной культуры («музейное потребление» художественной продукции, особый статус художника в системе культуры и т.п.; к примеру, консервная банка, размещенная на стенде в музее и снабженная соответствующей табличкой, для посетителей превращается в художественный факт);
6 5) система психологических признаков (искусство как сфера личностного восприятия, искусство как образное мышление, культивирование эмоциональных, интуитивно-наглядных сторон психики и др.);
7 6) признак, указывающий на характер деятельности (искусство как принципиально новаторская, неалгоритмизируемая деятельность, то есть как творчество pеr se, творчество в наиболее чистом, «парадигмальном» виде); 7) технический признак (искусcтво как фиксированный, традиционный набор техник: живописной, скульптурной, техники организации словесных текстов и т. д.).
8 Сказанного вполне достаточно, чтобы наглядно представить себе многообразие содержания, вкладываемого в слово «искусство» (более подробный обзор и анализ различных определений искусства см. в статье: [Никитина, 2012]).
9 Отметим, что практически все перечисленные выше смысловые компоненты семантемы «искусство» логически независимы и, строго говоря, не синонимичны. Ни один из них не может быть выведен из другого логическими средствами, но при этом все они даны в семантеме «искусство» слитно.
10 Стремление избежать терминологической «расплывчатости» и явным образом зафиксировать содержание выражения «искусство» наблюдается в эстетике и философии уже давно. Определенные шаги в этом направлении предпринимались самыми разными авторами, главным образом, путем теоретической работы с самим объектом исследования, а не с логическим аппаратом последнего. Фактически, вводя новые термины, фиксирующие важные (для принятого тем или иным исследователем подхода) стороны рассматриваемого материала, исследователи рассматривали этот шаг как еще одно уточнение «определения» того, что подразумевается под словом «искусство». В результате, однако, ни одно даже правильно построенное определение, во-первых, не покрывало всего многообразия явлений, относимых к сфере искусства, а, во-вторых, не было по объему содержания даже приблизительно эквивалентно термину «искусство» во всей полноте его интуитивно мыслимых характеристик.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 2219

Оценка читателей: голосов 0

1. Clowney, David (2011) УDefinitions of Art and Fine ArtТs Historical OriginsФ, The Journal of Aesthetics and Art Criticism, Vol. 69, є 3, pp. 309Ц320.

2. Muller, Gregoire (1973) УDonald Judd: Ten YearsФ, Arts Magazine (Feb.), рр. 35Ц42.

3. Early art forms (1972) Nekludov, Sergei Yu. (ed.), Iskusstvo, Moscow (in Russian).

4. Nikitina, Irina P. (2012) УDefining artФ, Vestnik VGIK, є 12Ц13 (2012), pp.148Ц156 (in Russian).

5. Margolis, Joseph (ed.) (1987) Philosophy Looks at the Arts: Contemporary Readings in Aesthetics, ed. by J. Margolis, Temple University Press, Philadelphia.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх