Авторы |
Должность: Главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН; профессор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Национального исследовательского университета «МЭИ» Аффилиация: Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
|
Аннотация | Статья посвящена обсуждению понятия «искусство», анализу его функционирования в обыденном языке и языке эстетической теории и искусствознания. Авторы солидаризируются с классическими работами М. Вейца, трактовавшего категорию «искусство» как открытое понятие, но то же время показывают его крайнюю многозначность, которая затрудняет научный анализ художественной культуры. В этой связи рассматривается ряд конкретных ситуаций, в которых очевидный в силу своей стереотипности смысл понятия становится основанием для безотчетной концептуализации попадающих в поле внимания исследователя новых явлений. В статье предпринимается попытка эксплицитно выделить основные семантические компоненты понятия «искусство», которые имеют место в современных эстетических и искусствоведческих дискурсах. Это, в частности: эстетическое отношение к объектам изображения или к самому произведению как продукту творческой деятельности; духовная специфика; семиотический признак; система признаков, связанных с привычной для нас формой социальной организации художественной культуры; система психологических характеристик (искусство как сфера личностного восприятия, искусство как образное мышление); характер деятельности в искусстве (искусство как принципиально новаторская, неалгоритмизируемая деятельность); наконец, технический признак – тенденция сводить искусcтво к фиксированному, традиционному набору техник – живописной, скульптурной, словесной и т.д. Обосновывается мнение, что адекватно описать специфику искусства можно лишь в рамках иерархически организованной, сложной концептуальной системы (которая может рассматриваться как своего рода понятийный комплекс). Основу этой системы должно составить «открытое» (но не многозначное) понятие, фиксирующее искусство как исторический ряд генетически связанных между собой культурных феноменов, но его следует конкретизировать применительно к каждому данному историческому этапу с помощью набора понятий другого типа, более жестко приспособленных к очерчиванию специфических явлений, – возможно, понятий «классического», закрытого типа (вроде понятий, описывающих исторически сменяющие друг друга стили). |