Воцарение Унаса на престоле Атума (по материалам текстов западной стены притвора пирамиды Унаса: речения 254–257, 260)

 
Код статьиS086919080009032-2-1
DOI10.31857/S086919080009032-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы9-17
Аннотация

Основная тема исследуемых речений одна из древнейших версий предания о соперничестве между Хором и Сетом за царский престол, связанном с ритуалом загробного странствия царя. Наиболее проблематичным для интерпретации является речение 255. В начале его (Pyr. 296–297) содержится требование к некоему богу, «отвратительному» своим нравом и обликом, уйти со своего «места» – st (=престола) и отдать свой сан (saH) Унасу. Этого бога разные исследователи считали то Солнечным Богом, то Сетом. В заключительной же части данного речения (Pyr. 300) свой сан передаёт Унасу Великий (Wr, в котором определенно видится образ Солнечного Бога. По моему мнению, в данном речении нет противоречия в том, что требование передать Унасу свой сан и престол обращено к одному божеству, а передаёт их ему другое божество. Дело в том, что престол, как символ власти, и царский сан принадлежали каждому богу Девятерицы Атума, поскольку эта Девятерица воспринималась египтянами как единое «тело» (Xt). Будучи на престоле Хора, Унас одновременно является наследником Осириса, Геба, Шу и самого Всевладыки – Атума (Ра). Получив престол Атума в борьбе с Сетом и его приспешниками, Унас обретает право на бессмертие, пребывание на небесах и власть над иным миром. Это право он получает как благодаря особой силе Хора, с которым он отождествляется, так и справедливости своих требований, соответствующих понятию мирового порядка – Маат.

Ключевые словаЕгипет Древнего царства, Тексты Пирамид, речения 254–257, 260, Унас, соперничество Хора и Сета, престол Атума (Ра).
Получено31.03.2020
Дата публикации20.04.2020
Кол-во символов19005
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В гробнице Унаса (Униса) в Саккаре (конец V династии, XXIV в. до н.э.) представлен древнейший образец Текстов Пирамид – заупокойных изречений, касающихся посмертной судьбы царя.
2 Тексты западной стены притвора (т.е. передней камеры W/A/W, 1–7) на первый взгляд представляют собой конгломерат разных по содержанию речений. Пытаясь приблизить эти тексты к пониманию современного читателя, переводчики Текстов Пирамид стремились их структурировать, дать названия определенным группам текстов. Так, С. Мерсер объединял ряд речений западного фронтона притвора с текстами его западной стены (PT 244–259) под названием “The deceased King arrives in heaven where he is established” [Mercer, 1952, I, p. 74]. Речения конца этой же стены с переходом на южную (PT 260–262) он именовал “The deceased King triumphs over his enemies and is recognized by the gods” [Mercer, 1952, I, p. 83].
3 Вслед за И. Шпигелем [Spiegel, 1971, Abb. 1–2] Дж. Аллен рассматривал погребальный покой пирамиды как Дуат (иной мир), а средний (т.е. притвор) как Ахет [Allen, 2005, p. 10–11]1 – область, которую он считал расположенной между видимым горизонтом, откуда восходит солнце, и центром Дуата, где солнце соединяется с Осирисом [Allen, 2005, p. 425]. Тексты западной и южной стен притвора (PT 254–263, 267–272), по его мнению, говорили о переходе умершего через Ахет [Allen, 2005, p. 43]2. Эти названия и интерпретации, разумеется, являются условными, к тому же, как у С. Мерсера, нарушают последовательность расположения текстов в пространстве гробницы. Поэтому представляется необходимым вновь обратиться к речениям W/A/W, чтобы выявить смысловой стержень, на котором они строятся. 1. См. критику этой теории [Hays, 2009].

2. См. также [Faulkner, 1969, p. 63–69] с именованием им отдельных речений.
4 В текстах, о которых пойдет речь, постоянно встречаются эпитеты не называемых по именам божеств. Например, Великая (Wrt); (богиня) Ахет; Великий бог, чье имя неведомо (nTr aA xmm rn.f); Владыка Ахета (nb Axt); Владыка единственный (nb wa); Богатый (букв. Великий) пахотной землёй; те, кто вокруг (HAw) святилища-kAr; Всевладыка (nb tm); Тот, кто на дереве своем высоком (Hrj-kAt.f); Змея ликующая (Hrn wtt) и т. д. Понять, какие божества подразумеваются под этими эпитетами и какую роль играют они в пронизывающей все Тексты Пирамид драме борьбы жизни и смерти, – задача далеко не всегда разрешимая. Но к ее решению можно приблизиться, если определить основную идею этих текстов. Такой идеей представляется предание о споре Хора и Сета за право на престол3. 3. Г. Гриффис, посвятивший данной теме специальное исследование [Griffiths, 1960] и особую главу “The conflict in the Pyramid Texts”, за исключением РТ 260, не уделил этим текстам особого внимания. При этом он совершенно справедливо отмечал, что “the Story of the Conflict of Horus and Seth was one of the oldest and most important in ancient Egyptian myths” [Griffiths, 1960, p. 1]. Говоря о значении этой темы в целом для Текстов Пирамид, безотносительно к данным речениям, Д. Стюарт также подчеркивал: “The struggle between Horus and Seth can be seen as the struggle for the throne and so is a vital aspect of the actions resulting from the death of Osiris” [Stewart, 2014, p. 74]. О религиозном смысле этой борьбы в Текстах Пирамид см. также [Зубов, Зубова, 2017, с. 310–320].
5 Обратимся к первому речению западной стены притвора – PT 254. В начале его, которое можно считать прологом к следующим речениям, сказано:
6
image1

7
§ 276 a Jdjj wrt n kA nxn
b ns(r) hh r.Tn HAw kAr
c j nTr aA xmm rn.f xt Hr st (вар. jst) n nb wa
§ 277 a j nb Axt jr st n Wnis
b jr tm.k jr st n Wnis jr.kA Wnis fAt m it.f Gb(b)
c tA nj mdw.n.f Gb(b) nj wA.n.f
(Ритуальное действо:)
§ 276 a «Воскуряется ладан (богине) Великой ради Быка Нехена.
(Жрец восклицает:)
b «Жар огня – против вас, тех, кто вокруг святилища-kAr4].
c О Бог Великий, чье имя неведомо!»
(При этом совершается жертва для «Владыки Единственного» (xt Hr st n nb wa)) (и снова восклицание жреца5:)
§ 277 a «О Владыка Ахета, сотвори место (st) для Унаса!
b Если ты не сотворишь место для Унаса, тогда Унас проклянет отца своего Геба.
c И умолкнет земля, и не сможет Геб защитить себя»...
4. Вариант текста пирамиды Тети: Жар огня Тети сего – против вас... [T/A/W, 1

5. Р.О. Фолкнер полагает, что в этом речении все реплики звучат от имени царя, употребляемого им поэтому в 1 л. ед.ч. [Faulkner, 1969, p. 65, n. 2]. В нашем переводе мы строго придерживаемся текста, зафиксированного в пирамиде Унаса, не меняя ни лиц, ни имен.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 741

Оценка читателей: голосов 0

1. Зубов А., Зубова О. Религия Древнего Египта. Ч. I. Земля и боги. М.: РИПОЛ классик, 2017.

2. Allen J.P. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2005.

3. Faulkner R. O. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Oxford: Clarendon Press, 1969.

4. Griffiths J.G. The Conflict of Horus and Seth from Egyptian and Classical Sources. Liverpool: University Press, 1960.

5. Hays H. M. Unreading the Pyramids. Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale. 2009. No. 109. Pp. 195–220.

6. Mathieu B. Seth polymorphe: le rival, le vaincu, l’auxiliaire. Égypte nilotique et méditerranéenne. 4. 2011. Pp. 137–158 http://www.enim-egyptologie.fr/index.php?page=enim-4&n=8 (accessed: 18.03.2020).

7. Mercer S.A.B. The Pyramid Texts in Translation and Commentary. Vol. I–II. New York–London–Toronto: Longmans Green & Co, 1952.

8. Mpay Kemboly S.J. The Question of Evil in Ancient Egypt. London: Golden House Publications, 2010.

9. Piankoff A. The pyramid of Unas. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1968.

10. Spiegel J. Das Auferstehungsritual der Unas-Pyramide: Beschreibung und erläuterte Übersetzung. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1971.

11. Stewart D. The Myth of Osiris in the Ancient Egyptian Pyramid Texts. A Study in Narrative Myth. Monash University, 2014.

12. Te Velde H. Seth, God of Confusion: A Study of his Role in Egyptian Mythology and Religion. Leiden: E.J. Brill, 1967.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх