Имидж Калининградской области в нарративах мигрантов

 
Код статьиS013216250020897-9-1
DOI10.31857/S013216250016979-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент, заведующий социологической лабораторией анализа, моделирования и прогнозирования рисков
Аффилиация: Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Адрес: Российская Федерация, Калининград
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 6
Страницы43-54
Аннотация

Имидж региона – предмет интердисциплинарного исследования. Как на международном уровне анализа, так и в отечественных работах в данной области присутствуют концептуально противоречивые подходы и потребность в социологическом сопровождении результатов. Статья преследует цель продемонстрировать теоретико-методологическую ценность и эмпирический потенциал изучения имиджа региона как результата взаимосвязи медийных образов и социальных суждений. Объект исследования – информационное пространство, создаваемое российскими СМИ в отношении Калининградской области. Предмет исследования – воспроизводство медиаобразов Калининградской области в представлениях о регионе социальных групп иммигрантов и эмигрантов. Методы исследования: контент-анализ публикаций СМИ и глубинные интервью. Посредством платформы «Медиалогия» была выгружена генеральная совокупность сообщений российских СМИ о Калининградской области за 2014–2020 гг. (N=7000), выборочная совокупность составила 2577 публикаций. Глубинные интервью с иммигрантами (N=45) и эмигрантами (N=15) проанализированы в программе Atlas.ti. Описана структура информационного поля Калининградской области. Установлено, что в группе иммигрантов доминирует имидж Калининградской области как туристически привлекательного региона международного сотрудничества. Имидж туристически привлекательного региона с развивающейся инфраструктурой преобладает в группе эмигрантов. Под имиджем региона мы предлагаем понимать систему конституирования и воспроизводства представлений и социальных практик (отношений), зависимую от типа используемых ресурсов (информационных источников) и социальной группы акторов (целевой аудитории).

Ключевые словаимидж региона, социальные представления, образ, СМИ, мигрант, Калининградская область
Получено27.06.2022
Дата публикации28.06.2022
Кол-во символов29528
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 451

Оценка читателей: голосов 0

1. Антонова Н.Л., Ракевич Е.В. Горожане как субъект формирования имиджа города // Вестник Пермского университета. 2016. Вып. 2(26). С. 160–166. DOI: 10.17072/2078-7898/2016-2-160-166

2. Бондаренко Е.В. Имидж региона как категория социологии культуры // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 4. С. 39-45.

3. Глушкова Т.С., Зайцева О.А. Медиаобраз как инструмент создания территориального имиджа: когнитивный аспект // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 3 (29). С. 50–57. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2017.29.50

4. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 3(19). С. 29–45.

5. Грибова К.Л. Имидж города в условиях глобализации // Социология. 2018. № 3. С. 93–101.

6. Гуров С.А., Корцыгина В.А. Восприятие, образ, имидж, стереотип и бренд территории: сопоставление категорий // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. 2016. Т. 2 (68). №2. С. 3−22.

7. Драчева Ю.Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестние Череповецкого гос. университета. 2019. № 2. С. 134−146. DOI: 10.23859/1994-0637-2019- 2-89-13

8. Кришталь М.И., Щекотуров А.В., Зимовина Е.П. Геополитические и социокультурные компоненты образа Калининградской области в представлениях реформенного поколения и поколения миллениалов // Псковский регионологический журнал. 2019. № 4 (40). С. 34-47.

9. Зимовина Е.П., Щекотуров А.В., Кришталь М.И. Пространственная мобильность и миграционные установки реформенного поколения и поколения миллениалов Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 2. С. 86–105.

10. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982.

11. Напалкова И.Г., Курочкина К.В. Имидж региона: специфика, основные элементы и технологии конструирования // Экономическая история. 2018. Т. 14. № 4. С. 404–413. DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.414-429

12. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15-33. DOI: 10.7868/S0132162518030029

13. Щекотуров А.В., Винокуров В.В. Форпост или регион международного сотрудничества: как менялись образы Калининградской области в российских СМИ в 2014-2018 гг. // Медиаскоп. 2020. № 3. С. 3. DOI 10.30547/mediascope.3.2020.3.

14. Almedia-Garcia F., Domigunez-Azcue J., Mercade-Mele P., Perez-Tapia G. Can a destination really change its image? The roles of information sources, motivations, and visits // Tourism Management Perspectives. 2020. No. 34. P. 1—16. doi: 10.1016/j. tmp.2020.100662.

15. Afshardoost M., Eshaghi M. Destination image and tourist behavioral intentions: a meta-analysis // Tourism Management. 2020. No. 81. P. 1—10. doi: 10.1016/j. tourman.2020.104154

16. Carneiro J., Faria F. Quest for purposefully designed conceptualization of the country-of-origin image construct // Journal of Business Research. 2016. Vol. 69. No. 10. P. 4411–4420. DOI: 10.1016/j.jbusres.2015.12.075

17. Elliot S., Papadopoulos N., Kim S.S. An Integrative Model of Place Image: Exploring Relationships between Destination Product and Country Images // Journal of Travel Research. 2011. Vol. 50. No. 5. P. 520–34. DOI: 10.1177/0047287510379161

18. Hynes N., Caemmerer B., Martin E., Masters E. Use, abuse or contribute! A framework for classifying how companies engage with country image // International Marketing Review. 2014. Vol. 31. No. 1. P. 79–97. DOI: 10.1108/IMR-12-2012-0206

19. Lopez C., Balabanis G. Country Image Appraisal: More Than Just Ticking Boxes // Journal of Business Research. 2020. Vol. 117. P. 764-779. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.09.004

20. Lu I., Kwan E., Heslop L., Thomas D., Cedzynski M. The ivory tower and the street: how researchers defined country image over four decades and what consumers think it means // Journal of Business Research. 2019. Vol. 105. P. 80−97. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.07.030

21. Nadeau J., Olafsen A. Country image evaluations and migration intentions, Place Branding and Public Diplomacy. 2015. No. 11. P. 293—308. doi:10.1057/pb.2015.8.

22. Roth K.P., Diamantopoulos A. Advancing the country image construct // Journal of Business Research. 2009. Vol. 62. No. 7. P. 726–740. DOI: 10.1016/j.jbusres.2008.05.014

23. Shchekoturov A.V., Krishtal M.I., Zimovina E.P. Media Images of the Kaliningrad Region in the Structure of Migration Attitudes of Millennials and the Reform Generation // Baltic Region. 2021. Vol. 13. No S2. P. 165-182. DOI: 10.5922/2079-8555-2021-2-9.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх