Владимир Соловьев и Жозеф де Местр

 
Код статьиS004287440005743-2-1
DOI10.31857/S004287440005743-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы175-187
Аннотация

Отношение Соловьева к Жозефу де Местру поражает своей парадоксальностью. Имя это яркого и убежденного пропагандиста католицизма отсутствует в работах Соловьева, посвященных католической церкви, и неожиданно появляется в статье «Cлавянофильство и его вырождение». В этой статье де Местр представлен как учитель славянофилов, для которых привлекательность его политического консерватизма затмила неприемлемую для них религиозную систему, симпатии к иезуитам и даже неприязненное отношение к русскому народу и его религии. Для Соловьева это является одним из доказательств несостоятельности славянофильской доктрины. При этом Соловьев не сам устанавливает генетическую связь между де Местром и поздними славянофилами, а лишь приводит мысли из статьи писателя славянофильского направления П.А. Матвеева. В дальнейшем знакомство с работами де Местра позволило Соловьеву сформулировать собственное критическое отношение к его идеям. Несмотря на ряд совпадений в отношении к католицизму и к папе Римскому, Соловьев фактически отказал де Местру в праве считаться христианским мыслителем из-за его положительного отношения к смертной казни и идеализации палача. В этом, по мнению Соловьева, проявилось свойственные средневековому мировоззрению языческие корни.

Ключевые словаВ.С. Соловьев, Ж. де Местр, католицизм, папство, славянофилы, свобода, личность, общество
Получено28.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов42474
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Среди большого количества статей (около 200), написанных Владимиром Соловьевым для Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, есть статья о Жозефе де Местре [Соловьев 1966з,]. Сам по себе этот факт мало о чем говорит. Но если учесть интерес Соловьева к католицизму1, то можно было бы предположить, что Местр, один из выдающихся пропагандистов католицизма и поборников папской власти, каким-то образом вписывается в круг его религиозных взглядов. Между тем имя Местра не встречается в работах Соловьева о католической церкви и неожиданно появляется в его полемике со славянофилами. В чем причина? Для ответа на этот вопрос нужно ответить еще на два других: как религиозные взгляды Соловьева соотносятся со взглядами Местра? И когда Соловьев познакомился с сочинениями Местра? 1. Тема «Соловьев и католицизм» давно и плодотворно обсуждается в литературе о Соловьеве [Лосев 1990; Пруаяр 1993; Левицкий 1996; Соловьев 1997; Гаврилов 1999; Мюллер 2000; Гайденко 2001; Аляев 2016; D’Herbigny 1934; Falk 434; Müller 1951; Szylkarski 1951; Paplauskas-Raminas 1950; Rupp 1975; Rupp 1975a; Congar 1979; Patrimonio 1979]. Все эти исследования посвящены либо выяснению биографических подробностей, связанных с вероисповеданием Соловьева, либо осмыслению места католической церкви в его историософии. Вопрос об отношении Соловьева к Жозефу де Местру данными авторами не только не рассматривается, но и не ставится. Единственной известной мне работой, посвященной этой теме, является неопубликованный доклад Б.В. Межуева, с текстом которого автор меня любезно ознакомил, за что выражаю ему благодарность. Ряд положений этого доклада получил в данной статье дальнейшее развитие.
2 Интерес к проблемам католицизма и папства у Соловьева возник весной 1882 г., о чем он сообщил И.С. Аксакову в февральском письме за 1883 г.: «Содержание статьи о католич и разд церквей я обдумывал с прошлой весны, т.е. почти целый год»2. В том же письме Соловьев пояснял: «Говоря о примирении с католичеством, я тем самым уже предполагаю, что католичество в принципе не ложно, потому что с ложью мириться нельзя. Я в католичестве вижу ложное применение, а применение может и перемениться» [Соловьев 1970а, 19–20]. Противопоставлению истинного католицизма и его ложного применения в «Великом споре» соответствует противопоставление папства и папизма. Папство – это законная, идущее от Христа, центральная власть видимой церкви, необходимость которой диктуется воинствующим характером Церкви. Папизм – «…стремление поставить эту власть на почву внешнего формального права, обосновать ее юридически, укрепить ее ловкой политикой, защищать силой оружия» [Соловьев 1966а, 86]. На протяжении средних веков, как пишет Соловьев, «…целая школа латинских богословов и канонистов, поощряемая многими папами, выработала учение о том, что высшая власть церкви заключает в себе и верховную светскую власть, что папа не только первосвященник, но и царь, что государственная власть есть только отрасль папской власти, поручаемая папой светским государям» [Соловьев 1966б, 92]. 2. Имеется в виду книга «Великий спор и христианская политика», публиковавшаяся в газете «Русь» на протяжении всего 1883 г.
3 Можно ли, следуя логике Соловьева, включить Местра в число последователей идеологов папизма? Сам Местр не только не делает различия между папизмом и папством, но и в самом слове «папизм» он усматривает оскорбительное извращение истинной сути паства противниками католицизма: «Прозвище папист и сейчас есть то, чем было оно всегда, – обыкновенным оскорблением, причем оскорблением дурного тона, которое даже у протестантов уже нельзя услышать из уст порядочного человека» [Maistre 1884, 470]. Противопоставление папства и папизма дает возможность Соловьеву, с одной стороны, снять ответственность с католической церкви за схизму, а с другой стороны, исключить возможность возложения этой ответственности только на одну из сторон. Если папство справедливо «утверждает единство воинствующей Церкви через централизацию духовной власти», то папизм извращает это утверждение насильственным подавлением «местной церковной независимости» [Соловьев 1966б, 101]. Для Местра папство – это, прежде всего, историческая реальность, оправдываемая им полностью и безоговорочно [Breton 1931; Lafage 1998, 219–237]. Поэтому «…всякая отпавшая от Рима церковь является протестантской. В самом деле, протестует ли она сегодня или протестовала вчера, протестует ли она по поводу одного догмата, двух или десяти, в любом случае она протестует против единства и всемирной власти» [Maistre 1884, 460].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1922

Оценка читателей: голосов 0

1. Гиляров-Платонов 1884 – Гиляров-Платонов Н.П. Откуда нигилизм // Русь. 1884. №24. 15 декабря. С. 13–26 [Gilyarov-Platonov, Nikita P. Where nihilism (In Russian)].

2. Матвеев 1889а – П. М-евъ. Жозеф де Местр и его политическая доктрина // Русский вестник. 1889. № 5. С. 220–238 [Matveev, Pavel A. (1889) Joseph de Mestre and his political doctrine (In Russian)].

3. Матвеев 1889б – П. М-евъ. Жозеф де Местр и его политическая доктрина // Русский вестник. 1889. № 6. С. 74–95 [Matveev, Pavel A. (1889) Joseph de Mestre and his political doctrine Russkiy Vestnik, Part II, In Russian].

4. Местр 1998 – Местр Ж. де. Санкт-Петербургские вечера. СПб.: Алетейя, 1998 [Maistre, Joseph de (1821) Les Soirees St. De Saint-Petersbourg, (Russian Translation 1998)].

5. Соловьев 1966а – Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика // Соловьев В.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 4. С. 3–242. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Great Debate and Christian Politics ((In Russian)].

6. Соловьев 1966б – Соловьев В.С. История и будущность теократии // Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 4. С. 76–102. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1966 [Solovyov, Vladimir S.]

7. Соловьев 1966в – Соловьев В.С. Славянский вопрос // Соловьев В.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 5. С. 58–74. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Slawdom’s Question (In Russian)].

8. Соловьев 1966г – Соловьев В.С. Славянофильство и его вырождение // Соловьев В.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 5. С. 181–244. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Slavophilism and its Degeneration (In Russian)].

9. Соловьев 1966д – Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания // Соловьев В.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 6. С. 381––393. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1966 [Solovyov, Vladimir S.]

10. Соловьев 1966е – Соловьев В.С. Право и нравственность // Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 8. С. 519–Брюссель: «Жизнь с Богом», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Law and Morality (In Russian)].

11. Cоловьев 1966ж – Соловьев В.С. Идея человечества у Августа Конта // Соловьев В.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 9. С. 172–193. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Manhood Idea at Auguste Caumte (In Rissian)].

12. Cоловьев 1966з – Соловьев В.С. Мэстр // Соловьев В.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 10. С. 429–435. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Maistre, Joseph de (in Russian)].

13. Cоловьев 1966и – Соловьев В.С. Владимир Святой и христианское государство // Соловьев В.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 11. С. 121–138. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Vladimir Saint and Christian State (in Russian)].

14. Cоловьев 1966к – Соловьев В.С. Русская идея // Соловьев В.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 11. С. 90–120. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Russian Idea (in Russian)].

15. Cоловьев 1966л – Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь // Соловьев В.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 11. С. 139–348. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Russia and Universal Church (in Russian)].

16. Cоловьев 1966м – Соловьев В.С. Письмо императору Николаю II // Соловьев В.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 11. С. 452–456[Solovyov, Vladimir Letter to Emperor Nicholas II (in Russian)]..

17. Cоловьев 1966н – Соловьев В.С. Рецензия на книгу Е.Н. Трубецкого «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке» // Соловьев В.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 12. С. 351–355[Solovyov, Vladimir S. Russia and Universal Church (in Russian)]..

18. Соловьев 1970а – Соловьев В.С. Письмо И.С. Аксакову в феврале 1883 г. // Соловьев В.С. Письма в четырех томах. Т.4. Брюссель: «Жизнь с Богом». С. 19–20 [Solovyov, Vladimir S. Letter to I. S. Aksakov, February 1883, (in Russian)].

19. Соловьев 1970б – Соловьев В.С. Письмо брату М.С. Соловьеву от марта 1887 г. // Соловьев В.С. Письма в четырех томах. Т.4. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1970. С. 106–108 [Solovyov, Vladimir S. Letter to Brother, M.S. Solovyov, March 1887 (in Russian)]

20. Соловьев 1970в – Соловьев В.С. Письмо Й.Ю. Штросмайеру, 21 сентября 1886 // Соловьев В.С. Письма в четырех томах. Т.1. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1970. C. 183–190 [Solovyov, Vladimir S. Letter to J. Strossmayer, 21 September, 1868 (Russian Translation)].

21. Чаадаев 1991 – Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1. М.: Наука, 1991 [Chaadayev, P.Ya. Complete works and Selected Letters. In Russian].

22. Bergeret 1888 – Bergeret Gaston Principes de politique. Essais sur l’objet, la methode et la forme des divers gouvernements l’organisation des peuples et les theories de la souverainete avec apercu des principales quetions constitutionnelles. Paris: Libraire illustree, [1888]

23. Maistre 1884 – Maistre J. de. Du pape // Oeuvres completes. Т.2. Lyon, 1884

24. Аляев 2016 – Аляев Г.E. Идея Вселенской церкви и «католицизм» Вл. Соловьева в восприятии и творчестве позднего С. Франка // Соловьевские исследования. 2016. Вып. 2(50) Иваново: ИГЭУ. С. 114–132.

25. Гаврилов 1999 – Гаврилов М. Был ли Соловьев католиком или православным? // Символ=Symbol. Париж, 1999. № 41. С.289–315.

26. Гайденко 2001 – Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

27. Глод 2012 – Глот П. Жозеф де Местр и Луи Бональд. Контрреволюционные мыслители: сходства и различия // Актуальность Жозефе де Местра. Материалы росийско-французской конференции. М.: РГГУ, 2012. С. 31–50.

28. Кантор 2004 – Кантор В.К. Владимир Соловьев: имперские проблемы всемирной теократии // Вопросы философии. 2004. № 4. С. 126–144.

29. Кантор 2007 – Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. М.: Росспэн, 2007.

30. Кантор 2010 – Кантор В.К. Владимир Соловьев о соблазне национализма // Соловьевские исследования. 2004. № 4(28) С. 35–47.

31. Красицкий 2009 – Красицкий Ян. Бог, Человек и Зло. Исследование философии Владимира Соловьева. М.: Прогресс-Традиция, 2009.

32. Левицкий 1996 – Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии М.: Канон, 1996.

33. Лосев А.Ф. 1990 – Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990.

34. Мюллер 2000 – Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

35. Пруаяр 1993 – Пруаяр де Ж. Владимир Соловьев о Римско-католической Церкви // Новая Европа. № 2. 1993. С. 59–78.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх