Vladimir Solovyov and Joseph de Maistre

 
PIIS004287440005743-2-1
DOI10.31857/S004287440005743-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: National Research University "Higher School of Economics"
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages175-187
Abstract

Solovyov’s attitude to Joseph de Mestre is striking in its paradox. The name of this bright and convinced propagandist of Catholicism is absent from the works of Solovyov on the Catholic Church, and unexpectedly appears in the article “Slavophilism and its degeneration”. In this article, Mestre is presented as a teacher of Slavophiles, for whom the attractiveness of his political conservatism overshadowed an unacceptable for them religious system, sympathy for the Jesuits, and even hostility towards the Russian people and their religion. For Solovyov this is one of the evidence of the inconsistency of the Slavophil doctrine. At the same time, Soloviev does not himself establish a genetic link between the Mestre and the late Slavophiles, but merely cites the thoughts from the article of the writer of the Slavophile direction P.A. Matveyev. Further acquaintance with the works of Mestre allowed Solovyov to formulate his own critical attitude to his ideas. Despite a number of coincidences in relation to Catholicism and to Pope, Solovyov actually denied Mestres the right to be considered a Christian thinker because of his positive attitude towards the death penalty and the idealization of the executioner. In this, according to Solovyov, pagan roots features characteristic of the medieval worldview were revealed.

KeywordsV.S. Solovyov, J. de Maistre, Catholicism, papacy, Slavophiles, freedom, personality, society
Received28.07.2019
Publication date28.07.2019
Number of characters42474
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Среди большого количества статей (около 200), написанных Владимиром Соловьевым для Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, есть статья о Жозефе де Местре [Соловьев 1966з,]. Сам по себе этот факт мало о чем говорит. Но если учесть интерес Соловьева к католицизму1, то можно было бы предположить, что Местр, один из выдающихся пропагандистов католицизма и поборников папской власти, каким-то образом вписывается в круг его религиозных взглядов. Между тем имя Местра не встречается в работах Соловьева о католической церкви и неожиданно появляется в его полемике со славянофилами. В чем причина? Для ответа на этот вопрос нужно ответить еще на два других: как религиозные взгляды Соловьева соотносятся со взглядами Местра? И когда Соловьев познакомился с сочинениями Местра? 1. Тема «Соловьев и католицизм» давно и плодотворно обсуждается в литературе о Соловьеве [Лосев 1990; Пруаяр 1993; Левицкий 1996; Соловьев 1997; Гаврилов 1999; Мюллер 2000; Гайденко 2001; Аляев 2016; D’Herbigny 1934; Falk 434; Müller 1951; Szylkarski 1951; Paplauskas-Raminas 1950; Rupp 1975; Rupp 1975a; Congar 1979; Patrimonio 1979]. Все эти исследования посвящены либо выяснению биографических подробностей, связанных с вероисповеданием Соловьева, либо осмыслению места католической церкви в его историософии. Вопрос об отношении Соловьева к Жозефу де Местру данными авторами не только не рассматривается, но и не ставится. Единственной известной мне работой, посвященной этой теме, является неопубликованный доклад Б.В. Межуева, с текстом которого автор меня любезно ознакомил, за что выражаю ему благодарность. Ряд положений этого доклада получил в данной статье дальнейшее развитие.
2 Интерес к проблемам католицизма и папства у Соловьева возник весной 1882 г., о чем он сообщил И.С. Аксакову в февральском письме за 1883 г.: «Содержание статьи о католич и разд церквей я обдумывал с прошлой весны, т.е. почти целый год»2. В том же письме Соловьев пояснял: «Говоря о примирении с католичеством, я тем самым уже предполагаю, что католичество в принципе не ложно, потому что с ложью мириться нельзя. Я в католичестве вижу ложное применение, а применение может и перемениться» [Соловьев 1970а, 19–20]. Противопоставлению истинного католицизма и его ложного применения в «Великом споре» соответствует противопоставление папства и папизма. Папство – это законная, идущее от Христа, центральная власть видимой церкви, необходимость которой диктуется воинствующим характером Церкви. Папизм – «…стремление поставить эту власть на почву внешнего формального права, обосновать ее юридически, укрепить ее ловкой политикой, защищать силой оружия» [Соловьев 1966а, 86]. На протяжении средних веков, как пишет Соловьев, «…целая школа латинских богословов и канонистов, поощряемая многими папами, выработала учение о том, что высшая власть церкви заключает в себе и верховную светскую власть, что папа не только первосвященник, но и царь, что государственная власть есть только отрасль папской власти, поручаемая папой светским государям» [Соловьев 1966б, 92]. 2. Имеется в виду книга «Великий спор и христианская политика», публиковавшаяся в газете «Русь» на протяжении всего 1883 г.
3 Можно ли, следуя логике Соловьева, включить Местра в число последователей идеологов папизма? Сам Местр не только не делает различия между папизмом и папством, но и в самом слове «папизм» он усматривает оскорбительное извращение истинной сути паства противниками католицизма: «Прозвище папист и сейчас есть то, чем было оно всегда, – обыкновенным оскорблением, причем оскорблением дурного тона, которое даже у протестантов уже нельзя услышать из уст порядочного человека» [Maistre 1884, 470]. Противопоставление папства и папизма дает возможность Соловьеву, с одной стороны, снять ответственность с католической церкви за схизму, а с другой стороны, исключить возможность возложения этой ответственности только на одну из сторон. Если папство справедливо «утверждает единство воинствующей Церкви через централизацию духовной власти», то папизм извращает это утверждение насильственным подавлением «местной церковной независимости» [Соловьев 1966б, 101]. Для Местра папство – это, прежде всего, историческая реальность, оправдываемая им полностью и безоговорочно [Breton 1931; Lafage 1998, 219–237]. Поэтому «…всякая отпавшая от Рима церковь является протестантской. В самом деле, протестует ли она сегодня или протестовала вчера, протестует ли она по поводу одного догмата, двух или десяти, в любом случае она протестует против единства и всемирной власти» [Maistre 1884, 460].

Number of purchasers: 3, views: 1735

Readers community rating: votes 0

1. Gilyarov-Platonov 1884 – Gilyarov-Platonov N.P. Otkuda nigilizm // Rus'. 1884. №24. 15 dekabrya. S. 13–26 [Gilyarov-Platonov, Nikita P. Where nihilism (In Russian)].

2. Matveev 1889a – P. M-ev'. Zhozef de Mestr i ego politicheskaya doktrina // Russkij vestnik. 1889. № 5. S. 220–238 [Matveev, Pavel A. (1889) Joseph de Mestre and his political doctrine (In Russian)].

3. Matveev 1889b – P. M-ev'. Zhozef de Mestr i ego politicheskaya doktrina // Russkij vestnik. 1889. № 6. S. 74–95 [Matveev, Pavel A. (1889) Joseph de Mestre and his political doctrine Russkiy Vestnik, Part II, In Russian].

4. Mestr 1998 – Mestr Zh. de. Sankt-Peterburgskie vechera. SPb.: Aletejya, 1998 [Maistre, Joseph de (1821) Les Soirees St. De Saint-Petersbourg, (Russian Translation 1998)].

5. Solov'ev 1966a – Solov'ev V.S. Velikij spor i khristianskaya politika // Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 4. S. 3–242. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Great Debate and Christian Politics ((In Russian)].

6. Solov'ev 1966b – Solov'ev V.S. Istoriya i buduschnost' teokratii // Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 4. S. 76–102. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1966 [Solovyov, Vladimir S.]

7. Solov'ev 1966v – Solov'ev V.S. Slavyanskij vopros // Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 5. S. 58–74. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Slawdom’s Question (In Russian)].

8. Solov'ev 1966g – Solov'ev V.S. Slavyanofil'stvo i ego vyrozhdenie // Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 5. S. 181–244. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Slavophilism and its Degeneration (In Russian)].

9. Solov'ev 1966d – Solov'ev V.S. Ob upadke srednevekovogo mirosozertsaniya // Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 6. S. 381––393. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1966 [Solovyov, Vladimir S.]

10. Solov'ev 1966e – Solov'ev V.S. Pravo i nravstvennost' // Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 8. S. 519–Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Law and Morality (In Russian)].

11. Colov'ev 1966zh – Solov'ev V.S. Ideya chelovechestva u Avgusta Konta // Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 9. S. 172–193. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Manhood Idea at Auguste Caumte (In Rissian)].

12. Colov'ev 1966z – Solov'ev V.S. Mehstr // Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 10. S. 429–435. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Maistre, Joseph de (in Russian)].

13. Colov'ev 1966i – Solov'ev V.S. Vladimir Svyatoj i khristianskoe gosudarstvo // Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 11. S. 121–138. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Vladimir Saint and Christian State (in Russian)].

14. Colov'ev 1966k – Solov'ev V.S. Russkaya ideya // Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 11. S. 90–120. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Russian Idea (in Russian)].

15. Colov'ev 1966l – Solov'ev V.S. Rossiya i Vselenskaya tserkov' // Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 11. S. 139–348. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1966 [Solovyov, Vladimir S. Russia and Universal Church (in Russian)].

16. Colov'ev 1966m – Solov'ev V.S. Pis'mo imperatoru Nikolayu II // Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 11. S. 452–456[Solovyov, Vladimir Letter to Emperor Nicholas II (in Russian)]..

17. Colov'ev 1966n – Solov'ev V.S. Retsenziya na knigu E.N. Trubetskogo «Religiozno-obschestvennyj ideal zapadnogo khristianstva v XI veke» // Solov'ev V.S. Sobranie sochinenij v dvenadtsati tomakh. T. 12. S. 351–355[Solovyov, Vladimir S. Russia and Universal Church (in Russian)]..

18. Solov'ev 1970a – Solov'ev V.S. Pis'mo I.S. Aksakovu v fevrale 1883 g. // Solov'ev V.S. Pis'ma v chetyrekh tomakh. T.4. Bryussel': «Zhizn' s Bogom». S. 19–20 [Solovyov, Vladimir S. Letter to I. S. Aksakov, February 1883, (in Russian)].

19. Solov'ev 1970b – Solov'ev V.S. Pis'mo bratu M.S. Solov'evu ot marta 1887 g. // Solov'ev V.S. Pis'ma v chetyrekh tomakh. T.4. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1970. S. 106–108 [Solovyov, Vladimir S. Letter to Brother, M.S. Solovyov, March 1887 (in Russian)]

20. Solov'ev 1970v – Solov'ev V.S. Pis'mo J.Yu. Shtrosmajeru, 21 sentyabrya 1886 // Solov'ev V.S. Pis'ma v chetyrekh tomakh. T.1. Bryussel': «Zhizn' s Bogom», 1970. C. 183–190 [Solovyov, Vladimir S. Letter to J. Strossmayer, 21 September, 1868 (Russian Translation)].

21. Chaadaev 1991 – Chaadaev P.Ya. Polnoe sobranie sochinenij i izbrannye pis'ma. T.1. M.: Nauka, 1991 [Chaadayev, P.Ya. Complete works and Selected Letters. In Russian].

22. Bergeret 1888 – Bergeret Gaston Principes de politique. Essais sur l’objet, la methode et la forme des divers gouvernements l’organisation des peuples et les theories de la souverainete avec apercu des principales quetions constitutionnelles. Paris: Libraire illustree, [1888]

23. Maistre 1884 – Maistre J. de. Du pape // Oeuvres completes. T.2. Lyon, 1884

24. Alyaev 2016 – Alyaev G.E. Ideya Vselenskoj tserkvi i «katolitsizm» Vl. Solov'eva v vospriyatii i tvorchestve pozdnego S. Franka // Solov'evskie issledovaniya. 2016. Vyp. 2(50) Ivanovo: IGEhU. S. 114–132.

25. Gavrilov 1999 – Gavrilov M. Byl li Solov'ev katolikom ili pravoslavnym? // Simvol=Symbol. Parizh, 1999. № 41. S.289–315.

26. Gajdenko 2001 – Gajdenko P.P. Vladimir Solov'ev i filosofiya Serebryanogo veka. M.: Progress-Traditsiya, 2001.

27. Glod 2012 – Glot P. Zhozef de Mestr i Lui Bonal'd. Kontrrevolyutsionnye mysliteli: skhodstva i razlichiya // Aktual'nost' Zhozefe de Mestra. Materialy rosijsko-frantsuzskoj konferentsii. M.: RGGU, 2012. S. 31–50.

28. Kantor 2004 – Kantor V.K. Vladimir Solov'ev: imperskie problemy vsemirnoj teokratii // Voprosy filosofii. 2004. № 4. S. 126–144.

29. Kantor 2007 – Kantor V.K. Sankt-Peterburg: Rossijskaya imperiya protiv rossijskogo khaosa. M.: Rosspehn, 2007.

30. Kantor 2010 – Kantor V.K. Vladimir Solov'ev o soblazne natsionalizma // Solov'evskie issledovaniya. 2004. № 4(28) S. 35–47.

31. Krasitskij 2009 – Krasitskij Yan. Bog, Chelovek i Zlo. Issledovanie filosofii Vladimira Solov'eva. M.: Progress-Traditsiya, 2009.

32. Levitskij 1996 – Levitskij S.A. Ocherki po istorii russkoj filosofii M.: Kanon, 1996.

33. Losev A.F. 1990 – Losev A.F. Vladimir Solov'ev i ego vremya. M.: Progress, 1990.

34. Myuller 2000 – Myuller L. Ponyat' Rossiyu: istoriko-kul'turnye issledovaniya. M.: Progress-Traditsiya, 2000.

35. Pruayar 1993 – Pruayar de Zh. Vladimir Solov'ev o Rimsko-katolicheskoj Tserkvi // Novaya Evropa. № 2. 1993. S. 59–78.

Система Orphus

Loading...
Up