Религиозные идеи и практика суфийских орденов

 
Код статьиS004287440005428-5-1
DOI10.31857/S004287440005428-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: университет Ханьян
Адрес: Южная Корея, Сеул
Должность: Профессор
Аффилиация: университет Ханьян
Адрес: Южная Корея, Сеул
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №6
Страницы206-213
Аннотация

В статье рассматривается понятие «ордена», религиозного «братства» в суфийской традиции. Прослеживаются причины и стадии формирования орденов, на нескольких примерах исследуются обстоятельства, ведшие к их распространению в разных регионах исламского мира, в том числе на Северном Кавказе. Исследуются основные идеи суфизма, практическое осуществление которых предполагало объединение верующих в особого рода братства. Важнейшей характеристикой таких объединений выступают правила наставничества, ключевую роль играют взаимоотношения между учителем и учениками.

Ключевые словаислам, суфизм, тарикат
Получено06.06.2019
Дата публикации11.06.2019
Кол-во символов16095
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Многочисленные суфийские ордена широко распространены в исламском мире, как среди суннитов, так и среди шиитов, в том числе в общинах Европы и Америки. Их специфика обусловлена традициями народов, среди которых он распространяется. Особенности суфийского учения, его теории и практики можно выявить наглядно, лишь сопоставляя его с ортодоксальным исламом [Керимов 2009]. Рядовых членов ордена часто объединяет не только приверженность шейху, но и общность социального положения и профессиональных занятий. Традиционно ордена выполняли как религиозные, так и многочисленные социальные функции. Удовлетворяя потребность верующих в личной религии, убеждая в возможности непосредственного общения с верховным существом и освобождая от жестких предписаний ортодоксального вероучения, они удерживали от ереси, направляли духовный протест в регулируемое русло [Степанянц 1987, 9].
2 С развитием орденов первоначальные тенденции к свободомыслию постепенно исчезали. Принципиальное несоответствие жесткой структуры ордена личному характеру суфийского духовного поиска вело, с одной стороны, к деградации суфизма как мистического направления мысли, а с другой, ослабляло изнутри саму организацию орденов [Степанянц 1980, 111].
3 Надо сказать, что термин «орден» вносит христианско-католический подход в описание мусульманских движений. Однако исследования, например, среднеазиатского суфизма показывают, что «ордена» никогда не имели единого центра власти и четкой иерархии. Скорее можно говорить о множестве независимых друг от друга местных общин («традиций», «течений»); в жесткой конкуренции между ними происходило и происходит формирование представлений о «классической» и «маргинальной» моделях того или иного суфийского направления, возникали и возникают условные границы между накшбандийа и йасавийа, накшбандийа и кубравийа и т.д. и внутри них [Суфизм 2001, 120]. Один из основателей суфийской школы накшбандийя прямо указывал, что суфий должен жить среди людей и работать в миру, дабы не потерять связи с реальностью. Быть в миру, но не от мира – один из девизов суфиев [Третьяков 2015, 7]. Суфийский орден считается тайным, ибо он отрыт лишь для немногих избранных, кому можно доверить божественные тайны. Суфийские братства были центрами распространения ислама, но если воители утверждали ислам силой оружия, то суфии, олицетворявшие набожность и исламскую мораль, хорошо знавшие местные обычаи и традиции, способствовали их сращиванию с нормами ислама и его укоренению в сознании населения [Прозоров 2016, 136]. Каждый орден разделялся на множество мелких общин и в таком виде распространялся во всем мусульманском мире. Почти в каждом городе или местечке непременно была община, обыкновенно состоящая из двадцати-сорока мужчин, а иногда и женщин [Шумов, Андреев (сост.) 2002, 87].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 3042

Оценка читателей: голосов 0

1. Abdulatipov, Ramazan G. (2002), Fates of Islam in Russia, Mysl, Moscow (in Russian).

2. Abdul-Kadyr, Isa (2004), Truth of Sufism, Ansar, Moscow (in Russian).

3. Aitzhanova, Asel (2015), Islam and Veda, Essay in Comparative Study of Sufi et Vaishnava Religious Traditions, 108 Edition, Smolensk (in Russian).

4. Akimushkin, Oleg F. (2002) УSufi Brotherhoods: Complex Knot of ProblemsФ, Trimingham, John Spencer, The Sufi Orders in Islam, Russian Translation, Vostochnaya Literatura, Moscow (in Russian).

5. Aleskerova, Nesrin E. (2015), Sufi Halvatiya Order, St. Petersburg Centre for Oriental Studies, St. Petersburg (in Russian).

6. Alikberov, Alikber K. (2003), Period of Classical Islam at the Caucasus, Vostochnaja literatura, Moscow (in Russian).

7. Avksentyev A. Islam of the North Caucasus. Stavropol: Stavropol'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 1984 (in Russian).

8. Baddeley John (1908) The Russian conquest of the Caucasus, Longmans, Green and Co., London, New York, Bombay, Calcutta (Russian Translation 2010).

9. Baldock, John (2004), The Essence of Sufism, Chartwell Books, Edison, New Jersey (Russian Translation 2015).

10. Baranets, Alexandra A. (2000) Mysticism in Christian and Muslim Cultures: a Comparative Approach, DSc Diss., Rostov-on-Don (in Russian).

11. Bartold, Vasily V. (2012), Islam. Culture of Muslims. Muslim World, Knizhnyi klub Knigowek, Moscow (in Russian).

12. Birinjkar, Rida (2014). Getting to Know Islamic Sciences: Kalam, Falsafa, Irfan, Translated from Farsi by S. Hojaniyozov, Sadra, Moscow (in Russian).

13. Bulatov, Abdulgamid O. (2002) Sufism in the North-Eastern Caucasus. History and transformation, Vostochnaya literatura, Moscow (in Russian).

14. Degoev, Vladimir V. (2001) Imam Shamil: Prophet, Lord, Warrior, Russkaya panorama, Moscow (in Russian).

15. Efremova, Natalia V. (2016) Islam. Philosophy. Religion. Culture, Nauka, Vostochnaya Literatura, Moscow (in Russian).

16. Ernst, Carl W. (2003), Following Muhammad: Rethinking Islam in the Contemporary World, University of North Carolina Press, Chapel Hill & London (Russian Translation 2011).

17. Gammer, Moshe (1992) Muslim Resistance to the Tsar. Shamil and the Conquest of Chechnia and Daghestan, Frank Cass, London (Russian Translation 1998).

18. Gogiberidze, Georgy M. (2009) Islam: Dictionary, Fenix, Rostov-on-Don (in Russian).

19. Hazrat Maseehullah Khan Saheb (2008) Sharia and Tariqa, Selected Sayings, Dilja, Moscow & St. Petersburg (Russian Translation).

20. Inayat Khan (1914) A Sufi Message of Spiritual Liberty, The Theosophical Publishing Society, London (Russian Translation 2014).

21. Kafarov T.E. Ethical Heritage of the Dagestan Folks. Doctor of Sciences in PhilosophyЕ Thesis. Moscow, 2001 (in Russian).

22. Kerimov, Gasym M. (2009) УSufism: a Mystical Branch in IslamФ, Questions of religion and religious studies, Issue 1, Part 2, pp. 229Ц240 (in Russian).

23. Khanykov, Nikolai V. (1847) УOn Murids and MuridismФ, Kavkaz, Special Issue 1, pp. 136Ц166. (in Russian)

24. Krymin, Aleksey V. (2004) УTarikatФ, Kavkazskij sbornik, Issue 1 (33), Russkaja panorama, Moscow, pp. 137Ц148 (in Russian).

25. Lavsky, Victor V., ed. (2002) Sufi Wisdom, MarT, Rostov-on-Don (in Russian).

26. Leaman, Oliver (2002) An Introduction to Classical Islamic Philosophy, Cambridge University Press, Cambridge (Russian Translation 2007).

27. Osley, Eric (2008), Conquest of the Caucasus: Geopolitical Epic and the War for Influence, Vagrius, Moscow (in Russian).

28. Pokrovsky, Nikolay I. (2000), Caucasian Wars and Shamil Imamat, ROSSPEN, Moscow (in Russian).

29. Prozorov, Stanislav M. (2016), Islam as an Ideological System, Vol. II, Nauka, Vostochnaya Literatura, Moscow (in Russian).

30. Prozorov, Stanislav M., ed. (2012) Islam in the Territory of the Former Russian Empire. Encyclopedic Dictionary, Issue 5, Vostochnaya Literatura, Moscow (in Russian).

31. Shikhaliev, Shamil Sh. (2003) УFrom the history of the emergence in Dagestan of followers of the Nakshbandi and Shazili tariqatsФ, State and Religion in Dagestan, No 1 (4), pp. 39Ц57 (in Russian).

32. Shumov, Sergey, Andreev, Alexander, eds. (2002) Wahhabis of the 18th Ц 20th Centuries. Historical research, Monolit-Eurolints-Traditsiya, Moscow (in Russian)

33. Smirnov, Nikolay A. (1963) Muridism at Caucasus, Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, Moscow (in Russian).

34. Stepanyants, Marietta T. (1980), УHistorical Fates of SufismФ, Voprosy Filosofii, Vol. 6 (1980), pp. 101Ц113 (in Russian).

35. Stepanyants, Marietta T. (1987), Philosophical Aspects of Sufism, Nauka, Moscow (in Russian).

36. Sufism in the Central Asia: in Memoriam Fritz Meier (1912Ц1998). Saint Petersburg: Nauka, 2001 (in Russian).

37. Tretyakov, Nikolay Yu. (2015), Way to Freedom. Sufi Energy Practice, Dilja, Moscow (in Russian).

38. Trimingham, John Spencer (2002), The Sufi Orders in Islam, Oxford University Press, Oxford (Russian Translation 2002).

39. Zhukovets, Ruslan (2015) Essentials of Mystic Way, Svet, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх