Scientist’s Mission in the Disenchanted World

 
PIIS004287440005721-8-1
DOI10.31857/S004287440005721-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: associate professor, leading research fellow
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.
Address: Moscow, 12/1, Goncharnaya str., 109240, Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages28-32
Abstract

Today, when disappointment in cultural and social progress after the disasters and upheavals of the 20th century has not yet been overcome, new ways of understanding the role of science in society and culture have emerged, and questions about the vocation of the scientist are particularly acute. The report by M. Weber "Science as a Vocation" does not lose its relevance today. This is a problem testament of a thinker to many generations of scientists. It contains a controversial call for the value neutrality of science and states the inevitability of the scientist's appeal to the “last questions” of existence. The article deals with the existential problems, that received problematic coverage in M. Weber's report:  the vocation of a scientist, the specifics of his professional activity, the specialization and essence of science, the specifics of scientific activity, etc. It is shown that for understanding the existential significance of science, Weber turned to the foundations of morality, which were formulated by L. Tolstoy. The author focuses on the value bases of scientific knowledge, as Weber formulated them, and shows that they are acquiring a special meaning today in the framework of interdisciplinary research. Weber is trying to bring science back to reality, believing that it will allow it to disengage from religion and idealistic philosophy. And this idea of Weber, as shown in the article, is also relevant today, when science is trying to perform its cognitive functions, separating itself from political and economic conditions.

Keywordsscience, scientific activity, M. Weber, L. Tolstoy, interdisciplinarity, specialization, science as a vocation
AcknowledgmentThe research was performed within the project supported by Russian Science Foundation № 19-18-00494 «The mission of the scientist in the modern world; science as profession and vocation»
Received27.07.2019
Publication date28.07.2019
Number of characters11175
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Говоря о междисциплинарности и специализации как о проблемах науки, по-своему актуальных в начале XX века, М. Вебер отмечает неизбежность вторжения исследователя не только в свою, но и в другие области знания, особенно в социологии, а шире – в гуманитарных науках, т.е. неизбежность междисциплинарных исследований. При этом он подчеркивает возможность получения впечатляющих результатов в четком дисциплинарном поле: «…отдельный индивид может создать в области науки что-либо завершенное только при условии строжайшей специализации…» [Вебер 1990, 708]. Из рассуждений Вебера следует, что междисциплинарное исследование по большей части носит разведывательный характер. В случае специализации могут быть получены конкретные и более ощутимые результаты, решены конкретные задачи. Такое представление Вебера отвечает тем принципам, которые он ставил в отношении социологии.
2 М. Вебер констатирует небывалый расцвет науки и техники в XIX в. (в чем-то оправдавший веру человека в разум и прогресс), и одновременно сомневается в том, что этот прогресс не заведет человечество в новые тупики. Если говорить о связи науки и социального прогресса, что и делает Вебер, то этот акцент на растущей специализации и получении четких результатов понятен и логичен. Но Вебер понимает науку не только как стремление общества к прогрессу, к обустройству жизни. Он идет дальше, говоря о настоящей науке, науке – которая выше этого практического плана, которая затрагивает «последние вопросы». Поясняя эту задачу, М. Вебер обращается к Л.Н. Толстому, образно показывая, что наука помимо частных достижений должна стремиться к постижению и укреплению духовного содержания жизни человека и культуры. Подробно Вебер об этом не говорит, но здесь, на границе с этими вопросами, вряд ли он рекомендует науке оставаться в рамках строгой специализации. Скорее, она должна выходить за свои дисциплинарные и собственно научные пределы, конструируя модель человечности в контексте общего культурного гуманистического поиска.
3 Роль междисциплинарного исследования можно понимать как гуманизацию науки, сближение гуманитарных, естественных и технических наук с целью решения этих «последних» или экзистенциальных вопросов жизни человека, общества и культуры. Это действительно проблема для Вебера, который, говоря о судьбе эпохи, отмечает ее рационализацию и интеллектуализацию, идущую соразмерно с расколдовыванием мира, с уходом высших ценностей из общественной сферы [Вебер 1990, 733–734]. Акцент на специализации науки и обустройстве жизненного пространства человека в техническом аспекте может обернуться потерей ее человеческих ориентиров. В докладе можно усмотреть и предсказание Вебера об отдалении науки от человека и утрате ее ценностно-смыслового культурного горизонта. Наука может способствовать приближению к пониманию «последних вопросов» существования, выходя за дисциплинарные и собственно научные пределы в целях утверждения гуманистических культурных ценностей. Такой выход за пределы сциентизма осуществляют гуманитарные науки на этапе их неклассического развития, который можно интерпретировать как поворот к экзистенциальному содержанию жизненного мира человека.

Number of purchasers: 3, views: 1753

Readers community rating: votes 0

1. Veber 1990 ‒ Veber M. Nauka kak prizvanie i professiya // Veber M. Izbrannye proizvedeniya. M.: Progress. C. 707‒735 [Weber, Max Wissenschaft als Beruf (Russian translation)].

Система Orphus

Loading...
Up