Миссия ученого в «расколдованном» мире

 
Код статьиS004287440005721-8-1
DOI10.31857/S004287440005721-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы28-32
Аннотация

Сегодня, когда разочарование в культурном и общественном прогрессе после катастроф и потрясений XX в. все еще не преодолено, но при этом наметились новые способы осмысления роли науки в обществе и культуре, особенно актуальными оказываются вопросы о призвании ученого. Доклад М. Вебера «Наука как призвание и профессия», не теряет актуальности и сегодня. Это проблемное завещание мыслителя многим поколениям ученых. В нем содержится противоречивый призыв к ценностной нейтральности науки и констатируется неизбежность обращения ученого к «последним вопросам» существования. В статье рассматриваются экзистенциальные проблемы, получившие проблемное освещение в докладе М. Вебера: призвание ученого, особенности его профессиональной деятельности, специализация и сущности науки, специфика научной деятельности и др. Показано, что для осмысления экзистенциальной значимости науки Вебер обратился к основаниям нравственности, которые сформулировал Л. Толстой. Автор акцентирует внимание на ценностных основаниях научного знания, как их формулировал Вебер, и показывает, что они приобретают сегодня особое звучание в рамках междисциплинарных исследований. Вебер пытается возвратить науку к реальности, полагая, что это позволит ей размежеваться с религией и идеалистической философией. И эта мысль Вебера, как показано в статье, также актуальна сегодня, когда наука пытается выполнять свои познавательные функции, отграничиваясь от политических и экономических конъюнктур. 

Ключевые слованаука, научная деятельность, М. Вебер, Л. Толстой, междисциплинарность, специализация, наука как призвание
Источник финансированияИсследование выполнено по проекту РНФ № 19-18-00494 «Миссия ученого в современном мире: наука как профессия и призвание»
Получено27.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов11175
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Говоря о междисциплинарности и специализации как о проблемах науки, по-своему актуальных в начале XX века, М. Вебер отмечает неизбежность вторжения исследователя не только в свою, но и в другие области знания, особенно в социологии, а шире – в гуманитарных науках, т.е. неизбежность междисциплинарных исследований. При этом он подчеркивает возможность получения впечатляющих результатов в четком дисциплинарном поле: «…отдельный индивид может создать в области науки что-либо завершенное только при условии строжайшей специализации…» [Вебер 1990, 708]. Из рассуждений Вебера следует, что междисциплинарное исследование по большей части носит разведывательный характер. В случае специализации могут быть получены конкретные и более ощутимые результаты, решены конкретные задачи. Такое представление Вебера отвечает тем принципам, которые он ставил в отношении социологии.
2 М. Вебер констатирует небывалый расцвет науки и техники в XIX в. (в чем-то оправдавший веру человека в разум и прогресс), и одновременно сомневается в том, что этот прогресс не заведет человечество в новые тупики. Если говорить о связи науки и социального прогресса, что и делает Вебер, то этот акцент на растущей специализации и получении четких результатов понятен и логичен. Но Вебер понимает науку не только как стремление общества к прогрессу, к обустройству жизни. Он идет дальше, говоря о настоящей науке, науке – которая выше этого практического плана, которая затрагивает «последние вопросы». Поясняя эту задачу, М. Вебер обращается к Л.Н. Толстому, образно показывая, что наука помимо частных достижений должна стремиться к постижению и укреплению духовного содержания жизни человека и культуры. Подробно Вебер об этом не говорит, но здесь, на границе с этими вопросами, вряд ли он рекомендует науке оставаться в рамках строгой специализации. Скорее, она должна выходить за свои дисциплинарные и собственно научные пределы, конструируя модель человечности в контексте общего культурного гуманистического поиска.
3 Роль междисциплинарного исследования можно понимать как гуманизацию науки, сближение гуманитарных, естественных и технических наук с целью решения этих «последних» или экзистенциальных вопросов жизни человека, общества и культуры. Это действительно проблема для Вебера, который, говоря о судьбе эпохи, отмечает ее рационализацию и интеллектуализацию, идущую соразмерно с расколдовыванием мира, с уходом высших ценностей из общественной сферы [Вебер 1990, 733–734]. Акцент на специализации науки и обустройстве жизненного пространства человека в техническом аспекте может обернуться потерей ее человеческих ориентиров. В докладе можно усмотреть и предсказание Вебера об отдалении науки от человека и утрате ее ценностно-смыслового культурного горизонта. Наука может способствовать приближению к пониманию «последних вопросов» существования, выходя за дисциплинарные и собственно научные пределы в целях утверждения гуманистических культурных ценностей. Такой выход за пределы сциентизма осуществляют гуманитарные науки на этапе их неклассического развития, который можно интерпретировать как поворот к экзистенциальному содержанию жизненного мира человека.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1747

Оценка читателей: голосов 0

1. Вебер 1990 ‒ Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. C. 707‒735 [Weber, Max Wissenschaft als Beruf (Russian translation)].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх