Кант на все времена (Об этике Канта в 295-ю годовщину со дня его рождения)

 
Код статьиS004287440005718-4-1
DOI10.31857/S004287440005718-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы6-17
Аннотация

В статье обосновывается мысль, что предложенное Кантом понимание нравственности как автономии воли является важной вехой истории этики и одновременно с этим выражением нравственного самосознания человека постсредневековой эпохи. Этим определяется его непреходящее значение. Показано, что принципиальный антиэвдемонизм этики Канта, противостоящий этическому утилитаризму, отрицал счастье как основоположение нравственности и в то же время утверждал его как синтезирующую основу максим поведения и неотъемлемое право каждого человека самому устраивать свою жизнь. Особый акцент сделан на единстве первых двух критик Канта, на вопросе о том, почему разум может быть чистым только в его практическом, а именно, моральном, применении. Формулируется тезис, согласно которому критика чистого практического разума заключает в себе ответ не только на вопрос, что такое нравственность, но и на вопрос, что такое разум. Нравственный закон получает продолжение в праве, назначение которого состоит в том, чтобы гарантировать индивидуальные свободы в публичном пространстве, насколько это возможно согласно всеобщему законодательству. В целом автономная этика, понятая в качестве этики долга, интерпретируется как индивидуально ответственный способ бытия несовершенного разумного существа, каковым является человек. 

Ключевые словаэтика, Кант, этика Нового времени, Просвещение, этика утилитаризма, Критика чистого разума, Критика чистого практического разума, автономия воли, долг, счастье, мораль и право
Получено27.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов41255
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Обращаясь к этике Канта в 295-ю годовщину со дня его рождения, уместно задаться вопросом: заключает ли она идеи, которые обладают безусловной ценностью и сохраняет ли в полной мере свое значение для нас, людей ХХI в.? В предлагаемой статье обосновывается тезис, что такой идеей является понимание морали как автономии воли, самозаконодательства практического разума или, говоря по-другому, идея, согласно которой каждый индивид в качестве разумного существа является господином самому себе. Еще на первом, так называемом докритическом этапе своего развития, Кант сформулировал положение, которое выражало основной пафос его интеллектуальных занятий и духовных усилий на протяжении всей жизни: «Нет ничего ужаснее, когда действия одного человека должны подчиняться воле другого» [Кант 1964, 218]. Против этого ужаса, ужаса человеческого рабства, особенно отвратительного тогда, когда оно является добровольным, культивируется под аккомпанемент благих намерений и под прикрытием изощренных софизмов, Кант боролся всю жизнь и как философ, и как человек. Нас, конечно, прежде всего, интересует его философская борьба.1 1. Статья написана на основе лекции, прочитанной в кафедральном соборе города Калининграда 22 апреля 2019 г. в рамках ХII Кантовских чтений «Кант и этика Просвещения: исторические основания и современное значение».
2

Этика Канта в контексте новоевропейского идеала просвещения

3 Кант принадлежит Новому времени. Не только в том смысле, что он жил в это время. Он был одним из тех, кто выделил это время как историческую эпоху и стал ее лицом. Его основное сочинение «Критика чистого разума» (1781), благодаря которому скромный, хотя и известный, профессор философии стал мыслителем европейского масштаба, вышло за 8 лет до Великой французской революции. В эти годы последней трети XVIII в. новоевропейская цивилизация, которая в течение почти трех столетий до этого складывалась в недрах старого общества, сбросила с себя средневековую скорлупу и торжествовала окончательную победу. Когда мы говорим о новоевропейской цивилизации как особом типе общественного устройства, речь идет не только о качественных изменениях в производстве, экономике, политическом строе, науке, технологиях, но одновременно с этим и даже в первую очередь также об изменении самого человека, его самосознания, характера включенности в мир и ответственности за него. Это был новый этап в историческом становлении человека, его нравственном развитии. Этика Нового времени была важным элементом данного процесса, его выражением и движущей силой одновременно.
4 Этика Нового времени была постсредневековой. Ее общая тенденция состояла в том, чтобы вырвать мораль из церковно-теологического плена и взять под опеку разума, понять ее как дело человека, которое находится в пределах его ответственного существования. Основная проблема состояла в том, чтобы осмыслить мораль, которую возводили к Богу и рассматривали как предуготовление к потусторонней жизни, сквозь призму личного и общественного блага. Философы выделили отношение индивида и общества в качестве собственного предмета этического исследования. Они впервые интерпретировали человека как индивида, самостоятельную бытийную единицу, существенным и специфичным признаком которого является обладание разумом, способность мыслить и действовать согласно его указаниям. Cogito Декарта (1596–1677), которое было одним из начал философии Нового времени задало также субъектно ориентированную, индивидуалистическую направленность этическим исследованиям (Отметим в скобках, и для самого Декарта как человека формула «cogito ergo sum» имела личностный смысл, явилась итогом его поисков «самого себя» [Декарт 1989, 256]). То, что человек является разумным существом, философам было известно давно, еще Аристотель характеризовал его как самое разумное из всех живых существ. Новое заключалось в том, что индивид был оставлен наедине со своим разумом, он рассматривался не в связи с космосом, полисом, Богом, церковной общиной, цехом и другими защитными силами, а сам по себе, именно как индивид. Общество, отождествляемое по преимуществу с государством, также рассматривалось как нечто самостоятельное, существующее само по себе и для себя, со своими интересами, наподобие огромного чудовища, Левиафана, если воспользоваться образом Гоббса (1588–1679). Оно складывается и существует, конечно, в процессе взаимодействия индивидов, но взаимодействия вынужденного, осуществляемого в рамках определенных правил, ограничений и обязательств, которые имеют в виду благо государства и необходимы для его функционирования как целого – такого целого, которое противостоит отдельным индивидам. Этике предстояло найти формулу нравственно достойного общественного поведения в ситуации, когда индивид и общество противостоят друг другу в качестве различных самостоятельных субъектов. Новая историческая эпоха требовала таких форм опосредования отношений индивида и общества, которые бы учитывали самостоятельность каждой из сторон и могли бы получить их обоюдное одобрение. Этике предстояло ответить на вопрос о том, как, в какой перспективе сознательных человеческих усилий возможно взаимоприемлемое сочетание блага индивида и блага общества (государства). Она подошла к ответу на этот вопрос с двух разных сторон, со стороны индивида и со стороны общества, разработав учения, которые можно охарактеризовать как разновидности индивидуальной этики и социальной этики.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2789

Оценка читателей: голосов 0

1. Декарт 1989 – Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989 [Descartes, Rene Discourse on the Method (Russian Translation)].

2. Кант 2006 – Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. В 4 т. Т. 2. Ч. 1. М., 2006 [Kant, Immanuel Kritik der reinen Vernunft, (Russian Translation)].

3. Кант 1997а – Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. В 4 т. Т. 3. М., 1997 [Kant, Immanuel Grundlegung zur Metaphysik der Sitten (Russian Translation)].

4. Кант 1997б – Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. В 4 т. Т. 3. М., 1997 [Kant, Immanuel Kritik der praktischen Vernunft (Russian Translation)].

5. Кант 1993 – Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. В 4 т. Т. 1. М.: 1993 [Kant, Immanuel Uber den Gemeinspruch: Das mag in der Theorie richtig sein, taugt aber nicht fur die Praxis (Russian Translation)].

6. Кант 1965 – Кант И. Метафизика нравственности // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 4 (2). М., 1965 [Kant, Immanuel Die Metaphysik der Sitten (Russian Translation)].

7. Кант 1964 – Кант И. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного» // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 2. М.: Мысль, 1964 [Kant, Immanuel Anhang zu “Beobachtungen uber das Gefuhl des Schonen und Erhabenen” (Russian Translation)].

8. Мур 1999 – Мур Дж.Э. Природа моральной философии [и другие произведения] / Предисл. А.Ф. Грязнова и Л.В. Коноваловой; Пер. с англ., сост. и прим. Л.В. Коноваловой. М.: Республика, 1999 [Moore, George Edward The Nature of Moral Philosophy, (Russian Translation)].

9. Рассел 2009 – Рассел Б. История западной философии. М.: Академический проект, 2009 [Russell, Bertrand A. History of Western Philosophy (Russian Translation)].

10. Ясперс 2019 – Ясперс К. Великие философы. Кн. вторая. М.: Канон-плюс, 2019 [Jaspers, Karl Die gro?en Philosophen (Russian Translation)].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх