“Light Charisma of the Fuhrer.” Islamic element in the Propaganda of the Third Reich

 
PIIS004287440005357-7-1
DOI10.31857/S004287440005357-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior research fellow at the Department of Islamic Philosophy
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, 12/1, Goncharnaya str., Moscow, 109240, Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 8
Pages198-206
Abstract

Islamic studies, as well as in general, the humanities in the Third Reich were carried out under the control and in accordance with the instructions of the Nazi party organs, the purpose of which was to create an integral image of the world history, in which the so-called Aryan or Aryan-German race played a central role. German researchers of the Muslim religious and philosophical tradition sought to prove that it was based on the ideas of the same ancient Aryan heritage, which nourish German and – more widely – European culture. The article discusses specific examples of research in which Islamic experts tried to substantiate the thesis of Adolf Hitler’s special, Messianic mission on the material of the Muslim tradition. The purpose of this research was to use the arguments obtained in the propaganda work among the Muslim peoples. Among the issues studied, special attention was paid to the Muslim doctrine of the Messiah (Mahdi), and the second coming of the prophet Isa (Jesus). Scholars' attention was also attracted by the idea that special, chosen personalities in Islam, such as prophets, imams, have a special “light” nature. As an appendix to the article, a letter is published by Professor Walter Wüst, the head of the Heritage of Ancestors Society (“Das Ahnenerbe”), in which these studies are discussed. This topic remains practically unexplored in modern science.

KeywordsIslam, Koran, Iran, Mahdi, divine light, Third Reich, national socialism, messianism
Received31.05.2019
Publication date24.09.2019
Number of characters27438
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Гуманитарные науки в Германии в период правления НСДАП подвергались исключительному давлению со стороны идеологического аппарата, однако в целом сохраняли высокий академический стандарт, свойственный им прежде. Изыскания в области древней истории народов, населявших европейские земли и страны Востока, филологические и историко-философские исследования проводились многими учеными, вполне сочувствовавшими целям «героизации прошлого» и «возрождения арийского наследия», с обычной добросовестностью, методичностью, с опорой на сложившиеся принципы научного работы. В частности, это касалось разработок в области исламского религиозного и философского наследия, которые, по мысли партийных идеологов, должны были помочь установлению близких отношений между немцами и мусульманскими народами.
2 Принимая во внимание позитивное отношение к исламу со стороны высших руководителей Третьего Рейха1, немецкие ученые и идеологи той эпохи неоднократно пытались использовать для пропаганды среди мусульман Ближнего Востока и Северной Африки (а также Боснии, Герцеговины, Албании, Турции и – в перспективе – Советского Союза) тезис об особом религиозном статусе Адольфа Гитлера, пытаясь отыскать для этого аргументы в текстах самой мусульманской традиции. В 1941 г. видный немецкий дипломат Эберхард фон Шторер (1883–1953), находившийся в Каире, составил особый меморандум об отношении национал-социализма к исламу и об идейной близости между ними. Он, в частности, утверждал: «Многие суры могут быть легко объяснены любым знатоком ислама как пророчества о пришествии фюрера» [Motadel 2014a, 38–39, 88]. Как отмечает Д. Мотадель, летом 1943 г., после поражения немецких войск в Северной Африке, изучением возможного использования в целях пропаганды среди мусульман учения о Махди – посланце-мессии, последнем преемнике пророка Мухаммада, – всерьез занялось Главное управление имперской безопасности СС (РСХА) [Motadel 2014a, 88–89]. В мае 1943 г. рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер распорядился выяснить, «…какие темы в Коране могут навести мусульман на мысль о том, что предсказания о фюрере уже содержатся в Коране и что он призван завершить дело Пророка» [Herf 2009, 199], однако глава РСХА Эрнст Кальтенбруннер (1903–1946) вскоре ответил ему, что едва ли можно отыскать подобные концепции в священном тексте ислама2. Специальный отчет о попытках отыскать в Коране пророчества, позволяющие объяснить миссию фюрера, составил в сентябре 1943 г. лингвист, сотрудник Отдела IIIC4 РСХА («Пресса, культурная политика») штурмбанфюрер Пауль Вальтер фон Кильпински (1909–1946)3. Он писал, что, хотя найти в Коране подобные места и не удалось, для этой цели можно использовать представления части мусульман, согасно которым исламский мессия, Махди, «…явится в конце времен, чтобы защитить веру и привести праведных к победе» [Motadel 2014a, 89, 377]4. 1. В частности, это касалось А. Гитлера, Г. Гиммлера, М. Бормана и др. См.: [Kurlander 2017, 189–193]; [Motadel 2014a, 61–65].

2. Подробнее об этом эпизоде см. [Höpp 1994, 443–446].

3. [Herf 2009, 299]: “Betreff: Koranstellen, die sich auf den Führer beziehen sollen”.

4. Д. Мотадель приводит также подробную библиографию по вопросу о политическом применении концепции Махди, антибританских восстаниях махдистов в Судане, Нигерии и других странах в конце XIX в. – событиях, опытом которых интересовались политики Третьего Рейха [Motadel 2014a, 337].

Number of purchasers: 3, views: 1636

Readers community rating: votes 0

1. Arvidsson, Stefan (2006) Aryan Idols: Indo-European Mythology as Ideology and Science, Univ. of Chicago Press, Chicago.

2. Corbin, Henry (2013). L'Homme de lumiere dans le soufisme iranien, Sadra, Moscow (in Russian).

3. Fischer-Weth, Kurt (1943) Amin Al-Husseini: Gro?mufti von Palaestina, Walter Titz, Berlin

4. Goldziher, Ignac (1912) Vortrage uber den Islam, Brokhaus – Efron, St. Petersburg (in Russian).

5. Herf, Jeffrey (2009) Nazi Propaganda to the Arab World, Yale University Press, New Haven – London.

6. Hopp, Gerhard (1994) ‘Der Koran als ‘Geheime Reichssache’: Bruchstucke deutscher Islampolitik zwischen 1938 und 1945’, Gnosisforschung und Religionsgeschichte: Festschrift fur Kurt Rudolph zum 65. Geburtstag, Diagonal, Marburg, pp. 435– 446.

7. Ibn Majah (s.a.) Sunan. Vol. 2. Dar al-Fiqr, Beirut (in Arabic).

8. Junginger, Horst (1999) Von der philologischen zur volkischen Religionswissenschaft. Das Fach Religionswissenschaft an der Universitat Tubingen von der Mitte des 19. Jahrhunderts bis zum Ende des Dritten Reiches, Franz Steiner Verlag, Stuttgart.

9. Kater, Michael H. (2006) Das “Ahnenerbe” der SS 1935–1945. EinBeitrag zur Kulturpolitik des Dritten Reiches, R. Oldenbourg, Munchen.

10. Kiram, Zeki (1938) ‘Ein Moslem uber das Neue Deutschland: Hitler ist der berufene Mann’, Moslemische Revue, N 14, 2 (1938), pp. 59– 60.

11. Kurlander, Eric (2017) Hitler's Monsters: A Supernatural History of the Third Reich, Yale University Press, New Haven – London.

12. Lassy, Ivar (1916) The Muharram Mysteries among the Azerbeijan Turks of Caucasia: an Academical Dissertation, Lilius& Hertzberg, Helsingfors.

13. Leaman, Oliver (2006) The Qur’an. An Encyclopedia, Routledge, London – New York.

14. Malov, Evfimiy A. (1897) Akir Zaman Kitabi. Islamic Doctrine of the End of the World, Kazan University, Kazan (in Russian and Arabic).

15. Miloslavsky, Georgy V., ed. (1991) Islam. Encyclopedic Dictionary, Nauka, Moscow (in Russian).

16. Motadel, David (2014a) Islam and Nazi Germany's War, Harvard Univ. Press, Cambridge – London.

17. Motadel, David (2014b) ‘Iran and the Aryan myth’, Perceptions of Iran: History, Myths and Nationalism from Medieval Persia to the Islamic Republic, ed. by Ali Ansari, I.B. Tauris, New York, pp. 119–145.

18. Nasyrov, Ilshat R. (2014) ‘The Views of Ibn ‘Ata’ Allah al-Iskandari in the Context of the Akbarian Teachings’, Ishraq. Islamic philosophy yearbook, Vol. 5 (2014), pp. 352–382 (in Russian).

19. Pringle, Heather (2006) The Master’s Plan: Himmler’s Scholars and the Holocaust, Hyperion, New York.

20. Rosenberg, Alfred (1936) Der Mythus des 20.Jahrhunderts: Eine Wertung der seelisch-geistigen Gestaltenkampfe unserer Zeit, Hoheneichen-Verlag, Munchen.

21. Schreiber, Maximilian (2008) Walther Wust: Dekan und Rektor der Universitat Munchen,1935–1945, Utz, Munchen.

22. Wensinck, Arent J., Kramers, Johannes H., Hrsg. (1941) Handworterbuch des Islam, E.J. Brill, Leiden.

23. Wust, Walhter (1942) Indogermanisches Bekenntnis. Sechs Reden, Ahnenerbe Stiftung Verlag, Berlin-Dahlem.

Система Orphus

Loading...
Up