«Световая харизма фюрера». Об исламском элементе в пропаганде Третьего Рейха

 
Код статьиS004287440005357-7-1
DOI10.31857/S004287440005357-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник сектора философии исламского мира
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Москва, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №8
Страницы198-206
Аннотация

Исламоведческие, как и в целом гуманитарно-научные исследования в Третьем Рейхе проводились под контролем и в соответствии с предписаниями партийных органов. Их целью было создание новой целостной картины мировой истории, центральную роль в которой играла так называемая арийская, или арио-германская раса. Исследователи мусульманской религиозной и философской традиции стремились доказать, что в ее основе лежат идеи того же древнеарийского наследия, каковые питают германскую и – шире – европейскую культуру. В статье рассмотрены конкретные примеры исследований, в ходе которых эксперты-исламоведы пытались на материале мусульманской традиции обосновать тезис об особом, мессианском призвании А. Гитлера. Предполагалось использовать полученные аргументы в пропагандистской работе среди мусульманских народов. Среди изучаемых вопросов особое внимание уделялось мусульманскому учению о мессии (Махди), о втором явлении пророка Исы (Иисуса), а также об особой «световой» природе избранных личностей в исламе – пророков, имамов. В приложении впервые публикуется перевод письма руководителя научного общества «Наследие предков» Вальтера Вюста, в котором обсуждаются эти исследования. Данная тема до сих пор не оказывалась в сфере внимания отечественных ученых и крайне слабо изучена в зарубежной науке. 

Ключевые словаислам, Коран, Иран, Махди, божественный свет, Третий Рейх, национал-социализм, мессианизм
Получено31.05.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов27438
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Гуманитарные науки в Германии в период правления НСДАП подвергались исключительному давлению со стороны идеологического аппарата, однако в целом сохраняли высокий академический стандарт, свойственный им прежде. Изыскания в области древней истории народов, населявших европейские земли и страны Востока, филологические и историко-философские исследования проводились многими учеными, вполне сочувствовавшими целям «героизации прошлого» и «возрождения арийского наследия», с обычной добросовестностью, методичностью, с опорой на сложившиеся принципы научного работы. В частности, это касалось разработок в области исламского религиозного и философского наследия, которые, по мысли партийных идеологов, должны были помочь установлению близких отношений между немцами и мусульманскими народами.
2 Принимая во внимание позитивное отношение к исламу со стороны высших руководителей Третьего Рейха1, немецкие ученые и идеологи той эпохи неоднократно пытались использовать для пропаганды среди мусульман Ближнего Востока и Северной Африки (а также Боснии, Герцеговины, Албании, Турции и – в перспективе – Советского Союза) тезис об особом религиозном статусе Адольфа Гитлера, пытаясь отыскать для этого аргументы в текстах самой мусульманской традиции. В 1941 г. видный немецкий дипломат Эберхард фон Шторер (1883–1953), находившийся в Каире, составил особый меморандум об отношении национал-социализма к исламу и об идейной близости между ними. Он, в частности, утверждал: «Многие суры могут быть легко объяснены любым знатоком ислама как пророчества о пришествии фюрера» [Motadel 2014a, 38–39, 88]. Как отмечает Д. Мотадель, летом 1943 г., после поражения немецких войск в Северной Африке, изучением возможного использования в целях пропаганды среди мусульман учения о Махди – посланце-мессии, последнем преемнике пророка Мухаммада, – всерьез занялось Главное управление имперской безопасности СС (РСХА) [Motadel 2014a, 88–89]. В мае 1943 г. рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер распорядился выяснить, «…какие темы в Коране могут навести мусульман на мысль о том, что предсказания о фюрере уже содержатся в Коране и что он призван завершить дело Пророка» [Herf 2009, 199], однако глава РСХА Эрнст Кальтенбруннер (1903–1946) вскоре ответил ему, что едва ли можно отыскать подобные концепции в священном тексте ислама2. Специальный отчет о попытках отыскать в Коране пророчества, позволяющие объяснить миссию фюрера, составил в сентябре 1943 г. лингвист, сотрудник Отдела IIIC4 РСХА («Пресса, культурная политика») штурмбанфюрер Пауль Вальтер фон Кильпински (1909–1946)3. Он писал, что, хотя найти в Коране подобные места и не удалось, для этой цели можно использовать представления части мусульман, согасно которым исламский мессия, Махди, «…явится в конце времен, чтобы защитить веру и привести праведных к победе» [Motadel 2014a, 89, 377]4. 1. В частности, это касалось А. Гитлера, Г. Гиммлера, М. Бормана и др. См.: [Kurlander 2017, 189–193]; [Motadel 2014a, 61–65].

2. Подробнее об этом эпизоде см. [Höpp 1994, 443–446].

3. [Herf 2009, 299]: “Betreff: Koranstellen, die sich auf den Führer beziehen sollen”.

4. Д. Мотадель приводит также подробную библиографию по вопросу о политическом применении концепции Махди, антибританских восстаниях махдистов в Судане, Нигерии и других странах в конце XIX в. – событиях, опытом которых интересовались политики Третьего Рейха [Motadel 2014a, 337].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1423

Оценка читателей: голосов 0

1. Arvidsson, Stefan (2006) Aryan Idols: Indo-European Mythology as Ideology and Science, Univ. of Chicago Press, Chicago.

2. Corbin, Henry (2013). L'Homme de lumiere dans le soufisme iranien, Sadra, Moscow (in Russian).

3. Fischer-Weth, Kurt (1943) Amin Al-Husseini: Gro?mufti von Palaestina, Walter Titz, Berlin

4. Goldziher, Ignac (1912) Vortrage uber den Islam, Brokhaus Ц Efron, St. Petersburg (in Russian).

5. Herf, Jeffrey (2009) Nazi Propaganda to the Arab World, Yale University Press, New Haven Ц London.

6. Hopp, Gerhard (1994) СDer Koran als СGeheime ReichssacheТ: Bruchstucke deutscher Islampolitik zwischen 1938 und 1945Т, Gnosisforschung und Religionsgeschichte: Festschrift fur Kurt Rudolph zum 65. Geburtstag, Diagonal, Marburg, pp. 435Ц 446.

7. Ibn Majah (s.a.) Sunan. Vol. 2. Dar al-Fiqr, Beirut (in Arabic).

8. Junginger, Horst (1999) Von der philologischen zur volkischen Religionswissenschaft. Das Fach Religionswissenschaft an der Universitat Tubingen von der Mitte des 19. Jahrhunderts bis zum Ende des Dritten Reiches, Franz Steiner Verlag, Stuttgart.

9. Kater, Michael H. (2006) Das УAhnenerbeФ der SS 1935Ц1945. EinBeitrag zur Kulturpolitik des Dritten Reiches, R. Oldenbourg, Munchen.

10. Kiram, Zeki (1938) СEin Moslem uber das Neue Deutschland: Hitler ist der berufene MannТ, Moslemische Revue, N 14, 2 (1938), pp. 59Ц 60.

11. Kurlander, Eric (2017) Hitler's Monsters: A Supernatural History of the Third Reich, Yale University Press, New Haven Ц London.

12. Lassy, Ivar (1916) The Muharram Mysteries among the Azerbeijan Turks of Caucasia: an Academical Dissertation, Lilius& Hertzberg, Helsingfors.

13. Leaman, Oliver (2006) The QurТan. An Encyclopedia, Routledge, London Ц New York.

14. Malov, Evfimiy A. (1897) Akir Zaman Kitabi. Islamic Doctrine of the End of the World, Kazan University, Kazan (in Russian and Arabic).

15. Miloslavsky, Georgy V., ed. (1991) Islam. Encyclopedic Dictionary, Nauka, Moscow (in Russian).

16. Motadel, David (2014a) Islam and Nazi Germany's War, Harvard Univ. Press, Cambridge Ц London.

17. Motadel, David (2014b) СIran and the Aryan mythТ, Perceptions of Iran: History, Myths and Nationalism from Medieval Persia to the Islamic Republic, ed. by Ali Ansari, I.B. Tauris, New York, pp. 119Ц145.

18. Nasyrov, Ilshat R. (2014) СThe Views of Ibn СAtaТ Allah al-Iskandari in the Context of the Akbarian TeachingsТ, Ishraq. Islamic philosophy yearbook, Vol. 5 (2014), pp. 352Ц382 (in Russian).

19. Pringle, Heather (2006) The MasterТs Plan: HimmlerТs Scholars and the Holocaust, Hyperion, New York.

20. Rosenberg, Alfred (1936) Der Mythus des 20.Jahrhunderts: Eine Wertung der seelisch-geistigen Gestaltenkampfe unserer Zeit, Hoheneichen-Verlag, Munchen.

21. Schreiber, Maximilian (2008) Walther Wust: Dekan und Rektor der Universitat Munchen,1935Ц1945, Utz, Munchen.

22. Wensinck, Arent J., Kramers, Johannes H., Hrsg. (1941) Handworterbuch des Islam, E.J. Brill, Leiden.

23. Wust, Walhter (1942) Indogermanisches Bekenntnis. Sechs Reden, Ahnenerbe Stiftung Verlag, Berlin-Dahlem.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх