An Acausal Connecting Principle as a Basis of Unity of the Universe in Analytical Psychology of C.G. Jung and Intuitivism of N.O. Lossky

 
PIIS004287440005346-5-1
DOI10.31857/S004287440005346-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Immanuel Kant Baltic Federal University
Address: Russian Federation, 14, A. Nevskogo str., Kaliningrad, 236016
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 6
Pages131-140
Abstract

The author demonstrates that despite of belonging to different philosophical traditions C.G. Jung and N.O. Lossky concluded that everything in the Universe is connected by some fundamental acausal principle. This connecting principle cannot be described by means of classical spatial-temporal paradigm. Jung names such principle ‘synchronicity’, Lossky – ‘gnoseological coordination’.According to Jung, synchronicity is a modern interpretation of the ancient idea of sympathy, which is most fully and consistently represented in G.W. Leibniz’s doctrine of the pre-established harmony. The key parameters of synchronicity are its spaceless and timeless nature. This fact, as Jung suggested, allows give a rational explanation of parapsychological phenomena.Like Jung, Lossky relied on Leibniz’s ideas. However, in spite of the fact that the principle of gnoseological coordination also describes the acausal type of connection and makes it possible to explain parapsychological phenomena, its character is somewhat different from synchronicity. As the author shows, these differences are due to the fact that Jung was largely based on Kant's transcendentalism and took into account the difference between thing-in-itself and phenomena, while Lossky consistently stood on intuitivism.In the conclusion the author tries to answer, for what reason Jung and Lossky postulated acausal connecting principles.

KeywordsCarl Jung, Nicolay Lossky, analytical psychology, intuitivism, synchronicity, gnoseological coordination, acausal connecting principle
Received31.05.2019
Publication date11.06.2019
Number of characters30626
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 2017 году Е.В. Средюкова опубликовала ранее неизвестный ответ А. Эйнштейна на письмо Н.О. Лосского от 20 июня 1951 г., в котором русский философ высказал критические замечания относительно возможной метафизической интерпретации открытий прославленного физика. Интересен не только сам факт обмена мнениями мыслителей, но и содержание их переписки. Если говорить коротко, Лосский, будучи готовым принять математическую сторону теории Эйнштейна, выразил несогласие с метафизической интерпретацией его материалистической концепции единого пространства-времени [Сердюкова 2017, 83]. Эйнштейн не принял доводы своего корреспондента, поскольку это потребовало бы предположения первичности психической реальности по отношению к физической и привнесения в точные науки понятийного аппарата психологии. Как отмечает Эйнштейн, «…понятия, происходящие из психологической сферы, как то воля, личность и т.д., оно в качестве начальных понятий исключает, после того как в долгой борьбе убедилось, что совмещение основных понятий из обеих понятийных сфер не плодотворно» [Сердюкова 2017, 86].
2 Эйнштейн был не совсем справедлив не только по отношению к Лосскому, но и к именитому коллеге, пионеру квантовой механики, Нобелевскому лауреату В. Паули1. Последний с 1932 г. вплоть до смерти в 1958 г. состоял в переписке с создателем аналитической психологии К.Г. Юнгом [Jung, Pauli 2014]. Одной из ключевых тем их эпистолярного общения стала природа пространства и времени в контексте взаимосвязи психической и физической реальностей, без наличия которой сложно объяснить некоторые квантовые или психологические феномены. В результате обмена мнениями с Паули Юнг формулирует идеи, имеющие сходство с фундаментальными принципами интуитивизма Лосского, у которого «…всякий материальный процесс – психоматериальный или, во всяком случае, психоидно-материальный» [Лосский 1991a, 294]. 1. О творческом союзе Юнга и Паули довольно познавательную монографию издал Д. Линдорф. В частности, примечательна она тем, что включает раздел «Перечень снов Паули и другие проявления бессознательного» [Lindorff 2009, 249–252]. Кроме того, идеи Юнга об акаузальном связующем принципе были востребованы одним из коллег Паули – П. Йорданом [Jung 1977a, 473], также внесшим существенный вклад в развитие квантовой механики.
3 Следует отметить, что взгляды Юнга и Лосского на природу пространства и времени могут иметь эвристическую ценность для решения задач, которые стоят перед современной физикой. Ведь ничто не мешает предположить, что материалистическая концепция единого пространства-времени Эйнштейна утратит авторитет, если будет подвергнут убедительной критике постулат о постоянстве скорости света в вакууме. Такая вероятность более не кажется фантастической в контексте исследований, проводимых, в частности, с помощью Большого адронного коллайдера. Напомню, в сентябре 2011 г. ученые из CERN в эксперименте OPERA установили, что нейтрино движутся быстрее скорости света. Сенсация, впрочем, жила недолго. Уже в марте 2012 г. после серии повторных опытов ученые выяснили, что причиной фиксации аномальной скорости стала техническая ошибка. Но дело в том, что научное сообщество психологически было готово принять возможность превышения скорости света. Так, в 1987 г. астрономы зафиксировали, что нейтрино от сверхновой SN 1987A достигли Земли быстрее, чем фотоны. Тогда этому явлению тоже нашли объяснение, но сомнения (или надежды) остались. Что, если ошибка кроется не в установленных фактах превышения скорости света, а в интерпретации условий «ошибочных» экспериментов? В таком случае придется искать новое объяснение, строить другую картину мира. На этот случай философия готовит возможные «запасные» варианты, пытаясь разгадать сущность пространства, времени и причинности. Кроме того, классические механические или современные релятивистские физические представления не в состоянии объяснить особые проявления психики, которые напрямую связаны с физическими явлениями, такие как, например, ясновидение. В свою очередь, Юнг и Лосский предлагали рациональные объяснения подобным феноменам, пусть и не всегда подкрепленные корректными основанными на опыте аргументами. Однако из несовершенства аргументов не следует вывод о неверности тезиса [Поварнин 1990, 67].

Number of purchasers: 3, views: 2404

Readers community rating: votes 0

1. Balanovskiy, Valentin V. (2015) ‘The Solution of the Problem of Psychophysical Parallelism by Carl Gustav Jung and Nicolas Grot’ Filosofskie Nauki, 1. pp. 150–157 (In Russian).

2. Blauberg, Irina I. (2017) ‘Evolution of Personalistic Ideas in the Work of N.O. Lossky’ History of Philosophy, 22, 1, pp. 106–120 (In Russian).

3. Evlampiev, Igor I. (2017) ‘The Gospel of Truth and the Birth of the Christian Philosophy’ History of Philosophy, 22, 1, pp. 15–26 (In Russian).

4. Lindorff, David (2009) Pauli and Jung: The Meeting of Two Great Minds, Quest Books, Wheaton.

5. Ljunggren, Magnus (1994) The Russian Mephisto: A Study of the Life and Work of Emilii Medtner, Almqvist & Wiksell International, Stockholm.

6. Obolevitch, Teresa (2016) ‘Physics and Metaphysics in the Doctrine of N.O. Lossky’, Pages: Theology, Culture, Education, 20, 3, pp. 366–377 (In Russian).

7. Povarnin, Sergey I. (2017) ‘Dispute. On the Theory and Practice of the Dispute’, Voprosy Filosofii, Vol. 1 (2017), pp. 60–133 (In Russian).

8. Serdyukova, Elena V. (2017) ‘Materials from the Archives of N.O. Lossky and A. Einstein: The Discussion of Space and Time (the 1950s)’, Voprosy Filosofii, Vol. 1 (2017), pp. 81–90 (In Russian).

9. Storm, Lance (1999) ‘Synchronicity, Causality, And Acausality’, The Journal of Parapsychology, 63, pp. 247–269.

10. Zinchenko, Vladimir P., Pruzhinin, Boris I., Shchedrina, Tatiana G. (2011) ‘Another Consciousness as the Horizon of Cultural-Historical Psychology’, Journal of Russian and East European Psychology, 49, 4, pp. 31?36.

Система Orphus

Loading...
Up