Акаузальный принцип связи как основа единства мира в аналитической психологии К.Г. Юнга и интуитивизме Н.О. Лосского

 
Код статьиS004287440005346-5-1
DOI10.31857/S004287440005346-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник Института гуманитарных наук
Аффилиация: Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Адрес: Российская Федерация, Калининград, 236041, ул. Александра Невского, д. 14
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №6
Страницы131-140
Аннотация

В статье демонстрируется, что, несмотря на принадлежность к разным философским традициям, К.Г. Юнг и Н.О. Лосский пришли к похожим выводам об акаузальном характере взаимодействия сущего на фундаментальном уровне, который не может быть описан в привычных пространственно-временных параметрах. Для обозначения подобного акаузального вида связи Юнг вводит термин «синхронистичность», Лосский – «гносеологическая координация». По мнению Юнга, синхронистичность является современной интерпретацией древней идеи симпатии, которая наиболее полно и последовательно представлена в учении Г.В. Лейбница о принципе предустановленной гармонии. Ключевыми параметрами синхронистичности является ее внепространственный и вневременной характер, что, как полагал Юнг, позволяет дать рациональное объяснение парапсихологическим феноменам. Как и Юнг, Лосский во многом опирался на идеи Лейбница. Однако, несмотря на то, что принцип гносеологической координации также описывает акаузальный вид связи и позволяет объяснить парапсихологические феномены, его характер несколько отличается от синхронистичности. Как показывает автор статьи, различия эти обусловлены тем, что Юнг в большей степени основывался на трансцендентализме и дискурсивизме Канта и принимал во внимание различие между вещами в себе и феноменами, в то время как Лосский последовательно выстраивал интуитивистскую систему. В заключении дается ответ на вопрос, зачем Юнгу и Лосскому потребовалось постулирование акаузальных принципов связи.

Ключевые словаК.Г. Юнг, Н.О. Лосский, аналитическая психология, интуитивизм, синхронистичность, гносеологическая координация, акаузальный принцип связи
Источник финансированияДанное исследование поддержано из средств субсидии, выделенной на реализацию Программы повышения конкурентоспособности БФУ им. И.Канта.
Получено31.05.2019
Дата публикации11.06.2019
Кол-во символов30626
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2017 году Е.В. Средюкова опубликовала ранее неизвестный ответ А. Эйнштейна на письмо Н.О. Лосского от 20 июня 1951 г., в котором русский философ высказал критические замечания относительно возможной метафизической интерпретации открытий прославленного физика. Интересен не только сам факт обмена мнениями мыслителей, но и содержание их переписки. Если говорить коротко, Лосский, будучи готовым принять математическую сторону теории Эйнштейна, выразил несогласие с метафизической интерпретацией его материалистической концепции единого пространства-времени [Сердюкова 2017, 83]. Эйнштейн не принял доводы своего корреспондента, поскольку это потребовало бы предположения первичности психической реальности по отношению к физической и привнесения в точные науки понятийного аппарата психологии. Как отмечает Эйнштейн, «…понятия, происходящие из психологической сферы, как то воля, личность и т.д., оно в качестве начальных понятий исключает, после того как в долгой борьбе убедилось, что совмещение основных понятий из обеих понятийных сфер не плодотворно» [Сердюкова 2017, 86].
2 Эйнштейн был не совсем справедлив не только по отношению к Лосскому, но и к именитому коллеге, пионеру квантовой механики, Нобелевскому лауреату В. Паули1. Последний с 1932 г. вплоть до смерти в 1958 г. состоял в переписке с создателем аналитической психологии К.Г. Юнгом [Jung, Pauli 2014]. Одной из ключевых тем их эпистолярного общения стала природа пространства и времени в контексте взаимосвязи психической и физической реальностей, без наличия которой сложно объяснить некоторые квантовые или психологические феномены. В результате обмена мнениями с Паули Юнг формулирует идеи, имеющие сходство с фундаментальными принципами интуитивизма Лосского, у которого «…всякий материальный процесс – психоматериальный или, во всяком случае, психоидно-материальный» [Лосский 1991a, 294]. 1. О творческом союзе Юнга и Паули довольно познавательную монографию издал Д. Линдорф. В частности, примечательна она тем, что включает раздел «Перечень снов Паули и другие проявления бессознательного» [Lindorff 2009, 249–252]. Кроме того, идеи Юнга об акаузальном связующем принципе были востребованы одним из коллег Паули – П. Йорданом [Jung 1977a, 473], также внесшим существенный вклад в развитие квантовой механики.
3 Следует отметить, что взгляды Юнга и Лосского на природу пространства и времени могут иметь эвристическую ценность для решения задач, которые стоят перед современной физикой. Ведь ничто не мешает предположить, что материалистическая концепция единого пространства-времени Эйнштейна утратит авторитет, если будет подвергнут убедительной критике постулат о постоянстве скорости света в вакууме. Такая вероятность более не кажется фантастической в контексте исследований, проводимых, в частности, с помощью Большого адронного коллайдера. Напомню, в сентябре 2011 г. ученые из CERN в эксперименте OPERA установили, что нейтрино движутся быстрее скорости света. Сенсация, впрочем, жила недолго. Уже в марте 2012 г. после серии повторных опытов ученые выяснили, что причиной фиксации аномальной скорости стала техническая ошибка. Но дело в том, что научное сообщество психологически было готово принять возможность превышения скорости света. Так, в 1987 г. астрономы зафиксировали, что нейтрино от сверхновой SN 1987A достигли Земли быстрее, чем фотоны. Тогда этому явлению тоже нашли объяснение, но сомнения (или надежды) остались. Что, если ошибка кроется не в установленных фактах превышения скорости света, а в интерпретации условий «ошибочных» экспериментов? В таком случае придется искать новое объяснение, строить другую картину мира. На этот случай философия готовит возможные «запасные» варианты, пытаясь разгадать сущность пространства, времени и причинности. Кроме того, классические механические или современные релятивистские физические представления не в состоянии объяснить особые проявления психики, которые напрямую связаны с физическими явлениями, такие как, например, ясновидение. В свою очередь, Юнг и Лосский предлагали рациональные объяснения подобным феноменам, пусть и не всегда подкрепленные корректными основанными на опыте аргументами. Однако из несовершенства аргументов не следует вывод о неверности тезиса [Поварнин 1990, 67].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 2111

Оценка читателей: голосов 0

1. Balanovskiy, Valentin V. (2015) СThe Solution of the Problem of Psychophysical Parallelism by Carl Gustav Jung and Nicolas GrotТ Filosofskie Nauki, 1. pp. 150Ц157 (In Russian).

2. Blauberg, Irina I. (2017) СEvolution of Personalistic Ideas in the Work of N.O. LosskyТ History of Philosophy, 22, 1, pp. 106Ц120 (In Russian).

3. Evlampiev, Igor I. (2017) СThe Gospel of Truth and the Birth of the Christian PhilosophyТ History of Philosophy, 22, 1, pp. 15Ц26 (In Russian).

4. Lindorff, David (2009) Pauli and Jung: The Meeting of Two Great Minds, Quest Books, Wheaton.

5. Ljunggren, Magnus (1994) The Russian Mephisto: A Study of the Life and Work of Emilii Medtner, Almqvist & Wiksell International, Stockholm.

6. Obolevitch, Teresa (2016) СPhysics and Metaphysics in the Doctrine of N.O. LosskyТ, Pages: Theology, Culture, Education, 20, 3, pp. 366Ц377 (In Russian).

7. Povarnin, Sergey I. (2017) СDispute. On the Theory and Practice of the DisputeТ, Voprosy Filosofii, Vol. 1 (2017), pp. 60Ц133 (In Russian).

8. Serdyukova, Elena V. (2017) СMaterials from the Archives of N.O. Lossky and A. Einstein: The Discussion of Space and Time (the 1950s)Т, Voprosy Filosofii, Vol. 1 (2017), pp. 81Ц90 (In Russian).

9. Storm, Lance (1999) СSynchronicity, Causality, And AcausalityТ, The Journal of Parapsychology, 63, pp. 247Ц269.

10. Zinchenko, Vladimir P., Pruzhinin, Boris I., Shchedrina, Tatiana G. (2011) СAnother Consciousness as the Horizon of Cultural-Historical PsychologyТ, Journal of Russian and East European Psychology, 49, 4, pp. 31?36.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх