Comments on L. Garai’s Article «Complimentarity of Information Theory and Identity Theory in Human Sciences »

 
PIIS004287440005062-3-1
DOI10.31857/S004287440005062-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 5
Pages124-127
Abstract

The author supports principal ideas of L.Garai’s article and gives his own interpretation to some of them. The article emphasizes that the famous Hungarian psychologist in his article raises especial problems relating to the understanding of the prospects of the human sciences. The article discusses the importance of complementing the information approach in the human sciences with a theory of socio-historical identity. The author thinks that “postclassical logic”, which is recommended by Garai for researching human phenomena, can be better understood as not a logic of quantum physics, but as the proccessual metaphysics, distinct from the traditional substantialist metaphysics. It is shown that the idea of “affordances”, formulated by J.Gibson and used by L. Garai for understanding the development of scientific knowledge, can be productive applied in investigating the problems of the ideal world and virtual reality. The author emphasizes the peculiarity of the approach of Garai in connection with his appeal to the ideas of J. Gibson for understanding the important features of virtual reality, as well as for new opportunities to find answers to questions about how scientific knowledge develops, about the options and trajectories of this development, as well as the origin of the phenomenon of multiple discovery (simultaneous invention).

KeywordsInformation, identity, proccessual metaphysics, ideal world, virtual reality
Received29.05.2019
Publication date07.06.2019
Number of characters7835
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Неоднократно печатавшийся в «Вопросах философии» известный ученый Ласло Гараи занимается проблемами социальной психологии в течение многих лет. Он разработал оригинальную концепцию социально-исторической идентичности, которую с успехом применил в экономической психологии [Garai 2017]. Он использует идеи разработанной в нашей стране культурно-исторической и деятельностной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), но вместе с тем считает, что психологическая теория деятельности должна быть дополнена теорией социально-исторической идентичности [Гараи, Лекторский 2015].
2 В публикуемом тексте Гараи связывает информационный подход в науках о человеке с теорией идентичности, рассматривая их как различные, но вместе с тем взаимно связанные способы понимания феномена человека. В этом контексте он формулирует идею постклассической логики как наиболее адекватного средства построения теорий в той области знаний, о которой идет речь в его тексте. Попробую дать интерпретацию некоторых из этих идей. Действительно, информационный подход сегодня широко используется в науках о человеке (и в особенности в когнитивных науках). Автор данного текста соотносит информационный подход с теорией предметной деятельности. На самом деле такое соотношение может быть, но может и отсутствовать. Например, в популярной сегодня (особенно в когнитивных исследованиях) концепции Дж. Гибсона [Гибсон 1979] восприятие понимается как извлечение информации из окружающего мира посредством активных действий (отсюда берет начало распространенный ныне энактивистский подход). В других когнитивных теориях получение информации не связывается прямым образом с деятельностью [Dretske 1981; Tononi 2007]. Гараи считает важным дополнение информационного подхода в науках о человеке теорией социально-исторической идентичности. С его точки зрения при исследовании проблем человека эти два подхода различаются и вместе с тем предполагают друг друга. С одной стороны, как он подчеркивает, идентичность и информация должны быть отличены друг от друга. Первая выражает некую предметность – будь ли это человеческий индивид, социальная группа или социальный институт, а информация – процесс. Но с другой стороны, социальная идентичность – не что иное, как кристаллизации информации. Это относится и к человеческому индивиду (как считает Д. Деннет в работе «Consciousness Explained», «Я» должно быть понято как центр нарративных гравитаций), и к социальной группе, предполагающей коллективные представления, общую память и т.д., и к социальным институтам, невозможным без соответствующих способов интерпретации структуры мира, происходящих событий, принимаемых правил поведения, документально фиксированных кодексов и т.д. Между прочим, именно понимание личности как информационной структуры породило сегодня ожесточенную полемику относительно возможности переноса личностных характеристик как чисто информационных на цифровой носитель (ведь информация считается инвариантной по отношению к способу своего воплощения) и достижения таким путем человеческого бессмертия.

Number of purchasers: 2, views: 1669

Readers community rating: votes 0

1. Garai, Lazlo, Lektorski, Vladislav A. (2015) ‘About Activity theories: a dialogue on what they have and what they lack’, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2015), pp. 25–37 (in Russian).

2. Garai, Laszlo (2017) Reconsidering Identity Economics: Human Well-Being and Governance, Palgrave Macmillan, New York.

3. Dretske, Fred I. (1981) Knowledge and the Flow of Information, Mass. The MIT Press., Cambridge.

4. Tononi, Giulio (2007) ‘The Integral Information Theory of Consciousness’, The Blackwell Companion to Consciousness, ed. Velmans, M., Schneder, S., Blackwell Publishers, Oxford.

Система Orphus

Loading...
Up