Комментарий к статье Л. Гараи «Дополнительность теории информации и теории идентичности в науках о человеке»

 
Код статьиS004287440005062-3-1
DOI10.31857/S004287440005062-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №5
Страницы124-127
Аннотация

Автор поддерживает основные идеи известного венгерского психолога Л. Гараи и дает некоторым из них свою интерпретацию. Подчеркивается, что проблемы, которые обсуждает Л. Гараи, относятся к пониманию перспектив наук о человеке. В статье обсуждается важность дополнения информационного подхода в науках о человеке теорией социально-исторической идентичности. Автор считает, что «постклассическая логика», которую Гараи рекомендует использовать при изучении феномена человека, может быть лучше истолкована не как логика квантовой механики, а как процессуальная метафизика, отличная от традиционной субстанциалистской метафизики. Показано, что идея «допустимости», идущая от концепции Дж. Гибсона и используемая Гараи для понимания развития научного знания, может быть плодотворно применена для исследования проблем идеального мира и виртуальной реальности. Автор подчеркивает своеобразие подхода Гараи в связи с его обращением к идеям Дж. Гибсона для понимания важных особенностей виртуальной реальности, а также для новых возможностей поиска ответа на вопросы о том, как именно развивается научное знание, о вариантах и траекториях этого развития, а также о происхождении феномена одновременных открытий.

Ключевые словаИнформация, идентичность, процессуальная метафизика, идеальный мир, виртуальная реальность
Получено29.05.2019
Дата публикации07.06.2019
Кол-во символов7835
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Неоднократно печатавшийся в «Вопросах философии» известный ученый Ласло Гараи занимается проблемами социальной психологии в течение многих лет. Он разработал оригинальную концепцию социально-исторической идентичности, которую с успехом применил в экономической психологии [Garai 2017]. Он использует идеи разработанной в нашей стране культурно-исторической и деятельностной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), но вместе с тем считает, что психологическая теория деятельности должна быть дополнена теорией социально-исторической идентичности [Гараи, Лекторский 2015].
2 В публикуемом тексте Гараи связывает информационный подход в науках о человеке с теорией идентичности, рассматривая их как различные, но вместе с тем взаимно связанные способы понимания феномена человека. В этом контексте он формулирует идею постклассической логики как наиболее адекватного средства построения теорий в той области знаний, о которой идет речь в его тексте. Попробую дать интерпретацию некоторых из этих идей. Действительно, информационный подход сегодня широко используется в науках о человеке (и в особенности в когнитивных науках). Автор данного текста соотносит информационный подход с теорией предметной деятельности. На самом деле такое соотношение может быть, но может и отсутствовать. Например, в популярной сегодня (особенно в когнитивных исследованиях) концепции Дж. Гибсона [Гибсон 1979] восприятие понимается как извлечение информации из окружающего мира посредством активных действий (отсюда берет начало распространенный ныне энактивистский подход). В других когнитивных теориях получение информации не связывается прямым образом с деятельностью [Dretske 1981; Tononi 2007]. Гараи считает важным дополнение информационного подхода в науках о человеке теорией социально-исторической идентичности. С его точки зрения при исследовании проблем человека эти два подхода различаются и вместе с тем предполагают друг друга. С одной стороны, как он подчеркивает, идентичность и информация должны быть отличены друг от друга. Первая выражает некую предметность – будь ли это человеческий индивид, социальная группа или социальный институт, а информация – процесс. Но с другой стороны, социальная идентичность – не что иное, как кристаллизации информации. Это относится и к человеческому индивиду (как считает Д. Деннет в работе «Consciousness Explained», «Я» должно быть понято как центр нарративных гравитаций), и к социальной группе, предполагающей коллективные представления, общую память и т.д., и к социальным институтам, невозможным без соответствующих способов интерпретации структуры мира, происходящих событий, принимаемых правил поведения, документально фиксированных кодексов и т.д. Между прочим, именно понимание личности как информационной структуры породило сегодня ожесточенную полемику относительно возможности переноса личностных характеристик как чисто информационных на цифровой носитель (ведь информация считается инвариантной по отношению к способу своего воплощения) и достижения таким путем человеческого бессмертия.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1902

Оценка читателей: голосов 0

1. Garai, Lazlo, Lektorski, Vladislav A. (2015) СAbout Activity theories: a dialogue on what they have and what they lackТ, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2015), pp. 25Ц37 (in Russian).

2. Garai, Laszlo (2017) Reconsidering Identity Economics: Human Well-Being and Governance, Palgrave Macmillan, New York.

3. Dretske, Fred I. (1981) Knowledge and the Flow of Information, Mass. The MIT Press., Cambridge.

4. Tononi, Giulio (2007) СThe Integral Information Theory of ConsciousnessТ, The Blackwell Companion to Consciousness, ed. Velmans, M., Schneder, S., Blackwell Publishers, Oxford.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх