Золотая табличка У Цзэтянь (624–705)

 
Код статьиS086919080009105-2-1
DOI10.31857/S086919080009105-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы212-223
Аннотация

«Золотая табличка У Цзэтянь о снятии наказания» (У Цзэтянь чу цзуй цзинь цзянь; 武則天除罪金簡) или, коротко, – «Золотая табличка У Цзэтянь» (У Цзэтянь цзинь цзянь; 武則天金簡) является единственным найденным на данный момент артефактом такого рода, датируемым периодом правления императрицы У Цзэтянь (У-хоу; 624–705), имеющим к ней непосредственное отношение. Табличка представляет исключительную важность для изучения этого периода в истории Китая по нескольким причинам. Во-первых, У Цзэтянь является первой и единственной в истории Китая женщиной, сумевшей основать новую империю (Чжоу; 周, 690–705) и получить мужской титул императора – хуанди (皇帝). Разумеется, подобная деятельность не нашла одобрения у историков-конфуцианцев – составителей позднейших официальных историй «Цзю Тан шу» («Старая книга о Тан»; 舊唐書, завершена к 945 г.) и «Синь Тан шу» («Новая книга о Тан», 新唐書, завершена к 1060 г.), являющихся основными источниками для изучения соответствующего периода китайской истории и оказывающих заметное влияние на восприятие всего периода. Поэтому изучение данных синхронной эпиграфики представляет для историков особый интерес.

Во-вторых, известно, что У Цзэтянь, стремившаяся к легитимации своих претензий на императорский престол, остроумно воспользовалась для решения этой проблемы некоторыми идеями буддийского учения. Бытует мнение, что У-хоу благоволила исключительно буддизму, а даосское учение оставалось вне сферы ее интересов. Однако изучение текста, нанесенного на золотую табличку, позволяет нам сделать иные предположения об особенностях религиозной политики данного периода и личных религиозных предпочтениях У Цзэтянь, а также получить новое подтверждение роста популярности даосского ритуала тоулун и перехода его в разряд государственных культов.

Ключевые словаУ Цзэтянь, У-хоу, У Чжао, тоулун, «золотая табличка»
Получено06.04.2020
Дата публикации20.04.2020
Кол-во символов31191
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Многовековая история Китая изобилует яркими персонажами – биографии императоров, мудрых сановников, отважных генералов на протяжении столетий не оставляют равнодушными ученых-историков и любителей китайской древности. Есть в ней место и гораздо более противоречивым личностям – таким, например, как императрица У Цзэтянь (武則天; 624–705), которой удалось за несколько лет пройти путь от одной из многих наложниц при дворе танского императора Тай-цзуна (Ли Шиминь; 李世民; 599–649, гг. правл. 626–649), до супруги сына Тай-цзуна, императора Гао-цзуна (Ли Чжи; 李治; 628–683, правил в 650–683), а впоследствии основать новую династию и стать первой и единственной женщиной, получившей титул императора (皇帝 – хуанди) Китая. Это стало возможным благодаря недюжинному уму и политическому чутью У Цзэтянь. Неудивительно, что период ее правления вызывает немалый интерес как китайских, так и зарубежных исследователей.
2 Однако основная проблема, с которой сталкиваются историки, – каким образом отделить правду от выдумки, а поздние мифы от реальных событий, – становится особенно важной, когда речь идет о таких неоднозначных фигурах, как У Цзэтянь. Ученые-конфуцианцы, составители официальных историй1 (обычно выступающие в роли основных источников по правлению У Цзэтянь) резко отрицательно относились к факту узурпации власти женщиной, поэтому объективность их оценок и интерпретаций вызывает обоснованные сомнения2. Поэтому особый интерес представляют для нас данные синхронной эпиграфики, внимательное изучение которых позволяет пролить свет на некоторые события китайской истории. Обратимся к одному из известных артефактов, имеющих непосредственное отношение к периоду правления У Цзэтянь, – к так называемой Золотой табличке. 1. «Цзю Тан шу» – «Старая книга [о] Тан»; 舊唐書,завершена к 945 г., составитель Лю Сюй (刘煦; 887–946), «Синь Тан шу» – «Новая книга [о] Тан»; 新唐書, завершена к 1060 г., составители Оуян Сю (歐陽修; 1007–1072) и Сун Ци (宋祁; 998–1061).

2. Так, реальность одного из наиболее зловещих эпизодов биографии У Цзэтянь – удушение собственной новорожденной дочери и обвинение в этом убийстве супруги Ли Чжи, императрицы Ван (王皇后), с целью очернить последнюю в глазах императора вызывает у исследователей обоснованное недоверие. См., напр., [Fitzgerald, 1956, p. 22–23].
3 В мае 1982 г. Цюй Сихуай (屈西坏), житель одной из деревень, расположенных неподалеку от Дэнфэна (登封) в пров. Хэнань, отправился с друзьями на прогулку по горе Суншань (嵩山). К полудню они добрались до пика и расположились на отдых рядом с местом, где ранее находилась знаменитая стела, установленная императрицей У Цзэтянь (Да-Чжоу шэн Чжун шу чжи бэй; 大周昇中述志碑; «Стела с записью о восхождении на Центральную [вершину] в эпоху Великой Чжоу»)3. В семи-восьми метрах от этого места, под большим валуном, друзья обнаружили золотую табличку, на которой им удалось разглядеть столбцы иероглифов, и передали табличку в Хэнаньский музей. Сегодня эта табличка известна в литературе как «Золотая табличка У Цзэтянь о снятии наказания» или, коротко, – «Золотая табличка У Цзэтянь» [Zhang Deshui, Huang Linna], она является единственным обнаруженным к настоящему времени подобным артефактом, датируемым периодом существования империи Великая Чжоу (大周; 690–705), имеющим непосредственное отношение к ее основательнице У Цзэтянь [Zhang Yingying], и потому представляет исключительную важность для изучения этого периода истории Китая4. 3. Стела была поставлена в память о жертвоприношениях фэн-шань, проведенных У Цзэтянь в 691-м г. в честь основания империи Великая Чжоу. Считается, что текст был написан самой императрицей. Подробнее см.: [Sevillano-Lopez, 2015]. Фэн-шань – жертвоприношения Небу и Земле, призванные обновить связи между Небом и Землей, а также между императором и народом. Подробнее см. [Баргачева, Кравцова, 2006].

4. Впервые данные о Золотой табличке опубликованы в 1983 г. в журнале «Лиши цзяосюэ» (历史教学, «Обучение истории»). Автор публикации Люй Шучжи (吕树芝) приводит описание таблички, текст, нанесенный на ней, а также делает некоторые предположения о том, для чего эта табличка использовалась. Подробнее см.: [Lü, 1983]. В 1989 г. аналогичные данные опубликовал Ян Юйбинь (杨育彬)в журнале «Шисюэ юэ кань» (史学月刊, «Исторический ежемесячный журнал») [Yang, 1989, p. 12]. Также см. более поздние работы, посвященные золотой табличке: [Zhao, 1995; Dong, 2001] и др.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1991

Оценка читателей: голосов 0

1. Баргачева В.Н., Кравцова М.Е. Фэн шань. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 2. Мифология. Религия. Ред. М.Л. Титаренко. М.: Восточная литература, 2007. С. 653–654.

2. Еремеев В.Е. Астрономия. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. Ред. М.Л. Титаренко. М.: Вост. Лит., 2009. С. 102–139.

3. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В 10 т. Т. III. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220–907). Отв. ред. И.Ф. Попова, М.Е. Кравцова. М.: Наука, 2014.

4. Кобзев А.И. Астрология. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. Ред. М.Л. Титаренко. М.: Вост. Лит., 2009, С. 96–101.

5. Кравцова М.Е. Сюй Сюнь. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 3. Литература. Язык и письменность. Ред. М.Л. Титаренко. М.: Вост. лит., 2008. С. 425–426.

6. Мартынов А.С. Буддизм и двор в начале династии Тан (VII–VIII вв.). Буддизм и государство на Дальнем Востоке. Отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: Наука, 1987. С. 91–108.

7. Масперо А. Даосизм. Санкт-Петербург: Наука, 2007.

8. Рифтин Б.Л. У юэ. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 2. Мифология. Религия. Ред. М.Л. Титаренко. М.: Вост. лит., 2007. С. 638–639.

9. Тао Хун-цзин. «Чжэнь гао» («Речения Совершенных»). История книг с небес Высшей чистоты. Введение, перевод, комментарий С.В. Филонова. Религиозный мир Китая, 2005. Ред. И.С. Смирнов. Москва: РГГУ, 2006. С. 115–161.

10. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. Санкт-Петербург: Андреев и сыновья, 1993.

11. Филонов С.В. Шанцинский даосизм: у истоков традиции (по материалам работы Тао Хун-цзина «Чжэнь гао»). Религиозный мир Китая 2005. Ред. И.С. Смирнов. Москва: РГГУ, 2006. С. 85–113.

12. Филонов С.В. Ранний даосизм: поиск методологической целостности. Религиоведение. 2009. № 3. С. 56–69.

13. Филонов С.В. Золотые книги и нефритовые письмена: даосские письменные памятники III—VI вв. Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2011.

14. Филонов С.В. Концепт «искупления вины» и его категориальный тезаурус в ранних даосских религиозных сочинениях. Золотые книги и нефритовые письмена: персональные страницы Сергея Филонова. 2015. https://jinshu.amursu.ru/images/pdf/SF_2015_02.pdf (accessed: 10.05.2019).

15. Chavannes E. Le T'ai Chan, essai de monographie d'un culte chinois. Paris: Leroux, 1910.

16. Cihai (Море слов). Xia Zhengnong, Chen Zhili (Eds.) Shanghai: Shanghai cishu chubanshe, 2009 (in Chinese).

17. Dong Li. Guanyu Wu Zetian jinjian de jige wenti. (Некоторые проблемы, [касающиеся] «Золотой таблички» У Цзэтянь). Huaxia kaogu. 2001. No. 2. Pp. 79–85 (in Chinese).

18. Fitzgerald C.P. The Empress Wu. London: The Cresset Press, 1956.

19. Hanyu Da Cidian (Большой китайский словарь). In 11 Vol. Luo Zhufeng (Ed.). Vol. 5. Shanghai: Hanyu Da Cidian chubanshe, 1990 (in Chinese).

20. Hanyu Da Cidian (Большой китайский словарь). In 11 Vol. Luo Zhufeng (Ed.). Vol. 11. Shanghai: Hanyu Da Cidian chubanshe, 1993 (in Chinese).

21. Kirkland R.J. The Last Taoist Grand Master at the T'ang Imperial Court: Li Han-kuang and T'ang Hsüan-tsung. T’ang Studies. 1986. No. 4. Pp. 43–67.

22. Lei Wen. Wu yue zhenjun ci yu Tang dai guojia jisi (Жертвоприношения духам Пяти пиков и государственные жертвоприношения в эпоху Тан). Tang dai zongjiao xinyang yu shehui. Ed. Rong Xinjiang. Shanghai: Shanghai sishu chubanshe, 2003. Pp. 35–83 (in Chinese).

23. Lei Wen. Daojiao tu Ma Yuanzhen yu Wu Zetian geming (Даос Ма Юаньчжэнь и низложение [Тан] [императрицей] У Цзэтянь). Zhongguo shi yanjiu. 2004. No. 1. Pp. 73–80 (in Chinese).

24. Liu Xingshun. Tang dai daojiao yu Taishan jisi kaolun (Изучение даосизма [эпохи] Тан и жертвоприношений на горе Тай-шань). Taishan xueyuan xuebao, 2013. No. 2. Pp. 46–55 (in Chinese).

25. Liu Xu (ed.) Jiu Tang Shu. (Старая книга [о] Тан). Beijing: Zhonghua shujudian, 1975 (in Chinese).

26. Lü Bo. Benming yu jiangdan: Tang dai Daojiao “toulong” zai du (Год рождения [по двенадцатилетнему циклу] и год рождения [в буддизме]). Shijie zongjiao yanjiu. 2019. No. 2. Pp. 91–101 (in Chinese).

27. Lü Shuzhi. Wu Zetian jin jian («Золотая табличка» У Цзэтянь). Lishi jiaoxue. 1983. No. 3. Pp. 63–64 (in Chinese).

28. Peng Dingqiu (ed.) Quan Tang shi. (Полное [собрание] поэзии [эпохи] Тан). Beijing: Zhonghua shujudian, 1960 (in Chinese).

29. Pregadio F. (Ed.) The Encyclopedia of Taoism. London and New York: Routledge, 2008.

30. Qi Yuantao. Wu Zhou xin zi de gouxing xue kaocha (Изучение формирования новых знаков У [Цзэтянь] [в эпоху] Чжоу). Shenxi shifan daxue xuebao (zhexue shehui kexue ban). 2005. No .6. Pp. 78–81 (in Chinese).

31. Rothschild N.H. Emperor Wu Zhao and Her Pantheon of Devils, Divinities, and Dynastic Mothers. New York: Columbia University Press, 2015.

32. Sevillano-Lopez D. El ritual toulong en la corte de la emperatriz Wu Zetian. Materiales epigraficos. Antesteria. 2014. No. 3. Pp. 225–241.

33. Sevillano-Lopez D. Los sacrificios fengshan y la politica religiose de la emperatriz Wu Zetian. Antesteria. 2015. No. 4. Pp. 327–346.

34. Shi Anchang. Cong yuan cang ta ben shen tao Wu Zetian xuan zi (Изучение знаков У Цзэтянь из коллекции эстампов музея Гугун). Gugong bowuyuan yuankan. 1983. No. 4. Pp. 30–38 (in Chinese).

35. Siqin Bilige, Luo Jianjin. Taichu lishi de jinian wenti – Taichu jinian fa bei taotai de yuanyin (К вопросу о хронологии Тайчу – причины отказа от исчисления лет по «антиюпитеру»). Kexue zhishu zhexue yanjiu. 2012. No. 1. Pp. 62–69 (in Chinese).

36. Tai-shang dongxuan lingbao chishu yujue miaojing («Сокровенный канон нефритовых наставлений Высочайшего, [начертанный] красными письменами, о вместилище тайного и духовной драгоценности). Zhonghua Dao Zang. In 49 v. V. 3. Ed. Zhang Jiyu. Beijing: Zhonghua chubanshe, 2004. Pp. 26–48 (in Chinese).

37. Tai-shang zhu guo jiu min zong zhen bi yao (Обобщенные и истинные, секретные, важнейшие [записи] о помощи государству и спасении народа, [переданные] Высочайшим). Zhonghua Dao Zang. In 49 v. V. 30. Ed. Zhang Jiyu. Beijing: Zhonghua chubanshe, 2004. Pp. 313–386 (in Chinese).

38. Wang Yucheng. Kaogu suojian daojiao jian du kaoshu (Заметки о даоских ритуальных табличках – археологические данные). Kaogu xuebao. 2003. No. 4. Pp. 483–510 (in Chinese).

39. Wu Qilin. Song dai Yulong Wanshou gong de tiju guan (Управляющие [монастырем] Юйлун Ваньшоу в эпоху Сун). Zhongguo Daojiao. 2017. No. 5. Pp. 28–32 (in Chinese).

40. Xie Yifeng. Tang Song jian guojia toulong yi zhi bianqian (Развитие государственного [ритуала] тоулун в [эпохи] Тан [и] Сун). Song shi yanjiu lun cong. Ed. Jiang Xidong. Baoding: Hebei daxue chubanshe, 2015. No. 16. Pp. 212–230 (in Chinese).

41. Yang Yubin. Henan wenwu kaogu sishi nian. (40 лет археологическим исследованиям в Сычуани). Shixue yuekan. 1989. No. 4. Pp. 1–14 (in Chinese).

42. Zhang Deshui, Huang Linna. Yu Wu Zetian youguande Songshan daojiao wenwu (Даосские культурные памятники горы Сун-шань, [касающиеся] У Цзэтянь) (in Chinese)] http://www.fx361.com/page/2017/0809/2142132.shtml (accessed: 08.08. 2019).

43. Zhang Quxia (ed.) Xinhua Da zidian. (Большой словарь иероглифов Синьхуа). Beijing: Shangwu yishuguan guojia yuxian gongsi, 2015 (in Chinese).

44. Zhang Yingying. Wenhua chuangyi chanpin kaifa zhengfeng qishi (Своевременность раскрытия подлинных культурных объектов) (in Chinese). http://kreader.cnki.net/Kreader/ViewPage.aspx?dbCode=CCND&filename=CWHB201606230120&tablename=CCNDLAST2016&uid (accessed: 08.06.2019).

45. Zhang Zehong. Tang dai daojiao de toulong yishi (Даосский ритуал тоулун в эпоху Тан). Shenxi shifan daxue xuebao (zhexue shehui kexue ban). 2007. No. 1. Pp. 27–32 (in Chinese)].

46. Zhang Zhuo. Chao ye qian zai (Полные записи о столице и окрестностях). Beijing: Zhonghua shuju, 1979 (in Chinese).

47. Zhao Shigang. Nü huangdi xiao xia shi cong he. Junji feng shang tou jin jian – Wu Zetian jin jian mantan (Женщина-император проводит время на высокой скале, [наслаждаясь] звуками реки). Dang’an guanli. 1995. No. 3. Pp. 45–47 (in Chinese).

48. Zhou Xibo. Dunhuang xie juan P. 2354 yu Tang dai daojiao toulong huodong. (Дуньхуанский документ Р. 2354 и даоский ритуал тоулун в эпоху Тан). Dunhuang xue. 1999. No. 12. Pp. 91–109 (in Chinese).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх