Эстетическое сознание Александра Блока

 
Код статьиS004287440005058-8-1
DOI10.31857/S004287440005058-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №5
Страницы81-93
Аннотация

В статье показано, что известный русский поэт-символист Александр Блок, остро ощущавший кризис в культуре, искусстве, религии, духовности своего времени, осознавал его как переходное состояние к чему-то неведомому. Причину кризиса он усматривал в научно-техническом прогрессе и видел в искусстве один из путей его преодоления: в будущем человек станет «человеком-артистом». Искусство, полагал Блок, стремится за пределы здешнего мира, на который ориентирована современная цивилизация. Для художника видимый мир прозрачен, он усматривает духовные планы бытия и стремится выразить их в своем искусстве. Такой художник – символист. Он обладает тайным знанием и руководствуется в своем творчестве или софийными («теза» первого этапа символизма), или демоническими («антитеза») энергиями. Он слышит космическую гармонию («космический звон» как преодоление космического хаоса) и воплощает ее в «лирике», составляющей невыговариваемую сущность подлинного искусства. Этой «лирикой», возводящей человека к высшей реальности, питается все интеллектуальное сообщество: ученые, философы, общественные деятели.

Ключевые словаБлок, символизм, эстетика, искусство, поэзия, лирика, литература, театр, культура
Получено29.05.2019
Дата публикации07.06.2019
Кол-во символов44532
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Сегодня жду моих гостей И дрогну, и сжимаю руки. Давно мне не было вестей, Но были шорохи и стуки.
2 Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опять волшебницей всплыла, И в вечном свете, в вечном звоне Церквей смешались купола.
3 Мы странствовали с Ним по городам. Из окон люди сонные смотрели. Я шел вперед; а позади – Он Сам, Всепроникающий и близкий к цели.
4 Александр Блок
5 Приведенные в качестве развернутого эпиграфа стихи Блока – из его главного символистского сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902), который сам поэт высоко ценил. На протяжении всего своего творчества, по-разному относясь к символизму как направлению в поэзии, Блок во многом оставался подлинным символистом. Не случайно, в записной книжке от 28 июня 1916 г. он утверждал: «Лучшими остаются “Стихи о Прекрасной Даме”. Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб как художник» [Блок 1980а, 451]. Понятно, что поэт имел в виду, прежде всего, дух символизма, которым пронизан этот сборник. При этом и в художественной критике, и в теоретических статьях он нечасто употребляет термин «символист», а себя всего несколько раз впрямую называет символистом. Так, в заметке 1910 г. о Вере Федоровне Комиссаржевской он прямо причисляет себя к символистам: «Мы – символисты – долгие годы жили, думали, мучились в тишине, совершенно одинокие, будто ждали» [Блок 1962, 415].
6 Ждали в данном случае появления Комиссаржевской, которую Блок причислял к стану символистов. И описывает он великую актрису в чисто символистском духе, во многом присущем его художественной критике в целом: «Да, конечно, ждали. И вот, в предреволюционный год, открылись перед нами высокие двери, поднялись тяжелые бархатные занавесы – и в дверях – на фоне белого театрального зала – появилась еще смутная, еще в сумраке, неотчетливо (так неотчетливо, как появляются именно живые) эта маленькая фигура со страстью ожидания и надежды в синих глазах, с весенней дрожью в голосе, вся изображающая один порыв, одно устремление куда-то, за какие-то синие, синие пределы человеческой здешней жизни» [Там же, 415].
7 Образ Комиссаржевской предстает здесь своего рода символом искусства в целом, и именно искусства символического, ориентированного на нездешние миры. А таковым Блок, как и все символисты, французские и русские, считал подлинное искусство. И о нем он часто говорит в теоретических и критических статьях, в первую очередь имея в виду поэзию как квинтэссенцию художественности (и наоборот, говоря о поэзии, он нередко подразумевает искусство в целом).
8 Символизм самой поэзии Блока особенно высоко ценил Андрей Белый, почитая себя его учеником, хотя они были одногодками, а самого Блока – родоначальником символизма. В «Прекрасной Даме», независимо от того, что или кого понимать под этим художественным символом (Белый чаще всего видел в ней соловьевскую Софию), «...была взята им (Блоком. – В.Б.) нота, организовавшая впоследствии целое течение символистов» [Белый 1994, 478]. Сегодня мы знаем, что не Блок был родоначальником символизма в России, и он сам, как мы увидим, не раз говорит об этом, но существенно, что так считал один из наиболее самобытных символистов, и в этом тоже была своя правда. Более того, Белый ценил его столь высоко, что посвятил воспоминаниям о нем большую книгу. В ней, в частности, он усматривает в «Прекрасной Даме» прямое развитие духовных устремлений Владимира Соловьева: «Он – поэт-символист, теоретик-практик, понявший конкретно зарю Соловьева, зарю наступления новой эпохи» [Белый 1995, 108]1. 1. Символистской поэтике Блока посвящена большая литература. См., в частности: [Минц 1999; Игошева 2013].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1306

Оценка читателей: голосов 0

1. Bychkov, Victor V. (2007) Russian Theurgic Aesthetics, Ladomir, Moscow (in Russian).

2. Dolinsky, Mikhail Z. (1985) Art and Alexander Blok, Sovetskii khudozhnik, Moscow (in Russian).

3. Igosheva, Tatiana V. (2013) A.A. BlokТs Early Lyric (1898Ц1904): The Poetics of Religious Symbolism, Global Kom, Moscow (in Russian).

4. Mints, Zara G. (1999) Blok and Russian Symbolism, Collected Works in 3 Volumes. Vol. 1. Alexander BlokТs Poetics, Iskusstvo-SPB, St. Petersburg (in Russian).

5. Rodina, Tatiana M. (1972) Alexander Blok and Russian Theater at the Beginning of the 20th Century, Nauka, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх