The Aesthetic Consciousness of Alexander Blok

 
PIIS004287440005058-8-1
DOI10.31857/S004287440005058-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: IFES RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 5
Pages81-93
Abstract

The essay demonstrates that Alexander Blok, a well known Russian poet-symbolist, sharply felt the crisis of culture, art, religion, and spirituality of his time, which he felt was a state of transition to something unknown. He saw scientific-technological progress as the reason of this crisis and considered art as one of the ways of overcoming this crisis, by way of making the human being of the future into an “artistic human being.” Blok thought that art aims to transcend the boundaries of this world, which is the focus of contemporary civilization. For an artist, the visible world is transparent; the artist discerns the spiritual planes of being and aspires to express them in art. This type of artist is a symbolist. The symbolist possesses secret knowledge; creative activity is driven either by sophianic (the “thesis” of the first stage of symbolism) or by demonic (the “antithesis”) energies. This artist hears the harmony of the spheres (the “cosmic ringing” as an overcoming of cosmic chaos) and realizes it in “lyric,” which is the ineffable essence of true art. The entire intellectual community—scholars, philosophers, politicians—is nurtured by this “lyric,” which elevates the human being toward higher reality.

KeywordsBlok, symbolism, aesthetics, art, poetry, lyric, literature, theater, culture
Received29.05.2019
Publication date07.06.2019
Number of characters44532
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Сегодня жду моих гостей И дрогну, и сжимаю руки. Давно мне не было вестей, Но были шорохи и стуки.
2 Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опять волшебницей всплыла, И в вечном свете, в вечном звоне Церквей смешались купола.
3 Мы странствовали с Ним по городам. Из окон люди сонные смотрели. Я шел вперед; а позади – Он Сам, Всепроникающий и близкий к цели.
4 Александр Блок
5 Приведенные в качестве развернутого эпиграфа стихи Блока – из его главного символистского сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902), который сам поэт высоко ценил. На протяжении всего своего творчества, по-разному относясь к символизму как направлению в поэзии, Блок во многом оставался подлинным символистом. Не случайно, в записной книжке от 28 июня 1916 г. он утверждал: «Лучшими остаются “Стихи о Прекрасной Даме”. Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб как художник» [Блок 1980а, 451]. Понятно, что поэт имел в виду, прежде всего, дух символизма, которым пронизан этот сборник. При этом и в художественной критике, и в теоретических статьях он нечасто употребляет термин «символист», а себя всего несколько раз впрямую называет символистом. Так, в заметке 1910 г. о Вере Федоровне Комиссаржевской он прямо причисляет себя к символистам: «Мы – символисты – долгие годы жили, думали, мучились в тишине, совершенно одинокие, будто ждали» [Блок 1962, 415].
6 Ждали в данном случае появления Комиссаржевской, которую Блок причислял к стану символистов. И описывает он великую актрису в чисто символистском духе, во многом присущем его художественной критике в целом: «Да, конечно, ждали. И вот, в предреволюционный год, открылись перед нами высокие двери, поднялись тяжелые бархатные занавесы – и в дверях – на фоне белого театрального зала – появилась еще смутная, еще в сумраке, неотчетливо (так неотчетливо, как появляются именно живые) эта маленькая фигура со страстью ожидания и надежды в синих глазах, с весенней дрожью в голосе, вся изображающая один порыв, одно устремление куда-то, за какие-то синие, синие пределы человеческой здешней жизни» [Там же, 415].
7 Образ Комиссаржевской предстает здесь своего рода символом искусства в целом, и именно искусства символического, ориентированного на нездешние миры. А таковым Блок, как и все символисты, французские и русские, считал подлинное искусство. И о нем он часто говорит в теоретических и критических статьях, в первую очередь имея в виду поэзию как квинтэссенцию художественности (и наоборот, говоря о поэзии, он нередко подразумевает искусство в целом).
8 Символизм самой поэзии Блока особенно высоко ценил Андрей Белый, почитая себя его учеником, хотя они были одногодками, а самого Блока – родоначальником символизма. В «Прекрасной Даме», независимо от того, что или кого понимать под этим художественным символом (Белый чаще всего видел в ней соловьевскую Софию), «...была взята им (Блоком. – В.Б.) нота, организовавшая впоследствии целое течение символистов» [Белый 1994, 478]. Сегодня мы знаем, что не Блок был родоначальником символизма в России, и он сам, как мы увидим, не раз говорит об этом, но существенно, что так считал один из наиболее самобытных символистов, и в этом тоже была своя правда. Более того, Белый ценил его столь высоко, что посвятил воспоминаниям о нем большую книгу. В ней, в частности, он усматривает в «Прекрасной Даме» прямое развитие духовных устремлений Владимира Соловьева: «Он – поэт-символист, теоретик-практик, понявший конкретно зарю Соловьева, зарю наступления новой эпохи» [Белый 1995, 108]1. 1. Символистской поэтике Блока посвящена большая литература. См., в частности: [Минц 1999; Игошева 2013].

Number of purchasers: 2, views: 1331

Readers community rating: votes 0

1. Bychkov, Victor V. (2007) Russian Theurgic Aesthetics, Ladomir, Moscow (in Russian).

2. Dolinsky, Mikhail Z. (1985) Art and Alexander Blok, Sovetskii khudozhnik, Moscow (in Russian).

3. Igosheva, Tatiana V. (2013) A.A. Blok’s Early Lyric (1898–1904): The Poetics of Religious Symbolism, Global Kom, Moscow (in Russian).

4. Mints, Zara G. (1999) Blok and Russian Symbolism, Collected Works in 3 Volumes. Vol. 1. Alexander Blok’s Poetics, Iskusstvo-SPB, St. Petersburg (in Russian).

5. Rodina, Tatiana M. (1972) Alexander Blok and Russian Theater at the Beginning of the 20th Century, Nauka, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up