The Existentials Theory of M. Heidegger and M. Boss and the Analysis of Human Existence in the Conditions of Electronic Culture

 
PIIS004287440004789-2-1
DOI10.31857/S004287440004789-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Astrakhan State University
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 4
Pages24-33
Abstract

The existential tradition, which in the XX century was successfully applied in psychology and humanistic psychotherapy, is developed in the study of the existence of modern human. The object of the study is the existentials of the individual being, the theoretical analysis of which was started in the works of M. Heidegger and continued by psychologist M. Boss. On the basis of the works of Heidegger and Zollikon seminars presented human existentials, such as openness, temporality, spatiality, physicality, care, etc., developed and supplemented in the writings of M. Boss. The theory of existentials is used as a methodology for studying the features of human existence in a digital society. From the position of existential-axiological approach, the features of modern existentials are shown, taking into account the transformation of the perception of space, temporality, body, the Other in the conditions of electronic culture, simulation forms of communication. Special attention is paid to the existentials of "being-to-death", openness and freedom, the nature of which is undergoing significant changes in the digital existence. Avoiding the limitations of a definite optimistic or sceptical of the conclusions shown are typical for e-culture manifestations of the ontology of the person: antinomies of freedom and non-freedom, global communication and loneliness, engagement and escapism, a network of objectification and ultimate expression. On the basis of the existential approach shows the features of human existence in the space of electronic culture associated with the manifestations of transparency and closeness, virtualization, relationships with Others, offset the perception of reality, time, body in terms of spatial and temporal heterotopia and E-culture. 

Keywordsexistential-axiological approach, existentials, M. Heidegger, M. Boss, electronic culture, digital existence, body, spatiality, temporality, openness
AcknowledgmentThis study was supported by the Russian Foundation for Basic Research under Grant №18-011-00056 А, "Being-in-the-world" electronic (online-, cyber-, digital-) culture: new existential, axiological, ethical challenges to human».
Received17.04.2019
Publication date17.05.2019
Number of characters28643
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Философия экзистенциализма для современной эпохи оказалась чрезвычайно актуальной в силу ее обращенности к проблемам свободы и несвободы человека. Несмотря на деформации многих ценностных ориентиров на протяжении столетия ценности свободы, творчества, самореализации оказались наиболее устойчивыми и востребованными (если говорить о западном мировоззрении в широком смысле). В то же время трудность экзистенциальной теории для понимания, невозможность ее упрощения до единой формулы в силу разнообразия представленных подходов, не способствовали ее популяризации. Во многом она остается яркой страницей в истории философии, а также одним из практических методов психотерапии, с учетом того, что последняя в современных условиях все более переходит от следования классическим подходам к утверждению синтетических, сочетающих возможности психоанализа, экзистенциализма, бихевиоризма, теории когнитивной психологии и др.
2 В то же время наследие философов и психологов, сторонников экзистенциализма позволяет черпать из этого источника все новые и новые возможности для решения новых, не существовавших раньше проблем. Следуя экзистенциальной традиции в философии, мы обратимся к изучению ценностей, так называемого «цифрового человека», сформировавшегося и развивающегося в условиях электронной культуры. Поскольку экзистенциальная традиция отличается разнообразием, важно уточнить, что в своем исследовании мы в большей степени будем применять теорию экзистенциалов М. Хайдеггера и М. Босса, которая является наиболее перспективной для изучения человека, живущего на границе реального и виртуального миров.
3 В поздних работах Мартином Хайдеггером развиваются представления о подлинности бытия человека, которое связано с экзистенциальными данностями (экзистенциалами), составляющими уникальность взаимодействия человека и мира вещей. Экзистенциалы понимаются здесь как данности подлинного бытия, определенные «дары существования». К ним относятся социальность, время, пространство, другой, вещи и т.д., который характеризуются Хайдеггером как основания, с позиции которых он рассматривает существование человека. То, как человек осмысливает и понимает эти жизненные ценности и определяет его основополагающую структуру (или онтологию), представляет собой основание для его динамического становления. Эти идеи Хайдеггера получили развитие в дальнейшей традиции экзистенциализма, в том числе в теориях психологов: В. Франкла, Л. фон Бисвангера и М. Босса.
4 В трудах М. Босса философские идеи оказались тесно переплетены с практической психологией, что было связано с влиянием, которое оказали на него Л. Бинсвангер и М. Хайдеггер. Диалоги и письма М. Хайдеггера и М. Босса, который был организатором известных Цолликоновских семинаров, показывают глубину поднимаемых вопросов об экзистенции, открытости, свободе человека, именно на них мы во многом будем опираться в качестве методологических посылов данного исследования. М. Хайдеггер в ходе своих рассуждений неоднократно отмечал, что главным экзистенциальным признаком человека является то, что он существует для мира, открывает пространство, высвечивает его смыслы. Он подчеркивал, что прежде всего человек существует в пространстве и сознает его, ориентируется в нем, осваивает его. Существование человека в пространстве отличается от существования неживого объекта или животного, поскольку только человек осознает свое место, присутствие «здесь», свою границу с внешним миром, свою телесность, ориентирует мир вокруг себя и себя в мире. Другой важный признак экзистенции, по Хайдеггеру, бытие во времени, сознание конечности, неповторимости, текучести жизни и бытия. Временность как осмысление прошлого, настоящего и будущего, понимание мгновения «сейчас». Может ли человек утратить время, быть «безвременным»? Эти вопросы вызывают высокий интерес у Хайдеггера и его учеников. Философ полагал, что потеря подлинного бытия связана с утратой осознания времени, осмысления прошлого, ценности настоящего и заботы о будущем.

Number of purchasers: 3, views: 2452

Readers community rating: votes 0

1. Binsvanger 2014 – Binsvanger L. Ehkzistentsial'no-analiticheskaya shkola mysli // Binsvanger L., Kun R. Ehkzistentsial'nyj analiz / Per. pod red. S. Rimskogo. M.: Institut Obschegumanitarnykh Issledovanij, 2014. C. 3–29 [Binswanger, Ludwig Uber die daseinsanalytische Forschungsrichtung in der Psychiatrie (Russian translation, 2013)].

2. Fuko 2006 – Fuko M. Drugie prostranstva // Fuko M. Intellektualy i vlast': izbrannye politicheskie stat'i, vystupleniya i interv'yu / Per s frants. B.M, Skuratova, pod red. V.P. Bol'shakova. M.: Praksis, 2006. Ch. 3. S. 191–204. [Faucault, Paul-Michel Des espaces autres (Russian translation, 2006)].

3. Khajdegger 2000 – Khajdegger M. Polozhenie ob osnovanii / Per. s nem. O.A. Koval'. SPb.: Aletejya, 2000 [Heidegger, Martin Der Satz vom Grund (Russian translation, 2000)].

4. Khajdegger 2012 – Khajdegger M. Tsollikonovskie seminary / Per. s nem. I. Glukhovoj. Vil'nyus: EGU, 2012 [Heidegger, Martin Zollikoner Seminare. Protokolle-Zwiegesprache-Briefe (Russian translation, 2012].

5. Boss, Medard (1963) Psychoanalysis and Daseinsanalysis, (L.E. Lefebre, Trans.), Basic Books, New York.

6. Boss, Medard (1979) Existential Foundations of Medicine and Psychology. (S. Conway and A. Cleaves, Trans.), Jason Aronson Northvale, New York.

7. Boss, Medard (1988) Psychotherapy for Freedom: The Daseinsanalytic Way in Psychology and Psychoanalysis, E. Craig (Ed.), A Special Issue of The Humanistic Psychologist, Volume 16, Spring.

8. Berkovits 2007 – Berkovits L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol'. SPb.: Prajm-Evroznak, 2007.

9. Budanov 2016 – Budanov V.G. Novyj? tsifrovoj? zhiznennyj? tekhnouklad – perspektivy i riski transformatsii? antroposfery // Filosofskie nauki. 2016. № 6. S. 47–55.

10. Volik, Pigrov, Sukhodub 2017 – Volik N.G., Pigrov K.S., Sukhodub T.G. Smysl tvorchestva: mezhdu Dasein i innovatsiej // Voprosy filosofii. 2017. № 2. S. 206–211.

11. Kamenskij 2016 – Kamenskij E.G. Reduktsiya «slozhnosti sub'ekta» v «slozhnom sotsiume»: problema tsennostej novoj tekhno-real'nosti // Rossijskoe sotsiologicheskoe soobschestvo: istoriya, sovremennost', mesto v mirovoj nauke. Materialy nauchnoj konferentsii k 100-letiyu Russkogo sotsiologicheskogo obschestva imeni M.M. Kovalevskogo 10–12 noyabrya 2016 goda / Otv. redaktor: Yu.V. Asochakov. SPb.: Skifiya-print, 2016. C. 280–281.

12. Letunovskij 2001 web – Letunovskij V.V. Ehkzistentsial'nyj analiz. Istoriya, teoriya i metodologiya praktiki. Diss. … kand. psikhol. nauk. M., 2001 // https://www.docme.ru/doc/179833/e-kzistencial._nyj-analiz.-istoriya--teoriya-i-metodologiya-pr...

13. Letunovskij 2002 – Letunovskij V.V. Sravnitel'nyj analiz metodologicheskikh osnovanij variantov ehkzistentsial'nogo analiza L. Binsvangera i M. Bossa // Ponimanie kak faktor lichnostnogo razvitiya. Kemerovo: Grafika, 2002. C. 28–39.

14. Shapinskaya 2013 web – Shapinskaya E.N. Ehskapizm v kiberprostranstve: bezgranichnye vozmozhnosti i novye opasnosti // Kul'turologicheskij zhurnal. 2013. № 2. // http://www.crjournal.ru/rus/journals/215.html&j_id=15

Система Orphus

Loading...
Up