Теория экзистенциалов М. Хайдеггера и М. Босса и анализ существования человека в условиях электронной культуры

 
Код статьиS004287440004789-2-1
DOI10.31857/S004287440004789-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Астраханский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №4
Страницы24-33
Аннотация

Экзистенциальная традиция, которая в XXв. cуспехом использовалась в психологии и гуманистической психотерапии, получает развитие при осмыслении бытия современного человека. Автор обращает внимание на экзистенциалы бытия личности, теоретический анализ которых был начат в трудах М. Хайдеггера и продолжен психологом М. Боссом. На основе поздних работ Хайдеггера и Цолликоновских семинаров представлены такие экзистенциалы человека, как открытость, временность, пространственность, телесность, забота и др., получившие развитие и дополненные в трудах М. Босса. Теория экзистенциалов применяется в качестве методологии исследования особенностей бытия человека в пространстве информационного общества. С позиции экзистенциально-аксиологического подхода показаны особенности современных экзистенциалов с учетом трансформации восприятия пространства, темпоральности, тела, Другого в условиях электронной культуры, симулятивных форм коммуникации. Особое внимание уделено таким экзистенциалам, как «бытие-к-смерти», открытость и свобода, характер которых претерпевает выраженные изменения в цифровом бытии. Избегая однозначных оптимистичных или скептических выводов, автор показывает характерные для электронной культуры проявления антомичности свободы и несвободы, глобальной коммуникации и одиночества, вовлеченности и эскапизма, сетевой объективации и предельного самовыражения. На основании экзистенциального подхода выявлены особенности бытия человека в пространстве электронной культуры, связанные с проявлениями информационной открытости и закрытости, виртуализации отношений с Другими, смещением восприятия реальности, времени, тела в условиях пространственной и темпоральной гетеротопии и электронной культуры.

Ключевые словаэкзистенциально-аксиологический подход, экзистенциалы, М. Хайдеггер, М. Босс, электронная культура, цифровое бытие, тело, пространственность, темпоральность, открытость
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта «Бытие в мире элктронной (online, cyber-, digital-) культуры: новые экзистенциальные, аксиологические, этические вызовы», грант № 18-01-00056.
Получено17.04.2019
Дата публикации17.05.2019
Кол-во символов28643
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Философия экзистенциализма для современной эпохи оказалась чрезвычайно актуальной в силу ее обращенности к проблемам свободы и несвободы человека. Несмотря на деформации многих ценностных ориентиров на протяжении столетия ценности свободы, творчества, самореализации оказались наиболее устойчивыми и востребованными (если говорить о западном мировоззрении в широком смысле). В то же время трудность экзистенциальной теории для понимания, невозможность ее упрощения до единой формулы в силу разнообразия представленных подходов, не способствовали ее популяризации. Во многом она остается яркой страницей в истории философии, а также одним из практических методов психотерапии, с учетом того, что последняя в современных условиях все более переходит от следования классическим подходам к утверждению синтетических, сочетающих возможности психоанализа, экзистенциализма, бихевиоризма, теории когнитивной психологии и др.
2 В то же время наследие философов и психологов, сторонников экзистенциализма позволяет черпать из этого источника все новые и новые возможности для решения новых, не существовавших раньше проблем. Следуя экзистенциальной традиции в философии, мы обратимся к изучению ценностей, так называемого «цифрового человека», сформировавшегося и развивающегося в условиях электронной культуры. Поскольку экзистенциальная традиция отличается разнообразием, важно уточнить, что в своем исследовании мы в большей степени будем применять теорию экзистенциалов М. Хайдеггера и М. Босса, которая является наиболее перспективной для изучения человека, живущего на границе реального и виртуального миров.
3 В поздних работах Мартином Хайдеггером развиваются представления о подлинности бытия человека, которое связано с экзистенциальными данностями (экзистенциалами), составляющими уникальность взаимодействия человека и мира вещей. Экзистенциалы понимаются здесь как данности подлинного бытия, определенные «дары существования». К ним относятся социальность, время, пространство, другой, вещи и т.д., который характеризуются Хайдеггером как основания, с позиции которых он рассматривает существование человека. То, как человек осмысливает и понимает эти жизненные ценности и определяет его основополагающую структуру (или онтологию), представляет собой основание для его динамического становления. Эти идеи Хайдеггера получили развитие в дальнейшей традиции экзистенциализма, в том числе в теориях психологов: В. Франкла, Л. фон Бисвангера и М. Босса.
4 В трудах М. Босса философские идеи оказались тесно переплетены с практической психологией, что было связано с влиянием, которое оказали на него Л. Бинсвангер и М. Хайдеггер. Диалоги и письма М. Хайдеггера и М. Босса, который был организатором известных Цолликоновских семинаров, показывают глубину поднимаемых вопросов об экзистенции, открытости, свободе человека, именно на них мы во многом будем опираться в качестве методологических посылов данного исследования. М. Хайдеггер в ходе своих рассуждений неоднократно отмечал, что главным экзистенциальным признаком человека является то, что он существует для мира, открывает пространство, высвечивает его смыслы. Он подчеркивал, что прежде всего человек существует в пространстве и сознает его, ориентируется в нем, осваивает его. Существование человека в пространстве отличается от существования неживого объекта или животного, поскольку только человек осознает свое место, присутствие «здесь», свою границу с внешним миром, свою телесность, ориентирует мир вокруг себя и себя в мире. Другой важный признак экзистенции, по Хайдеггеру, бытие во времени, сознание конечности, неповторимости, текучести жизни и бытия. Временность как осмысление прошлого, настоящего и будущего, понимание мгновения «сейчас». Может ли человек утратить время, быть «безвременным»? Эти вопросы вызывают высокий интерес у Хайдеггера и его учеников. Философ полагал, что потеря подлинного бытия связана с утратой осознания времени, осмысления прошлого, ценности настоящего и заботы о будущем.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 2489

Оценка читателей: голосов 0

1. Бинсвангер 2014 – Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли // Бинсвангер Л., Кун Р. Экзистенциальный анализ / Пер. под ред. С. Римского. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. C. 3–29 [Binswanger, Ludwig Uber die daseinsanalytische Forschungsrichtung in der Psychiatrie (Russian translation, 2013)].

2. Фуко 2006 – Фуко М. Другие пространства // Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер с франц. Б.М, Скуратова, под ред. В.П. Большакова. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. С. 191–204. [Faucаult, Paul-Michel Des espaces autres (Russian translation, 2006)].

3. Хайдеггер 2000 – Хайдеггер М. Положение об основании / Пер. с нем. О.А. Коваль. СПб.: Алетейя, 2000 [Heidegger, Martin Der Satz vom Grund (Russian translation, 2000)].

4. Хайдеггер 2012 – Хайдеггер М. Цолликоновские семинары / Пер. с нем. И. Глуховой. Вильнюс: ЕГУ, 2012 [Heidegger, Martin Zollikoner Seminare. Protokolle-Zwiegesprache-Briefe (Russian translation, 2012].

5. Boss, Medard (1963) Psychoanalysis and Daseinsanalysis, (L.E. Lefebre, Trans.), Basic Books, New York.

6. Boss, Medard (1979) Existential Foundations of Medicine and Psychology. (S. Conway and A. Cleaves, Trans.), Jason Aronson Northvale, New York.

7. Boss, Medard (1988) Psychotherapy for Freedom: The Daseinsanalytic Way in Psychology and Psychoanalysis, E. Craig (Ed.), A Special Issue of The Humanistic Psychologist, Volume 16, Spring.

8. Берковиц 2007 – Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

9. Буданов 2016 – Буданов В.Г. Новый? цифровой? жизненный? техноуклад – перспективы и риски трансформации? антропосферы // Философские науки. 2016. № 6. С. 47–55.

10. Волик, Пигров, Суходуб 2017 – Волик Н.Г., Пигров К.С., Суходуб Т.Г. Смысл творчества: между Dasein и инновацией // Вопросы философии. 2017. № 2. С. 206–211.

11. Каменский 2016 – Каменский Е.Г. Редукция «сложности субъекта» в «сложном социуме»: проблема ценностей новой техно-реальности // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке. Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского 10–12 ноября 2016 года / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2016. C. 280–281.

12. Летуновский 2001 web – Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2001 // https://www.docme.ru/doc/179833/e-kzistencial._nyj-analiz.-istoriya--teoriya-i-metodologiya-pr...

13. Летуновский 2002 – Летуновский В.В. Сравнительный анализ методологических оснований вариантов экзистенциального анализа Л. Бинсвангера и М. Босса // Понимание как фактор личностного развития. Кемерово: Графика, 2002. C. 28–39.

14. Шапинская 2013 web – Шапинская Е.Н. Эскапизм в киберпространстве: безграничные возможности и новые опасности // Культурологический журнал. 2013. № 2. // http://www.crjournal.ru/rus/journals/215.html&j_id=15

Система Orphus

Загрузка...
Вверх