“Of course, to Think, it is Risk...” The Conversation of N.Kh. Orlova and N.V. Lossky

 
PIIS004287440001427-4-1
DOI10.31857/S004287440001427-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor at Department of cultural science, philosophy of culture and an esthetics
Affiliation: Institute of Philosophy of St. Petersburg State University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages122-129
Abstract

On October 23, 2017 in Paris Lossky Nikolay Vladimirovich died. His grandfather Nikolay O. Lossky and his father Vladimir N. Lossky were sent from Russia in 1922 by “Philosophical steamship”. Nikolay V. Lossky was born already far from Russia, got a brilliant education in Sorbonne and Oxford, taught many years in Sorbonne and in St. Sergy theological institute in Paris founded by the Russian philosophers in 1925. Our meeting and conversation with professor N. V. Lossky took place in far November, 2008 in Nikolay Vladimirovich's apartment. We spoke about heritage of the Russian abroad of the first wave, about the relations of philosophy and theology, about responsibility of the philosopher.

Keywordsthe Russian Abroad, the Russian philosophy, N.V. Lossky, S.N. Bulgakov, G. Florovsky, St. Sergy Theological Institute in Paris
Received19.10.2018
Publication date23.10.2018
Number of characters23815
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1

Орлова: Николай Владимирович, признательна за возможность общения с вами и не только побеседовать, но и записать нашу беседу.

2

Лосский: О чем вы хотите, чтобы мы поговорили?

3

Орлова: О том как, каким образом, в каких условиях возможно восстановление в пространстве России тех традиций богословия, философии, которые были в России до революции, были прерваны революцией в пространстве России, но не были прерваны в пространстве Зарубежья.

4

Лосский: Вы правильно говорите – Зарубежье. Потому что есть эмигранты, но мы не эмигранты. Нас выслали. Я бы не существовал без этого философского корабля. Потому что мои родители познакомились в Париже и венчались там, где вы сейчас были, в церкви, которая <расположена> над Институтом. И я родился в Париже.

5

Мой отец принадлежит к тем молодым людям, которые приехали в Париж неслучайно. Мой отец с самого детства был влюблен во Францию, через свою французскую гувернантку, которая жила у нас. Она осталась в России и там скончалась, когда, я не знаю. Мой отец, они все попали в Прагу. Все началось с того, что очень многие из тех, кто создавал этот институт Свято-Сергиевский, почти все побывали в Праге, на некоторое время, и потом переехали в Париж. И мой отец приехал в Париж в 1924-м г., получив стипендию, чтобы учиться в Сорбонне.

6

Его богословие… Их двое: отец Георгий Флоровский и мой отец, они оба такие любители в богословии; они никогда, ни тот, ни другой не учились: ни в семинарии, ни в академии, а просто сами стали читать Отцов. И странное дело, что эти два лица, именно они – те, кто вернули в Православие святоотеческое богословие, хотя ни тот, ни другой не учились. Отец Георгий Флоровский преподавал здесь, в этом институте.

7

А мой отец учился в Сорбонне и интересовался Западом, но читал тоже и греческих Отцов. В общем, его интересовали Запад и Средневековье. Он получил степень в Сорбонне, в области именно французского, особенно, но не только, средневековья. И он написал свою докторскую диссертацию, которая вышла только посмертно, о Майстере Экхарте [Lossky 1960; Лосский 1973; Лосский 2004]. И он у всех этих западных мыслителей – богословов и философов, искал остатки Православия. Он искал остатки первого тысячелетия у всех... а у Экхарта он искал именно отрицательное богословие, так называемое апофатическое. Он был не один в этом духе. И они не из тех, кто сидел на чемоданах и ждал, советская власть пала и они вернулись в Россию и они могли царствовать там, и так далее… Они из тех, кто решили, что не без воли Божьей находятся здесь, без корней1. Решили, что здесь есть что-то новое…

8

Орлова: По прошествии более восьмидесяти лет у Свято-Сергиевского института в Париже сохраняется серьезная богословская репутация. Понятно, что они не просто существуют, они, как жемчужину, сохраняют накопленное. Сейчас в России ренессанс, много переиздается именно из того, что написано здесь, в Зарубежье, этой когортой. Скажите, пожалуйста, почему так складывается, что мы не видим никакой поддержки Институту от самых, казалось бы, заинтересованных во взаимообмене?

Number of purchasers: 0, views: 1196

Readers community rating: votes 0

1. Hyacinthe Destivelle (2008) The Local Church Council of Russian Orthodox Church 1917–1918, Crutich Patriarch Metochion Edition, Moscow.

2. Hyacinthe Destivelle (2010) La réforme des académies ecclésiastiques et l'enseignement de la théologie orthodoxe en Russie au début du XXe siècl, Edition du Cerf, Paris.

3. Hilarion (Alfeev) (2006) La Chantre de la Lumière. Initiation à la spiritualité de Saint Grégoire de Nazianze. Cerf, Paris.

4. Lossky, Nikolai O. (1968) Vospominanija: Erinnerungen. Źizn i filosofskij put’, Mit einem Vorwort und Anmerkungen herausgegeben von B.N. Lossky, W. Fink, München.

5. Lossky, Nikolai V. (1986) Lancelot Andrewes Lancelot, le Predicateur (1555–1626): Aux sources de la Theologie mystique de l’Eglise de Angleterre, Serf, Paris.

6. Lossky, Vladimir N. (1960) Theologie Negative et Connaissance de Dieu chez Maitre Eckhart, J. Vrin, Paris.

7. Medvedev, Nikolai D. (1979) God and man on V. Lossky’s Theology, Pontifical Gregorian University, Faculty in Theology, P.U.G, Rome.

8. Meyendorff, Jean (1959) St. Grégoire Palamas et la Mystique Orthodoxe, Edition du Seuil, Paris.

9. Osharina, Alexandra V. (2010) Father Sergei Bulgakov’s Sophiology in XX Century Theological Criticism, Saint Tikhon’s Orthodox Yniversity of Humanities, Moscow.

10. Ponkin, Igor V. (2005) One Hundred Years of Separation State and Church in France, Abiturcenter’s Edition, Moscow.

11. Ponkin, Igor V. (2006) State University’s Theological Faculty: European Experience in Law Regulation, Saint Tikhon’s Orthodox University of Humanities, Moscow.

12. Russian Idea (1994) Russian Idea. In the Circle of Russian Abroad’s Wrighters and Thinkers. 2 Vols. Iskusstvo, Moscow.

13. Russian Abroad… (2010) Russian Abroad in France. 1919–2000: Biogr. Dictionary, in 3 Vols. Vol. 3, Nauka, Moscow.

14. Shkarovsky, Michail V. (2010) ‘Russian Church in Yugoslavia. 1920–1930’, New Review, N.Y.

Система Orphus

Loading...
Up