First International Philosophical Congress in letters of organizers and participants (At the beginning of the intellectual community of the XXth century)

 
PIIS004287440004478-0-1
DOI10.31857/S004287440004478-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: MPGU
Address: Russian Federation, Moscow
Affiliation: GAUGN
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 3
Pages40-45
Abstract

The article deals with the First International Congress of Philosophy in the dynamics of its preparation. To this end, the authors turn to the archival (primarily epistolary) heritage of the organizers and participants of the Congress (X. Léon, É. Halévy, L. Brunschvicg and Wl. Ivanovsky) and spend the idea that it is precisely the aspect of informal intellectual communi-cation of philosophers that is today becoming the core epistemological problem and requires special methodological approaches. Thus, in the process of working with historical and philosophical material, it is not only the analysis of social institutions, with which the organizers and participants of the First Congress are connected in one way or another but also a cultural-historical understanding of the existential foundations of philosophical communication is important. The authors show that due to the efforts of the organizers of the First International Philosophical Congress, the issue of international philosophical terminology has become particularly relevant. For instance, one of the most important results of the Congress was Vocabulaire technique et critique de la philosophie, the discussion of which was given attention not only in official documents and reports but also in the epistolary heritage of the organizers and participants.

KeywordsInternational congress of philosophy, philosophical language, national philosophy, intellectual community, X. Léon
AcknowledgmentThe research is carried out at expense of RFBR, project Journal, Congress, Encyclopedia: the formation of interdisciplinary communication forms in the XXth century philosophy (a study on cultural-historical epistemology).
Received28.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters14808
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Международные философские конгрессы (далее МФК) неоднократно привлекали к себе внимание историков философии [Блауберг 2003, Корсаков 2011, Soulié 2014]. При этом интерес к различным аспектам этих интеллектуальных событий менялся в зависимости от сдвигов в актуальной философской проблематике. В центре внимания исследователей оказывались труды организаторов и участников, рассматривалось влияние форумов на перспективы дальнейшей работы философских сообществ разных стран и эпох. Если проследить эволюцию этого интереса, то можно увидеть определенные превалирующие тренды. Большинство историков философии видят значение Первого МФК в том, что он стал истоком формирования международного философского сообщества ХХ века, а значит вывел на первый план проблемы философского языка как языка неформального общения разных национальных философских традиций. Уже в ходе подготовки Первого МФК этот аспект международного сотрудничества выступил на передний план. Свою цель организаторы конгресса видели не столько в том, чтобы всем рассказать об успехах французской философии, сколько в том, чтобы очертить круг актуальных проблем, обменяться мнениями, услышать, как рассуждают другие. Иными словами, конгресс мыслился как международная сфера разговора, в которой национальные философии обретают интерес друг к другу, сохраняя при этом свою самобытность и интеллектуальную самостоятельность.
2 В 2014 году на страницах журнала La Revue de Métaphysique et de Morale появилась статья С. Сулие, в которой Первый МФК рассматривается именно как межнациональный форум, положивший начало всемирной философской коммуникации, не ограничивающейся географией или политикой. Исследователь обращает внимание, что организаторы обосновывали необходимость проведения Первого конгресса стремлением французских философов поделиться друг с другом и с иностранными коллегами теориями, мнениями и даже методами [Soulié 2014]. Они полагали, что страницы журналов не позволяли в достаточной мере обеспечить решение подобного рода задач, встающих перед философским сообществом. Только международное организованное мероприятие, подобное Всемирной выставке в Париже, могло соответствовать таким масштабам, и потому организаторы хотели приурочить Первый конгресс именно к ней.
3 Организаторами Первого МФК выступили французские философы, издатели журнала La Revue de Métaphysique et de Morale (R2M) Ксавье Леон, Эли Галеви, Леон Брюнсвик [Щедрина, Щедрина 2018]. Они хотели «…показать, что философия – дело не только мыслителей-одиночек, но профессионального сообщества людей, которые общаются друг с другом, обсуждают философские проблемы. На первом философском конгрессе многие философы впервые увидели друг друга воочию» [Щедрина и др. 2017, 46]. Тем интереснее посмотреть, как общались и обсуждали философские проблемы на неформальном уровне организаторы конгрессов. «Необходимо обратиться к эпистолярному наследию, к черновикам, к неупорядоченным наброскам. Там человек как бы не застывает, а раскрывается перед нами в динамике. И коммуникация в таких архивных документах предстает в динамике, а не в застывших формах. Следующий шаг – найти адекватные формы выражения для понятого» [Щедрина и др. 2017, 46]. Именно в письмах мы можем наблюдать, как реально проходила работа по организации конгресса, как отбирались докладчики, как трудно было уговорить известных философов выступить на пленарном заседании и т.д. При чтении писем возникает ощущение хаоса отрывочных действий, ведь организаторы часто не прописывали содержательную сторону, сосредоточивая внимание на форме проведения.

Number of purchasers: 2, views: 1644

Readers community rating: votes 0

1. Blauberg, Irina I. (2003) Henry Bergson, Progress-Traditsiya, Moscow (In Russian).

2. Korsakov, Sergey N. (2011) ‘On the world philosophical congresses of the early twentieth century’, Filosofskie nauki, Vol. 1 (2011), pp. 124–128 (In Russian).

3. Brunschvicg, Leon (1928) ‘La cooperation intellectuelle et les philosophes’, Journal des debats poli-tiques et litteraires. 26 octobre 1928, pp. 5–6.

4. Brunschvicg, Leon (1958) Ecrits philosophiques, III. Science – religion.: Les Presses universitaires de France, Paris.

5. Prochasson, Christophe (1993) ‘Philosopher au XXe siecle: Xavier Leon et l'invention du «systeme R2M» (1891?1902)’, Revue de metaphysique et de morale, 98, ¹ 1–2, pp. 109?140.

6. Pruzhinin, Boris I., Antonovskiy, Alexander Yu., Dorozhkin, Aleksander M., Griftsova, Irina N., Kasavin, Ilya T., Maslanov, Evgeniy V., Nevvazhay, Igor D., Pirozhkova, Sophia V., Shchedrina, Tati-ana G., Sokolova, Tatiana D., Sorina, Galina V., Stoliarova, Olga E., Voronina, Natalia N., Yudin, Boris G. ‘Communications in Science: Epistemological, Sociocultural and Infrastructural Aspects. Materials of the Round Table’, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2017), pp. 23–57 (In Russian).

7. Ruge, Arnold (1911) ‘Fourth International Philosophy Congress in Bologna’, Voprosy Filosofii i psichologii, 3 (108), pp. 394–431 (In Russian).

8. Shchedrina, Tatiana G. (2012) ‘Wladimir Ivanovsky and Gustav Shpet: a methodological project of the history of concepts’, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2011), pp. 10–18 (In Russian).

9. Shchedrina, Tatiana G., Shchedrina, Irina O. (2018) ‘Philosophe sociable: Xavier Leon ? Moderator of the Intellectual Community’, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2018), pp. 213–222 (In Russian).

10. Soulie, Stephan (2014) ‘La Revue de metaphysique et de morale et les congres internationaux de philosophie (1900-1914): une contribution a la construction d'une Internationale philosophique’ Revue de metaphysique et de morale, 4, 84, pp. 467? 481.

Система Orphus

Loading...
Up