Первый международный философский конгресс в письмах организаторов и участников (У истоков интеллектуального сообщества ХХ века)

 
Код статьиS004287440004478-0-1
DOI10.31857/S004287440004478-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МПГУ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: ГАУГН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №3
Страницы40-45
Аннотация

В статье рассматривается Первый международный философский конгресс в динамике его подготовки. С этой целью авторы обращаются к архивному (прежде всего, эпистолярному) наследию организаторов и участников конгресса (Ксавье Леона, Эли Галеви, Леона Брюнсвика и Владимира Ивановского) и проводят мысль о том, что именно аспект неформального интеллектуального общения философов становится сегодня стержневой эпистемологической проблематикой и требует особых методологических подходов. Так, в процессе работы с историко-философским материалом важное значение приобретает не только анализ социальных институций, с которыми так или иначе связаны организаторы и участники Первого конгресса, но и культурно-историческое осмысление экзистенциальных оснований философского общения. Авторы показывают, что благодаря усилиям организаторов Первого международного философского конгресса особую актуальность приобрел вопрос о международной философской терминологии. В частности, одним из важнейших результатов конгресса стал Vocabulaire technique et critique de la philosophie, обсуждению которого уделялось внимание не только в официальных документах и докладах, но и в эпистолярном наследии организаторов и участников.

Ключевые словамеждународный философский конгресс, философский язык, национальная философия, интеллектуальное сообщество, Кс. Леон
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-01204 «Журнал, Конгресс, Энциклопедия: становление форм междисциплинарной коммуникации в философии ХХ века (исследование по культурно-исторической эпистемологии)».
Получено28.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов14808
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Международные философские конгрессы (далее МФК) неоднократно привлекали к себе внимание историков философии [Блауберг 2003, Корсаков 2011, Soulié 2014]. При этом интерес к различным аспектам этих интеллектуальных событий менялся в зависимости от сдвигов в актуальной философской проблематике. В центре внимания исследователей оказывались труды организаторов и участников, рассматривалось влияние форумов на перспективы дальнейшей работы философских сообществ разных стран и эпох. Если проследить эволюцию этого интереса, то можно увидеть определенные превалирующие тренды. Большинство историков философии видят значение Первого МФК в том, что он стал истоком формирования международного философского сообщества ХХ века, а значит вывел на первый план проблемы философского языка как языка неформального общения разных национальных философских традиций. Уже в ходе подготовки Первого МФК этот аспект международного сотрудничества выступил на передний план. Свою цель организаторы конгресса видели не столько в том, чтобы всем рассказать об успехах французской философии, сколько в том, чтобы очертить круг актуальных проблем, обменяться мнениями, услышать, как рассуждают другие. Иными словами, конгресс мыслился как международная сфера разговора, в которой национальные философии обретают интерес друг к другу, сохраняя при этом свою самобытность и интеллектуальную самостоятельность.
2 В 2014 году на страницах журнала La Revue de Métaphysique et de Morale появилась статья С. Сулие, в которой Первый МФК рассматривается именно как межнациональный форум, положивший начало всемирной философской коммуникации, не ограничивающейся географией или политикой. Исследователь обращает внимание, что организаторы обосновывали необходимость проведения Первого конгресса стремлением французских философов поделиться друг с другом и с иностранными коллегами теориями, мнениями и даже методами [Soulié 2014]. Они полагали, что страницы журналов не позволяли в достаточной мере обеспечить решение подобного рода задач, встающих перед философским сообществом. Только международное организованное мероприятие, подобное Всемирной выставке в Париже, могло соответствовать таким масштабам, и потому организаторы хотели приурочить Первый конгресс именно к ней.
3 Организаторами Первого МФК выступили французские философы, издатели журнала La Revue de Métaphysique et de Morale (R2M) Ксавье Леон, Эли Галеви, Леон Брюнсвик [Щедрина, Щедрина 2018]. Они хотели «…показать, что философия – дело не только мыслителей-одиночек, но профессионального сообщества людей, которые общаются друг с другом, обсуждают философские проблемы. На первом философском конгрессе многие философы впервые увидели друг друга воочию» [Щедрина и др. 2017, 46]. Тем интереснее посмотреть, как общались и обсуждали философские проблемы на неформальном уровне организаторы конгрессов. «Необходимо обратиться к эпистолярному наследию, к черновикам, к неупорядоченным наброскам. Там человек как бы не застывает, а раскрывается перед нами в динамике. И коммуникация в таких архивных документах предстает в динамике, а не в застывших формах. Следующий шаг – найти адекватные формы выражения для понятого» [Щедрина и др. 2017, 46]. Именно в письмах мы можем наблюдать, как реально проходила работа по организации конгресса, как отбирались докладчики, как трудно было уговорить известных философов выступить на пленарном заседании и т.д. При чтении писем возникает ощущение хаоса отрывочных действий, ведь организаторы часто не прописывали содержательную сторону, сосредоточивая внимание на форме проведения.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1645

Оценка читателей: голосов 0

1. Blauberg, Irina I. (2003) Henry Bergson, Progress-Traditsiya, Moscow (In Russian).

2. Korsakov, Sergey N. (2011) СOn the world philosophical congresses of the early twentieth centuryТ, Filosofskie nauki, Vol. 1 (2011), pp. 124Ц128 (In Russian).

3. Brunschvicg, Leon (1928) СLa cooperation intellectuelle et les philosophesТ, Journal des debats poli-tiques et litteraires. 26 octobre 1928, pp. 5Ц6.

4. Brunschvicg, Leon (1958) Ecrits philosophiques, III. Science Ц religion.: Les Presses universitaires de France, Paris.

5. Prochasson, Christophe (1993) СPhilosopher au XXe siecle: Xavier Leon et l'invention du лsysteme R2M╗ (1891?1902)Т, Revue de metaphysique et de morale, 98, ╣ 1Ц2, pp. 109?140.

6. Pruzhinin, Boris I., Antonovskiy, Alexander Yu., Dorozhkin, Aleksander M., Griftsova, Irina N., Kasavin, Ilya T., Maslanov, Evgeniy V., Nevvazhay, Igor D., Pirozhkova, Sophia V., Shchedrina, Tati-ana G., Sokolova, Tatiana D., Sorina, Galina V., Stoliarova, Olga E., Voronina, Natalia N., Yudin, Boris G. СCommunications in Science: Epistemological, Sociocultural and Infrastructural Aspects. Materials of the Round TableТ, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2017), pp. 23Ц57 (In Russian).

7. Ruge, Arnold (1911) СFourth International Philosophy Congress in BolognaТ, Voprosy Filosofii i psichologii, 3 (108), pp. 394Ц431 (In Russian).

8. Shchedrina, Tatiana G. (2012) СWladimir Ivanovsky and Gustav Shpet: a methodological project of the history of conceptsТ, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2011), pp. 10Ц18 (In Russian).

9. Shchedrina, Tatiana G., Shchedrina, Irina O. (2018) СPhilosophe sociable: Xavier Leon ? Moderator of the Intellectual CommunityТ, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2018), pp. 213Ц222 (In Russian).

10. Soulie, Stephan (2014) СLa Revue de metaphysique et de morale et les congres internationaux de philosophie (1900-1914): une contribution a la construction d'une Internationale philosophiqueТ Revue de metaphysique et de morale, 4, 84, pp. 467? 481.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх