Content features of models of regional systems of educators’ in-service training

 
PIIS181570410020769-0-1
DOI10.54884/S181570410020769-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Branch of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Branch of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages12-17
Abstract

In the article, based on the consideration of open sources materials reflecting the features of regional models of teachers’ in-service training, the analysis of the course preparation content is undertaken. The various components of teachers’ professionalism development in modern conditions that determine the content of in-service training are distinguished.

 

Keywordsregional models of in-service training, content of pedagogical personnel education, modular educational program, personified training, individual learning paths, ways of implementing the educational program
Received21.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters14241
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Обращаясь к содержательному компоненту моделей повышения квалификации педагогических кадров различных регионов России, следует изложить некоторые исходные позиции, выступающие основой вне зависимости от того, какая модель используется в конкретном регионе.
2 Прежде всего, важно в структурном плане представить само понятие «содержание повышения квалификации» как многоаспектный педагогический феномен, включающий концептуальный, моделирующий проектировочно-программный, дидактический, процессуально-деятельностный и рефлексивно-результативный аспекты. Часто наблюдаемое на практике рассмотрение содержания повышения квалификации в форме образовательной программы только характеризует перечень проектируемых областей педагогического знания и не отражает принцип непрерывности и поэтапности процесса развития компетенций педагога в докурсовой, курсовой и послекурсовой периоды образования, а также условия и технологии ПК педагогов.
3 В концептуальном плане подчеркнем значимость андрагогического подхода в проектировании и реализации содержания повышения квалификации педагогов. Ученые рекомендуют учитывать следующие существенные характеристики обучающегося взрослого: во-первых, его образовательный потенциал; уровень ключевых компетенций; профессиональные навыки и профессиональный опыт. Речь также идет об ориентации на принципы непрерывности, преемственности этапов образования; гибкости и вариативности содержания образования; его практикоориентированности и опережающего характера. Вторым необходимым условием является учет требований профессионального стандарта и других нормативных документом в содержании ПК. В качестве третьего условия называют дефициты подготовки, образовательные предпочтения и приоритеты заказчиков и потребителей системы повышения квалификации [4, 14, 8].
4 Как отмечают авторы статьи «Педагогическая модель повышения квалификации в контексте непрерывного образования» И.В.Янченко, А.Н. Кадычегова, Я.М.Янченко, В.А.Кадычегов, существенное значение в моделировании содержания образовательного процесса имеет компонентное представление, которое позволяет осмыслить его сущность и представить далее деятельность педагога в динамике как последовательность этапов [15].
5 Таким образом, анализ моделей повышения квалификации регионов показал, что содержание повышения квалификации педагогов строится на основе: а) концептуально-целевого компонента, который определяет основные концептуальные положения, дидактические и прогностические целевые ориентиры развития региональной системы ПК; б) практикоориентированного компонента как содержание образовательной программы повышения квалификации, учитывающее требования профессионального стандарта, регламентирующие профессиональную деятельность педагога; в) процессуально-технологического компонента – содержит этапы и педагогические технологии образовательного процесса (информационные технологии; технологии дистанционного обучения и модульного обучения, а также проектной деятельности и др.); г) результативного компонента, обеспеченного набором средств и методов определения результативности процесса повышения квалификации (тесты, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, самодиагностика и др.) [15].

views: 356

Readers community rating: votes 0

1. Averina M.N. Ctrukturno-funktsional'naya model' povysheniya kvalifikatsii uchitelej// Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik .–2009 (60).-№3.-S.129-133.

2. Balagina E.V., Uvarova L.I., Fedoseeva I.V. Model' personifitsirovannogo povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya Arkhangel'skoj oblasti i sistema otsenki kachestva rezul'tatov obucheniya// Dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie.- 2016.- № 3.- T.2.-S.24-30.

3. V Irkutske ispol'zuyut poliinstitutsional'nuyu model' povysheniya kvalifikatsii// Uchitel'skaya gazeta 16 aprelya 2012. Ehlektronnyj resurs: http://www.ug.ru/article/299).

4. Ignat'eva G.A., Tulupova O.V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v proektsii innovatsionnogo razvitiya obrazovaniya vzroslykh // Mediterranian Journal of Social Sciences. Vol. 6, # 6. Supplement 5. December 2015. pp. 178–186.

5. Kuskova M.V. Vnedrenie «gibkikh» tekhnologij povysheniya kvalifikatsii (Tsentr nepreryvnogo povysheniya professional'nogo masterstva) proekt «Uchitel' buduschego». Prezentatsiya. Ehlektronnyj resurs: http://togirro.ru/assets/files/2019/cmpk/KuskovaMV_Vnedrenie_gibki_tehnologii.pdf.

6. Munchinova L.D. Regional'naya model' povysheniya kvalifikatsii pedagogov. Ehlektronnyj resurs: https://akvobr.ru/regionalnaya_model_povyshenia_kvalifikatsii_pedagogov.html).

7. Programma razvitiya Oblastnogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Novgorodskij institut razvitiya obrazovaniya» na 2015-2017g. Ehlektronnyj resurs: https://docviewer.yandex.ru/view/71798130/?.

8. Publichnyj doklad. O sostoyanii i rezul'tatakh deyatel'nosti gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Institut razvitiya obrazovaniya i sotsial'nykh tekhnologij» za 2013 god . Ehlektronnyj resurs: https://pandia.ru/text/79/168/13253-3.php.

9. Salikhova L.F. Regional'naya model' proektirovaniya soderzhaniya povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov// Izvestiya Samarskogo nauchnogo Tsentra akademii Rossijskoj nauki.-2011.-№2.-T.13.-S.45-49.

10. Sumarokova O.V. Regional'naya model' povysheniya kvalifikatsii v usloviyakh modernizatsii obschego obrazovaniya: ucheb.metod.posobie.- Vologda: VIRO, 2013. – 76 s.

11. Telichko I. A., Gumenyuk N. P. Iz opyta sozdaniya i realizatsii praktiko-orientirovannoj modeli povysheniya kvalifikatsii pedagogov //Ehffektivnye modeli povysheniya kvalifikatsii pedagogov: opyt Kaliningradskoj oblasti: sbornik nauchno-metodicheskikh statej.- Kaliningrad: Izd-vo Kaliningradskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya, 2018. – 180 s.

12. Chekalaeva N.V. Organizatsionnye modeli setevogo vzaimodejstviya v pedagogicheskom obrazovanii regiona //Gumanitarnye issledovaniya.- 2015.-№3.-S.123-125.

13. Shatalov M.A. Strategicheskie orientiry proektirovaniya i realizatsii dopolnitel'nykh professional'nykh programm povysheniya kvalifikatsii v kontekste idei nepreryvnosti pedagogicheskogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie.-2019.-№4.- S. 68-75.

14. Shevchenko N.I., Matokhin D.A. Professional'noe razvitie pedagogov: ehffektivnye modeli DPO. Ehlektronnyj resurs: HTTPS://INTERACTIV.SU/2019/07/06.

15. Yanchenko I. V., Kadychegova A.N ., Yanchenko Ya.M ., Kadychegov V. A. Pedagogicheskiaya model' povysheniya kvalifikatsii v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya //Sovremennye problemy nauki i obrazovanie.- 2019.- №5. Ehlektronnyj resurs. https://science-education.ru/ru/issue/view?id=161.

Система Orphus

Loading...
Up