Пластика обтекаемых форм Рикардо Мартинеса

 
Код статьиS0044748X0003509-8-1
DOI10.31857/S0044748X0003509-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 1
Страницы70-78
Аннотация

Статья посвящена творчеству выдающегося мексиканского художника Рикардо Мартинеса де Ойоса (1918—2009). Его станковые произведения, на которых представлены монументальные женские и мужские фигуры обтекаемых форм, очерченные изысканной линией, с игрой цвета и света, являют собой сопряжение универсальных и национальных ценностей. Знание мирового искусства способствовало становлению уникального стиля художника, но главный визуальный компонент его творчества восходит в доколумбовой скульптуре.

Ключевые словаРикардо Мартинес, Мексика, мировое искусство, обтекаемые формы, цвет, свет, доколумбова скульптура
Получено22.01.2019
Дата публикации24.01.2019
Кол-во символов21979
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

28 октября 2008 г. исполнилось 100 лет со дня рождения одного из ведущих художников Латинской Америки второй половины XX — начала XXI вв. мексиканца Рикардо Мартинеса де Ойоса. Он успел отметить свое 90-летие, но вскоре, 11 января 2009 г., скончался, оставив великолепное наследие: уникальные работы и талантливых детей и внуков. Его творчество, очень индивидуальное, тем не менее, отражает сопряжение универсальных категорий и национального мироощущения. И выражено это сопряжение, прежде всего, в форме, которую очерчивает изысканная линия, и подчеркивают цвет и свет. По природе интроверт, Рикардо Мартинес избегал давать интервью, не вступал в полемику, он творил. Очень важным для него было личностное пространство. Его творчество выделяется не только в искусстве Латинской Америки, столь богатом мастерами и течениями, но и в художественном пространстве Мексики.

2

Искусство — это мистический акт, требующий сосредоточенности и самоуглубленности. В беседе с одним из известных мексиканских искусствоведов Мигелем Анхелем Муньосом художник сказал: «Живопись говорит сама за себя, в ней надо искать ответы. Это единственная причина моего публичного молчания»1. В этом публичном молчании, помимо уникального художественного почерка, Мартинес в значительной степени отличался от многих других мастеров Мексики, начиная с трех великих — Хосе Клементе Ороско (1889—1949), Диего Риверы (1886—1957), Давида Альфаро Сикейроса (1896—1973) и заканчивая яркими представителями так называемого Поколения разрыва*2 Хосе Луисом Куэвасом (1934— 2017) и Хуаном Сориано (1920—2006). По словам Инес Амор, владелицы галереи, с которой сотрудничали художники, «в их дружбе Сориано брал весь разговор на себя»3. Мартинес не обладал и коммерческой жилкой, в отличие, в частности, от Куэваса, который активно продавал свои работы и выставлялся во многих галереях. Показательно, что в течение многих лет Мартинес сотрудничал лишь с галереей И. Амор. Неудивительно, что тема любви и преданности стала основной в его творчестве.

1. M. A. Muños. Ricardo Martínez: celebración de sus 100 años. — Available at: >>>> 3febrero,2018.

2. Подробно см.: Е. А. Козлова. В поисках национального самосознания. Мексика в творчестве художников-монументалистов XX века. М., ГИИ. 2016, с. 365-388.

3. Available at: >>>> 05.06.2018.

* Поколение разрыва — отход художников от идеалов трех великих монументалистов — Х. К. Ороско, Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, обращение к новым тенденциям фигуративной и абстрактной живописи. Это определение художницы Лилии Каррильо (1930—1974), данное ею в 1966 г. во время одного из мероприятий, проходивших в рамках выставочного проекта «Конфронтация 1966», когда вновь вспыхнул спор между сторонниками реализма мексиканской школы монументальной живописи и представителями новых течений.
3

Публичное молчание не означало для Мартинеса полной закрытости. Напротив, он умел дружить, с теми же Куэвасом и Сориано, а также писателями Хуаном Рульфо, Энрике Диесом Канедо, Хосе Бонифасом Нуньо, к книгам которых делал иллюстрации. Мартинес с удовольствием принимал в своей мастерской в Мехико и друзей, и гостей из разных стран, в частности, Евгения Евтушенко, в собрании которого хранится единственное, имеющееся в России, произведение художника, которое Мартинес подарил Евтушенко во время визита последнего в Мексику в 1967 году. Среди друзей Мартинеса были и знаменитые политики — Луис Эчеверриа (р. 1922) и Хосе Лопес Портильо (1920—2004), впоследствии президенты страны, с которыми он познакомился на юридическом факультете. Они одними из первых поддержали Рикардо в его стремлении стать художником. Но, несмотря на многолетнюю дружбу, из-за природной скромности, Мартинес никогда не посещал их в президентской резиденции «Лос Пинос»4.

4. Ibidem.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1409

Оценка читателей: голосов 0

1. M. A. Muños. Ricardo Martínez: celebración de sus 100 años. — Available at: https://www.razon.com.mx/cultura/ricardo-martinez-celebracion-de-sus-100-anos/ 3 febrero, 2018.

2. Подробно см.: Е. А. Козлова. В поисках национального самосознания. Мексика в творчестве художников-монументалистов XX века. М., ГИИ. 2016, с. 365-388.

3. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Ricardo_Mart%C3%ADnez_de_Hoyos 05.06.2018.

4. Ibidem.

5. Х. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. М., 1991, с. 568.

6. L. Cardoz y Aragón. Invitación al viaje. — Atmósferas, siglo XXI editors, 2007, p. 172.

7. Ibidem.

8. Цит по: América Latina en sus artes. México, 1974, p. 8.

9. R. B. Nuño. Los polos del mundo. — Atmósferas, p. 204.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх