The Relation between Bakhtin's Polyphonic Novel and Musical Polyphony (Notes to the problem)

 
PIIS004287440004418-4-1
DOI10.31857/S004287440004418-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy RAS
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 3
Pages142-156
Abstract

The article traces the paths of polyphony in musical and literary creation. The author holds that when developing his concept of polyphonic novel M.M. Bakhtin had to take into account not only the literary process but also the situation in the current music. Bakhtin’s ideas in the area of literary polyphony have something in common with Schoenberg’s musical theory and practice. Bakhtin, like Schoenberg, is looking for a way out of crisis on the paths of overcoming the obsolete monological forms. In particular, Bakhtin’s theory provides for a refusal of all-powerful omniscient author which correlates to Schoenberg’s principal refusal of solid-tone in favour of atone (or pan-tone). If the limitation of author’s power in Bakhtin’s theory leads to emancipation of characters with their autonomous voices, Schoenberg’s refusal of solid-tone leads to dissonance emancipation. Bakhtin’s theory contains а request for “tracing the theme across many and differing voices” which resembles requests of the serial twelve-tone technique used in dodecaphony.

All these – and many other – common traits of Schoenberg and Bakhtin show that when creating his theory of a polyphonic novel Bakhtin oriented himself in the musical sphere not so much by looking at Bach’s polyphony that had created prerequisites for solide-tone domination, but rather at Schoenberg’s polyphony aimed at overcoming musical solide-tone, similar to overcoming monologism in Bakhtin’s polyphonic novel.

Article is prepared for the publication on the basis of archive materials of S.S. Neretina.

KeywordsM. Bakhtin, A. Schoenberg, F.M. Dostoevsky, J.S. Bach, polyphony, monologue, creativity, fugue, counterpoint, chronotope, novel
Received23.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters49331
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Аналогия с музыкой была прямо заявлена М.М. Бахтиным: исходно применение слова «полифония» – сказано в «Проблемах творчества Достоевского» (ПТД)1 – это музыкальная метафора, почти образ, но они, однако, дорастают в ПТД, как формулирует сам Бахтин, до состояния термина «полифонический роман», имеющего, как следует понимать, уже не метафорическое, а кодифицированное значение. Приблизительное (но в том-то и проблема, что не точное) смысловое наполнение этой аналогии усматривается по косвенным данным – по наличию многочисленных параллельных мест в бахтинских обоснованиях полифонического романа и в тезисах теории музыкальной полифонии (в силу очевидности этих параллелей нет смысла их развернуто приводить, напомню в сноске лишь некоторые из них2). 1. Речь идет о книге М.М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» [Бахтин web] (далее ПТД), вышедшей в 1929 г. Ее переработанный вариант был опубликован в 1963 г. под названием «Проблемы поэтики Достоевского».

2. Л.А. Гоготишвили не привела этих обоснований, поставив после своего тезиса знаки вопроса и, очевидно, решив оставить эту работу на конец исследования. Можно, однако, привести цитату из ПТД, которая непосредственно привязана к тексту Людмилы Арчиловны: «Необходимо заметить, что и нами употребляемое сравнение романа Достоевского с полифонией имеет значение только образной аналогии, не больше. Образ полифонии и контрапункта указывает лишь на те новые проблемы, которые встают, когда построение романа выходит за пределы обычного монологического единства, подобно тому как в музыке новые проблемы встали при выходе за пределы одного голоса. Но материалы музыки и романа слишком различны, чтобы могла быть речь о чем-то большем, чем образная аналогия, чем простая метафора. Но эту метафору мы превращаем в термин “полифонический роман”, так как не находим более подходящего обозначения. Не следует только забывать о метафорическом происхождении нашего термина» [Бахтин web].
2 М. Бахтин не первый применил к романам Ф. Достоевского музыкально ориентированное понятие полифонии (напомним, что музыкально ориентированный метод контрапункта усматривал в романах Достоевского Вяч. Иванов и что сам Бахтин указывал в первой главе своей книги в обзоре литературе о Достоевском на работы, где также говорилось о полифонии, – см. ниже). К настоящему моменту данная аналогия стала общим местом, но – с необщим толкованием. Реальный смысл этой, казалось бы, уже набившей своей банальностью теоретическую оскомину аналогии на самом деле не так уж понятен и прозрачен. Непрозрачность и даже в некотором смысле запутанность этой аналогии в том, что – при всех очевидных чертах сходства смысловых ходов Бахтина с определениями полифонии в музыковедении – остается не очень ясно, с каким же, собственно, типом музыкальной полифонии проводится здесь Бахтиным аналогия? Этот вопрос был бы излишним крючкотворством, если бы типы полифонии различались «только» количественно, однако они различны именно в качественном отношении (разные типы полифонической музыки могут резко контрастировать друг с другом не меньше, чем с гомофонической). Типов полифонии, как известно, всегда выделяется несколько. Общепризнанные и устойчиво выделяемые виды полифонии это – подголосочная (или гетерофония), контрастная, имитационная, часто говорят также о полифонии строгого (ранняя полифония) и полифонии свободного стиля (полифония Баха); различаются также линеарная (характерная для ХХ века) и вертикальная3 полифония... Ниже мы введем еще один – главный в нашем контексте – тип полифонии. В тексте книги о Достоевском нет упоминания о тех или иных типах полифонии, но Бахтин, если и не в полной мере, но все же ориентировался в такого рода внутримузыкальных классификациях, и, по всей видимости, даже распоряжался ими по-своему. Достаточно сказать, что одну из основных музыкальных форм полифонии – полифонию Баха – Бахтин, судя по всему, мыслил как полифонию, если так можно выразиться, монологическую – в смысле: несущую в себе заряд гомофонии и гармонии. Здесь нет интерпретационного насилия: истоки такого толкования полифонии Баха давно сформулированы, как увидим, в музыковедении, особенно – с начала ХХ века и позже (1). 3. Рядом с этим термином у Л.А. Гоготишвили стоит знак вопроса: она явно была намерена его объяснить, о чем свидетельствуют огромные выписки из его интернет-обсуждений. Однако теоретики музыки (см., например, выписки Л.А., сделанные из: >>>> ) признают в многоголосии вертикальную организацию. Считается, что сущность полифонического склада состоит в соотнесенности одновременно звучащих мелодических линий, развитие которых (независимое от возникающих по вертикали созвучий) составляет логику музыкальной формы. Это связано, прежде всего, с музыкой ХХ в. – с преобладанием в ней полифонии, где для каждого нового произведения создаются индивидуальная форма и гармония, где имеют место рисунки импровизационного типа, как, например, в «Горизонтали и вертикали» из «Полифонической тетради» Щедрина.

Number of purchasers: 4, views: 2556

Readers community rating: 5.0 votes 1

1. Adorno web – Adorno T. Filosofiya novoj muzyki / Per. s nem. B. Skuratova. Vstupit. stat'ya K. Chukhrukidze. M.: Logos, 2001 (http://litlife.club/br/?b=212210&p=13) [Adorno, Theodor. Philosophy of New Music, Russian Translation 2001].

2. Bakhtin 1929 web – Bakhtin M.M. Problemy tvorchestva Dostoevskogo. L., 1929 (https://knigogid.ru/books/40307-problemy-tvorchestva-dostoevskogo/toread/page-5.) [Bakhtin, Michail M. Problems of Dostoevsky's Creativity, in Russian].

3. Bakhtin web – Bakhtin M.M. Problemy poehtiki Dostoevskogo (http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/kritika/bahtin-problemy-poetiki/glava-pervaya-polifonicheskij-roman.htm/) [Bakhtin, Michail M. Problems of Dostoevsky's Poetics, in Russian].

4. Bitsilli 1996 – Bitsilli P.M. Izbrannye trudy po filologii. M.: Nasledie, 1996 [Bicilli, Petr M. Selected Works on Philology, in Russian].

5. Grossman web – Grossman L.P. Poehtika Dostoevskogo. Iskusstvo romana u Dostoevskogo (http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/kritika/grossman-poetika-dostoevskogo/grossman-poetika-dostoevskogo-iskusstvo.htm) [Grossman, Leonid P. Dostoevsky's poetics, in Russian].

6. Schoenberg, Arnold (1995) The Musical Idea and the Logic, Technique, and Art of Its Presentation, Columbia University Press, New York.

7. Bychkov 2008 web – Bychkov Yu.N. Po stopam Tomasa Manna: voprosy muzykal'noj ehstetiki v romane «Doktor Faustus» // Voprosy muzykoznaniya. Teoriya. Istoriya. Metodika / MGIM im. A.G. Shnitke. Kafedra teorii muzyki. M., 2008 (http://www.docme.ru/doc/1695774/bychkov-yu.n.-po-stopam-tomasa-manna---voprosy-muzykal._noj-).

8. Veksler web – Veksler Yu. Nauchnaya retseptsiya Al'bana Berga na Zapade: paradigmy, tendentsii, metody // http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/01/Vexler.pdf

9. Gogotishvili 2009 – Gogotishvili L.A. Avtor i ego rolevye inversii (k sopostavleniyu podkhodov V.S. Biblera i M.M. Bakhtina) // Vladimir Solomonovich Bibler / Pod red. A.V. Akhutina i I.E. Berlyand. M.: ROSSPEhN, 2009. S. 181–241.

10. Gogotishvili 2016 web – Gogotishvili L.A. Nominativnost' i protsessual'nost' v filosofii yazyka Pavla Florenskogo (imenovanie i diskurs v obratnoj perspektive) // Vox. Filosofskij zhurnal. 2016. Vyp. 21 (http//vox-journal.org. DOI: 10.24411/2077-6608-2016-00023).

11. Istoriya zarubezhnoj muzyki web – Istoriya zarubezhnoj muzyki. Nachalo KhKh v. – seredina KhKh v. Uchebnik dlya muzykal'nykh vuzov / Sost. i obsch. red. V.V. Smirnova. Vyp. 6. SPb.: Kompozitor, 2001 (http://www.classic-music.ru/zm6.html).

12. Kurginyan web – Kurginyan S.E. Krizis i drugie (https://royallib.com/book/kurginyan_sergey/krizis_i_drugie.html).

13. Markova web – Markova A. Partitury ne goryat, ili Variatsii v interpretatsiyakh (http://www.muzcentrum.ru/notelib/14586-partitury-ne-goryat-ili-variatsii-v-interpretatsiyakh).

14. Mukhtarova 2008 web – Mukhtarova F.Sh. Polifoniya KhKh veka. Teksty lektsij. Tashkent, 2008 (http://www.uz.denemetr.com/docs/768/index-286821-1.html).

15. Nachal'naya teoriya muzyki web – Nachal'naya teoriya muzyki. Ch. 2 (http://vocal.in.ua/nachalnaya-teoriya-muzyika-chast-2/).

16. Sladkovskij 2013 – Cladkovskij S. Postmodern protiv Simfonii, ili Pochemu my dolzhny ponimat' i zaschischat' Devyatuyu simfoniyu // Vremya, vpered! 2013. 29 maya. № 18 (63).

17. Tonchuk web – Tonchuk P.O. Polifonicheskij roman Dostoevskogo (v kontseptsii M.M. Bakhtina) i fuga: opyt sravnitel'nogo analiza (http://www.gramota.net/materials/3/2014/5-3/47.html).

18. Fedyakin web – Fedyakin S.R. I.S. Bakh i zakat Evropy (http://artbuhta.ru/indexsergej-fedyakin.-i.s.-bah-i-zakat-evropy.html).

19. Chernyakova web – Chernyakova O.V. Osnovnye periody istorii polifonii (http://colledg70.ru/oldSite/prepod/pr_chernyakova/Istoria_polifonii.pdf).

20. Chukhrov 2001 – Chukhrov Keti. Introduktsiya // T. Adorno. Filosofiya novoj muzyki. M.: Logos. 2001. S. 6–40.

Система Orphus

Loading...
Up