Соотношение между полифоническим романом М. Бахтина и музыкальной полифонией (замечания к проблеме)

 
Код статьиS004287440004418-4-1
DOI10.31857/S004287440004418-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №3
Страницы142-156
Аннотация

В статье речь идет о путях развития полифонии как в музыкальном, так и в литературном творчестве. По мнению автора данной статьи, в период разработки теории полифонии М.М. Бахтин ориентировался не только на литературный процесс, но и на ситуацию в современной музыке. Поиски Бахтина в области литературной полифонии во многом перекликаются с музыкальной теорией и практикой А. Шёнберга. Бахтин, как и Шёнберг, ищет выход из кризиса на путях преодоления исчерпавших себя монологических форм. В частности, теория Бахтина предусматривает отказ от доминирования всеведущего автора, чему соответствует принципиальный отказ Шёнберга от монотональности в пользу атональности (или пантональности). Если ограничение власти автора в теории Бахтина приводит к эмансипации героев с их автономными голосами, то отказ Шёнберга от монотональности приводит к эмансипации диссонанса. Предусмотренное в теории Бахтина «проведение темы по многим и разным голосам» соответствует используемому в додекафонии серийно-двенадцатитоновому методу.

Все эти – и многие другие – черты сходства между Шёнбергом и Бахтиным свидетельствуют о том, что, создавая теорию полифонического романа, Бахтин ориентировался в музыкальной сфере не столько на полифонию Баха, создавшую, скорее, предпосылки для воцарения монотональности, сколько на полифонию Шёнберга, нацеленную на преодоление музыкальной монотональности, аналогичное преодолению монологизма в бахтинском полифоническом романе.

Статья подготовлена к публикации на основе архивных материалов С.С. Неретиной.

Ключевые словаМ. Бахтин, А. Шёнберг, Ф.М. Достоевский, И.С. Бах, полифония, монологическое, творчество, фуга, контрапункт, хронотоп, роман
Получено23.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов49331
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Аналогия с музыкой была прямо заявлена М.М. Бахтиным: исходно применение слова «полифония» – сказано в «Проблемах творчества Достоевского» (ПТД)1 – это музыкальная метафора, почти образ, но они, однако, дорастают в ПТД, как формулирует сам Бахтин, до состояния термина «полифонический роман», имеющего, как следует понимать, уже не метафорическое, а кодифицированное значение. Приблизительное (но в том-то и проблема, что не точное) смысловое наполнение этой аналогии усматривается по косвенным данным – по наличию многочисленных параллельных мест в бахтинских обоснованиях полифонического романа и в тезисах теории музыкальной полифонии (в силу очевидности этих параллелей нет смысла их развернуто приводить, напомню в сноске лишь некоторые из них2). 1. Речь идет о книге М.М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» [Бахтин web] (далее ПТД), вышедшей в 1929 г. Ее переработанный вариант был опубликован в 1963 г. под названием «Проблемы поэтики Достоевского».

2. Л.А. Гоготишвили не привела этих обоснований, поставив после своего тезиса знаки вопроса и, очевидно, решив оставить эту работу на конец исследования. Можно, однако, привести цитату из ПТД, которая непосредственно привязана к тексту Людмилы Арчиловны: «Необходимо заметить, что и нами употребляемое сравнение романа Достоевского с полифонией имеет значение только образной аналогии, не больше. Образ полифонии и контрапункта указывает лишь на те новые проблемы, которые встают, когда построение романа выходит за пределы обычного монологического единства, подобно тому как в музыке новые проблемы встали при выходе за пределы одного голоса. Но материалы музыки и романа слишком различны, чтобы могла быть речь о чем-то большем, чем образная аналогия, чем простая метафора. Но эту метафору мы превращаем в термин “полифонический роман”, так как не находим более подходящего обозначения. Не следует только забывать о метафорическом происхождении нашего термина» [Бахтин web].
2 М. Бахтин не первый применил к романам Ф. Достоевского музыкально ориентированное понятие полифонии (напомним, что музыкально ориентированный метод контрапункта усматривал в романах Достоевского Вяч. Иванов и что сам Бахтин указывал в первой главе своей книги в обзоре литературе о Достоевском на работы, где также говорилось о полифонии, – см. ниже). К настоящему моменту данная аналогия стала общим местом, но – с необщим толкованием. Реальный смысл этой, казалось бы, уже набившей своей банальностью теоретическую оскомину аналогии на самом деле не так уж понятен и прозрачен. Непрозрачность и даже в некотором смысле запутанность этой аналогии в том, что – при всех очевидных чертах сходства смысловых ходов Бахтина с определениями полифонии в музыковедении – остается не очень ясно, с каким же, собственно, типом музыкальной полифонии проводится здесь Бахтиным аналогия? Этот вопрос был бы излишним крючкотворством, если бы типы полифонии различались «только» количественно, однако они различны именно в качественном отношении (разные типы полифонической музыки могут резко контрастировать друг с другом не меньше, чем с гомофонической). Типов полифонии, как известно, всегда выделяется несколько. Общепризнанные и устойчиво выделяемые виды полифонии это – подголосочная (или гетерофония), контрастная, имитационная, часто говорят также о полифонии строгого (ранняя полифония) и полифонии свободного стиля (полифония Баха); различаются также линеарная (характерная для ХХ века) и вертикальная3 полифония... Ниже мы введем еще один – главный в нашем контексте – тип полифонии. В тексте книги о Достоевском нет упоминания о тех или иных типах полифонии, но Бахтин, если и не в полной мере, но все же ориентировался в такого рода внутримузыкальных классификациях, и, по всей видимости, даже распоряжался ими по-своему. Достаточно сказать, что одну из основных музыкальных форм полифонии – полифонию Баха – Бахтин, судя по всему, мыслил как полифонию, если так можно выразиться, монологическую – в смысле: несущую в себе заряд гомофонии и гармонии. Здесь нет интерпретационного насилия: истоки такого толкования полифонии Баха давно сформулированы, как увидим, в музыковедении, особенно – с начала ХХ века и позже (1). 3. Рядом с этим термином у Л.А. Гоготишвили стоит знак вопроса: она явно была намерена его объяснить, о чем свидетельствуют огромные выписки из его интернет-обсуждений. Однако теоретики музыки (см., например, выписки Л.А., сделанные из: >>>> ) признают в многоголосии вертикальную организацию. Считается, что сущность полифонического склада состоит в соотнесенности одновременно звучащих мелодических линий, развитие которых (независимое от возникающих по вертикали созвучий) составляет логику музыкальной формы. Это связано, прежде всего, с музыкой ХХ в. – с преобладанием в ней полифонии, где для каждого нового произведения создаются индивидуальная форма и гармония, где имеют место рисунки импровизационного типа, как, например, в «Горизонтали и вертикали» из «Полифонической тетради» Щедрина.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 2557

Оценка читателей: 5.0 голосов 1

1. Адорно web – Адорно Т. Философия новой музыки / Пер. с нем. Б. Скуратова. Вступит. статья К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001 (http://litlife.club/br/?b=212210&p=13) [Adorno, Theodor. Philosophy of New Music, Russian Translation 2001].

2. Бахтин 1929 web – Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929 (https://knigogid.ru/books/40307-problemy-tvorchestva-dostoevskogo/toread/page-5.) [Bakhtin, Michail M. Problems of Dostoevsky's Creativity, in Russian].

3. Бахтин web – Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского (http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/kritika/bahtin-problemy-poetiki/glava-pervaya-polifonicheskij-roman.htm/) [Bakhtin, Michail M. Problems of Dostoevsky's Poetics, in Russian].

4. Бицилли 1996 – Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М.: Наследие, 1996 [Bicilli, Petr M. Selected Works on Philology, in Russian].

5. Гроссман web – Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. Искусство романа у Достоевского (http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/kritika/grossman-poetika-dostoevskogo/grossman-poetika-dostoevskogo-iskusstvo.htm) [Grossman, Leonid P. Dostoevsky's poetics, in Russian].

6. Schoenberg, Arnold (1995) The Musical Idea and the Logic, Technique, and Art of Its Presentation, Columbia University Press, New York.

7. Бычков 2008 web – Бычков Ю.Н. По стопам Томаса Манна: вопросы музыкальной эстетики в романе «Доктор Фаустус» // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика / МГИМ им. А.Г. Шнитке. Кафедра теории музыки. М., 2008 (http://www.docme.ru/doc/1695774/bychkov-yu.n.-po-stopam-tomasa-manna---voprosy-muzykal._noj-).

8. Векслер web – Векслер Ю. Научная рецепция Альбана Берга на Западе: парадигмы, тенденции, методы // http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/01/Vexler.pdf

9. Гоготишвили 2009 – Гоготишвили Л.А. Автор и его ролевые инверсии (к сопоставлению подходов В.С. Библера и М.М. Бахтина) // Владимир Соломонович Библер / Под ред. А.В. Ахутина и И.Е. Берлянд. М.: РОССПЭН, 2009. С. 181–241.

10. Гоготишвили 2016 web – Гоготишвили Л.А. Номинативность и процессуальность в философии языка Павла Флоренского (именование и дискурс в обратной перспективе) // Vox. Философский журнал. 2016. Вып. 21 (http//vox-journal.org. DOI: 10.24411/2077-6608-2016-00023).

11. История зарубежной музыки web – История зарубежной музыки. Начало ХХ в. – середина ХХ в. Учебник для музыкальных вузов / Сост. и общ. ред. В.В. Смирнова. Вып. 6. СПб.: Композитор, 2001 (http://www.classic-music.ru/zm6.html).

12. Кургинян web – Кургинян С.Е. Кризис и другие (https://royallib.com/book/kurginyan_sergey/krizis_i_drugie.html).

13. Маркова web – Маркова А. Партитуры не горят, или Вариации в интерпретациях (http://www.muzcentrum.ru/notelib/14586-partitury-ne-goryat-ili-variatsii-v-interpretatsiyakh).

14. Мухтарова 2008 web – Мухтарова Ф.Ш. Полифония ХХ века. Тексты лекций. Ташкент, 2008 (http://www.uz.denemetr.com/docs/768/index-286821-1.html).

15. Начальная теория музыки web – Начальная теория музыки. Ч. 2 (http://vocal.in.ua/nachalnaya-teoriya-muzyika-chast-2/).

16. Сладковский 2013 – Cладковский С. Постмодерн против Симфонии, или Почему мы должны понимать и защищать Девятую симфонию // Время, вперед! 2013. 29 мая. № 18 (63).

17. Тончук web – Тончук П.О. Полифонический роман Достоевского (в концепции М.М. Бахтина) и фуга: опыт сравнительного анализа (http://www.gramota.net/materials/3/2014/5-3/47.html).

18. Федякин web – Федякин С.Р. И.С. Бах и закат Европы (http://artbuhta.ru/indexsergej-fedyakin.-i.s.-bah-i-zakat-evropy.html).

19. Чернякова web – Чернякова О.В. Основные периоды истории полифонии (http://colledg70.ru/oldSite/prepod/pr_chernyakova/Istoria_polifonii.pdf).

20. Чухров 2001 – Чухров Кети. Интродукция // Т. Адорно. Философия новой музыки. М.: Логос. 2001. С. 6–40.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх