Christianity as a Problem

 
PIIS004287440004405-0-1
DOI10.31857/S004287440004405-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Rainbow Ct. Urbana
Address: USA
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 3
Pages46-55
Abstract

The author suggests that Christianity is essentially a problem – inasmuch as it is present in the life of any person because individual life represents a state of being. This view is rooted in Christianity’s unique Trinitarian nature. On the one hand, this peculiarity allows to de-mythologize the fundamental Christian ideas and thus enable a dialogue between Christianity and the modern man. On the other hand, the Trinitarian nature of Christianity provides for a possibility of its historical transformation into the Kantian “religion of reason” – a religious phenomenon that defies the traditional understanding of “religion.” Philosophy of consciousness, as articulated by the philosopher M. Mamardashvili, may explain this change. G. S. Kiselev embraces the view of probabilistic historical development, which questions the feasibility of issuing unequivocal judgements about the future. That is why the transformation of the historical forms of Christianity appears to be problematic – as it ultimately depends on the person’s free will. Philosophy of consciousness envisions а realization of the tautological basis of being, which could become a foundation for the creation of a humanistic social reality. However, according to G. S. Kiselev, our modern civilization is defined by such phenomena as the appearance of the “mass man,” who exists entirely outside of consciousness, as well as the deepening divisions between the “rich North” and the “impoverished South” – one of the causes, for example, of the emergence of Islamic terrorism. As such this civilization is moving further away from the historical being and does not generate the necessary precondition for the creation of a humanistic civilization.

KeywordsChristianity, triunity, myth, M. Mamardashvili
Received23.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters33215
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Все, что называется в философии «проблемой», является ею в том смысле слова, что это... есть наше возобновляющееся участие в бытии, которое может продумываться только каждый раз заново. М. Мамардашвили
2 Решаясь говорить в журнальной статье о христианстве, теме неисчерпаемой, необходимо заметить: перед читателем лишь краткое изложение попытки продумать своими силами то, о чем многое действительно важное уже помыслено и сказано. Эта попытка исходит из убеждения, что вне религии (в ее истином значении) осмыслить парадоксальность человека невозможно. (Речь будет только о христианстве, хотя даже папа Бенедикт XVI справедливо говорил о его «неуниверсальности» [Ратцингер 2007, 40]. Здесь, однако, нет возможности затрагивать этот вопрос.) Такое убеждение едва ли можно обосновать рационально. Оно представляет собой свободный выбор, в основе которого лежит интуиция о том, что человек не является исключительно созданием природы. Эта статья имеет своей целью показать, что такая интуиция «подпитывается» и философствованием.
3 Конечно, указанный выбор мало созвучен господствующим в современном развитом мире представлениям, где религия в целом видится как архаизм1. Среди поколений, воспитывавшихся в убеждении о всемогуществе науки, преобладает неверие в целом и скепсис в отношении христианской мифологии, которая отождествляется с легендами и сказками. Между тем современная философия уже уяснила, что мифы – это такие иллюзорные представления, исходя из которых человек объясняет себе мир и строит, конструирует себя самого, согласно с которыми живет в нем в условиях, когда у него нет возможности научного знания или когда такое знание недостаточно. Не будучи позитивной наукой, философия (которая сама по себе не всесильна) относится к религиозным мифам как к актам сознания, без которых сам человеческий мир не существовал бы. Значима ли христианская мифология для человека третьего тысячелетия? Прежде чем отвечать на этот вопрос, посмотрим на ее центральные представления. 1. Неслучайно С. Аверинцев замечал, что «…архиевропейское, всеевропейское понятие “христианского мира” – лат. christianitas, англ. Christendom, нем. Christenheit; франц. Chretienté – это ключевое понятие, созданное средневековым образом мысли... стало для нас таким далеким, таким призрачным» [Аверинцев 1994, 48].
4 Как и в других религиях, в основе христианства лежит осознание коренного несовершенства мира и идея о Боге – творце мира, абсолютном добре, вседержителе, промысл которого определяет судьбы мира и каждой твари. Именно отпадение от Бога, грехопадение – причина того, что мир лежит во зле; что жизнь человека не только полна страданий, но и конечна. Совершенства на этом свете быть не может, разве что зла станет меньше; совершенно лишь Царство Божие. Идея о нем имеет в христианстве двоякое толкование. С одной стороны, оно понимается как «царство внутри нас», которого можно достичь вследствие теозиса (обожения). С другой, Царство Божие трактуют как начало «жизни вечной», предопределенное концом нашего мира. Правда, не только то, возможен ли «конец мира», но и то, что это могло бы означать, остается и останется нам неведомым.

Number of purchasers: 2, views: 1805

Readers community rating: votes 0

1. Berdyaev 1936 – Berdyaev N.A. Problema cheloveka (k postroeniyu khristianskoj antropologii) // Put'. 1936. № 50 [Berdyaev N. The Problem of Man. Towards the Construction of a Christian Anthropology. In Russian].

2. Berdyaev 1993 – Berdyaev N.A. Ehkzistentsial'naya dialektika Bozhestvennogo i chelovecheskogo // Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka. M.: Respublika, 1993 [Berdyaev N. Existential Dialectic of Divine and Human. In Russian].

3. Bodrijar 2008 – Bodrijar Zh. V teni molchalivogo bol'shinstva, ili Konets sotsial'nogo. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2000 [Baudrillard J. A l’ombre des majorites silencieuses ou la fin du social. Russian Translation].

4. Kant 1980a – Kant I. O neudache vsekh filosofskikh popytok teoditsei // Kant I. Traktaty i pis'ma. M.: Nauka, 1980. S. 60–77 [Kant I. Uber das Misslingen aller philosophischen Versuche in der Theodizee. Russian Translation].

5. Kant 1980b – Kant I. Religiya v predelakh tol'ko razuma // Kant I. Traktaty i pis'ma. M.: Nauka, 1980. C. 78–278 [Kant I. Die Religion innerhalb der Grenzen der blo?en Vernunft. Russian Translation].

6. Kant 1994 – Kant I. Spor fakul'tetov // Kant I. Sobranie sochinenij v vos'mi tomakh. T. 7. M.: Choro, 1994 [Kant I. Streit der Fakultaten. Russian Translation].

7. Mamardashvili 1992 – Mamardashvili M.K. Byt' filosofom – ehto sud'ba // Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu. M.: Progress, 1992. S. 27–40 [Mamardashvili M. To be a Philosopher is a Destiny. In Russian].

8. Mamardashvili 1994 – Mamardashvili M.K. Filosofiya i lichnost' // Chelovek. 1994. № 5. S. 5–19 [Mamardashvili M. Philosophy and Personality. In Russian].

9. Mamardashvili 1996 – Mamardashvili M.K. O soznanii // Mamardashvili M.K. Neobkhodimost' sebya: vvedenie v filosofiyu: doklady, stat'i, filosofskie zametki. M.: Labirint, 1996 [Mamardashvili M. On Consciousness. In Russian].

10. Mamardashvili 2002 – Mamardashvili M.K Vvedenie v filosofiyu. SPb. 2002. [Mamardashvili M. Introduction in Philosophy. In Russian].

11. Solov'ev 1914 – Solov'ev Vl. Ob upadke srednevekovogo mirosozertsaniya. (Referat, chitannyj v zasedanii Moskovskogo Psikhologicheskogo obschestva 19 oktyabrya 1891 goda) // Solov'ev Vl. Sobranie sochinenij. T. 6. SPb.: Prosveschenie, 1914 [Solovyov V. On Decay of Medieval Outlook. In Russian].

12. Solov'ev 2004 – Solov'ev Vl. Chteniya o Bogochelovechestve. M.: AST, 2004 [Solovyov V. Lectures on Godmanhood. In Russian].

13. Fedotov 1933 – Fedotov G. Sotsial'noe znachenie khristianstva. Parizh: IMKA-PRESS, 1933 [Fedotov G. The Social Meaning of Christianity. In Russian].

14. Fromm 1990 – Fromm Eh. Begstvo ot svobody / per. G.F.Shvejnik. M.: Progress, 1990 [Fromm E. Escape from Freedom. Russian Translation].

15. Averintsev 1994 – Averintsev S.S. Neskol'ko soobrazhenij o nastoyaschem i buduschem khristianstva v Evrope // Nravstvennye tsennosti v ehpokhu peremen. M., 1994. C. 85–93.

16. Zheludkov, Lyubarskij 1982 – Zheludkov S., Lyubarskij K.A. Khristianstvo i ateizm. Bryussel': Zhizn' s Bogom, 1982.

17. Matveev 2009 web – Matveev D. Kak spasti «razgovor o boge» // Kontinent. 2009. № 139 (http://magazines.russ.ru/continent/2009/139/ma27.html).

18. Rattsinger 2007 – Rattsinger I. (Benedikt XVI). Tsennosti v ehpokhu peremen / per. V. Vitkovskogo. M.: Biblejsko-bogoslovskij institut Svyatogo Apostola Andreya, 2007.

19. Shmeman 2005 – Shmeman A. Dnevniki. M.: Russkij put', 2005.

Система Orphus

Loading...
Up