Христианство как проблема

 
Код статьиS004287440004405-0-1
DOI10.31857/S004287440004405-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Урбана-Шампейн
Адрес: США
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №3
Страницы46-55
Аннотация

По мнению автора статьи, христианство являет собой проблему, которая решается в жизни каждого человека постольку, поскольку эта жизнь предстает как бытие. Основание для такого суждения дает уникальная особенность христианства – его тринитарная природа. С одной стороны, она содержит в себе возможность демифологизации важнейших представлений христианства, что позволяет ему говорить с современным человеком на понятном ему языке. С другой, тринитарность свидетельствует о возможности преображения исторических форм христианства в кантовскую «религию разума» – духовный феномен, который, не исключено, выходит уже за рамки традиционного понятия «религия». Осмыслить такую возможность позволяет философия сознания, в частности, философия М. Мамардашвили. Автор поддерживает идею о вероятностности исторического развития, которая ставит под сомнение возможность однозначно судить о том, каково бы могло быть будущее. Поэтому преображение исторических форм христианства проблематично и в конечном счете зависит от свободной воли человека. Реализация предустановленных тавтологических предпосылок бытия, о которых говорит философия сознания, одно из возможных оснований для создания в итоге человечеством гуманистической социальности. Однако современная цивилизация, которую как нельзя лучше характеризуют такие феномены, как «массовый человек», находящийся, в сущности, вне сознания, а также драматические противоречия между «богатым Севером» и «бедным Югом», приведшие, в частности, к появлению исламистского терроризма, движется, по мнению Г.С. Киселева, все дальше от исторического бытия и не создает условий для перспектив появления гуманистической цивилизации.

Ключевые словахристианство, тринитарность, миф, М. Мамардашвили
Получено23.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов33215
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Все, что называется в философии «проблемой», является ею в том смысле слова, что это... есть наше возобновляющееся участие в бытии, которое может продумываться только каждый раз заново. М. Мамардашвили
2 Решаясь говорить в журнальной статье о христианстве, теме неисчерпаемой, необходимо заметить: перед читателем лишь краткое изложение попытки продумать своими силами то, о чем многое действительно важное уже помыслено и сказано. Эта попытка исходит из убеждения, что вне религии (в ее истином значении) осмыслить парадоксальность человека невозможно. (Речь будет только о христианстве, хотя даже папа Бенедикт XVI справедливо говорил о его «неуниверсальности» [Ратцингер 2007, 40]. Здесь, однако, нет возможности затрагивать этот вопрос.) Такое убеждение едва ли можно обосновать рационально. Оно представляет собой свободный выбор, в основе которого лежит интуиция о том, что человек не является исключительно созданием природы. Эта статья имеет своей целью показать, что такая интуиция «подпитывается» и философствованием.
3 Конечно, указанный выбор мало созвучен господствующим в современном развитом мире представлениям, где религия в целом видится как архаизм1. Среди поколений, воспитывавшихся в убеждении о всемогуществе науки, преобладает неверие в целом и скепсис в отношении христианской мифологии, которая отождествляется с легендами и сказками. Между тем современная философия уже уяснила, что мифы – это такие иллюзорные представления, исходя из которых человек объясняет себе мир и строит, конструирует себя самого, согласно с которыми живет в нем в условиях, когда у него нет возможности научного знания или когда такое знание недостаточно. Не будучи позитивной наукой, философия (которая сама по себе не всесильна) относится к религиозным мифам как к актам сознания, без которых сам человеческий мир не существовал бы. Значима ли христианская мифология для человека третьего тысячелетия? Прежде чем отвечать на этот вопрос, посмотрим на ее центральные представления. 1. Неслучайно С. Аверинцев замечал, что «…архиевропейское, всеевропейское понятие “христианского мира” – лат. christianitas, англ. Christendom, нем. Christenheit; франц. Chretienté – это ключевое понятие, созданное средневековым образом мысли... стало для нас таким далеким, таким призрачным» [Аверинцев 1994, 48].
4 Как и в других религиях, в основе христианства лежит осознание коренного несовершенства мира и идея о Боге – творце мира, абсолютном добре, вседержителе, промысл которого определяет судьбы мира и каждой твари. Именно отпадение от Бога, грехопадение – причина того, что мир лежит во зле; что жизнь человека не только полна страданий, но и конечна. Совершенства на этом свете быть не может, разве что зла станет меньше; совершенно лишь Царство Божие. Идея о нем имеет в христианстве двоякое толкование. С одной стороны, оно понимается как «царство внутри нас», которого можно достичь вследствие теозиса (обожения). С другой, Царство Божие трактуют как начало «жизни вечной», предопределенное концом нашего мира. Правда, не только то, возможен ли «конец мира», но и то, что это могло бы означать, остается и останется нам неведомым.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1806

Оценка читателей: голосов 0

1. Бердяев 1936 – Бердяев Н.А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) // Путь. 1936. № 50 [Berdyaev N. The Problem of Man. Towards the Construction of a Christian Anthropology. In Russian].

2. Бердяев 1993 – Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993 [Berdyaev N. Existential Dialectic of Divine and Human. In Russian].

3. Бодрийар 2008 – Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000 [Baudrillard J. A l’ombre des majorites silencieuses ou la fin du social. Russian Translation].

4. Кант 1980a – Кант И. О неудаче всех философских попыток теодицеи // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 60–77 [Kant I. Uber das Misslingen aller philosophischen Versuche in der Theodizee. Russian Translation].

5. Кант 1980б – Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. C. 78–278 [Kant I. Die Religion innerhalb der Grenzen der blo?en Vernunft. Russian Translation].

6. Кант 1994 – Кант И. Спор факультетов // Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. М.: Чоро, 1994 [Kant I. Streit der Fakultaten. Russian Translation].

7. Мамардашвили 1992 – Мамардашвили М.К. Быть философом – это судьба // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. С. 27–40 [Mamardashvili M. To be a Philosopher is a Destiny. In Russian].

8. Мамардашвили 1994 – Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. 1994. № 5. С. 5–19 [Mamardashvili M. Philosophy and Personality. In Russian].

9. Мамардашвили 1996 – Мамардашвили М.К. О сознании // Мамардашвили М.К. Необходимость себя: введение в философию: доклады, статьи, философские заметки. M.: Лабиринт, 1996 [Mamardashvili M. On Consciousness. In Russian].

10. Мамардашвили 2002 – Мамардашвили М.К Введение в философию. СПб. 2002. [Mamardashvili M. Introduction in Philosophy. In Russian].

11. Соловьев 1914 – Соловьев Вл. Об упадке средневекового миросозерцания. (Реферат, читанный в заседании Московского Психологического общества 19 октября 1891 года) // Соловьев Вл. Собрание сочинений. Т. 6. СПб.: Просвещение, 1914 [Solovyov V. On Decay of Medieval Outlook. In Russian].

12. Соловьев 2004 – Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве. М.: АСТ, 2004 [Solovyov V. Lectures on Godmanhood. In Russian].

13. Федотов 1933 – Федотов Г. Социальное значение христианства. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1933 [Fedotov G. The Social Meaning of Christianity. In Russian].

14. Фромм 1990 – Фромм Э. Бегство от свободы / пер. Г.Ф.Швейник. М.: Прогресс, 1990 [Fromm E. Escape from Freedom. Russian Translation].

15. Аверинцев 1994 – Аверинцев С.С. Несколько соображений о настоящем и будущем христианства в Европе // Нравственные ценности в эпоху перемен. М., 1994. C. 85–93.

16. Желудков, Любарский 1982 – Желудков С., Любарский К.A. Христианство и атеизм. Брюссель: Жизнь с Богом, 1982.

17. Матвеев 2009 web – Матвеев Д. Как спасти «разговор о боге» // Континент. 2009. № 139 (http://magazines.russ.ru/continent/2009/139/ma27.html).

18. Ратцингер 2007 – Ратцингер И. (Бенедикт XVI). Ценности в эпоху перемен / пер. В. Витковского. М.: Библейско-богословский институт Святого Апостола Андрея, 2007.

19. Шмеман 2005 – Шмеман А. Дневники. М.: Русский путь, 2005.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх