To the Question of the Relationship of Social Philosophy and Ideology

 
PIIS004287440003617-3-1
DOI10.31857/S004287440003617-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: senior lecturer at the department of social philosophy and philosophy of history, faculty of philosophy
Affiliation: Moscow State University M. V. Lomonosova
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 1
Pages39-42
Abstract

The article analyzes the connection and correlation of social philosophy and ideology. There are a large number of different, sometimes contradictory, and even mutually exclusive, definitions of ideology in the modern science. The author suggests that in order to understand this phenomenon of social life, the most promising is the functional approach. This is due to the fact that ideology is capable of realizing itself in a wide variety of forms. Moreover, it often avoids speaking on its behalf, posing as other spiritual practices (art, science, etc.), and therefore remains unnoticed, invisible social force. At the same time, in the modern world with the development and improvement of the mass communication media, it is becoming more and more “elusive”. In this case, the common goal for these various manifestations of ideology will not be their form, structure or content, but the very goal that they pursue. The fundamental system-forming function of ideology is the function of legitimizing the social-economic and social-political system and/or programs for changing it. As a social philosophy as a whole, ideology cognizes and understands the surrounding reality, but does so only to the extent that it helps achieving her own political goals. 

Keywordspower, ideology, social philosophy
AcknowledgmentThis paper is prepared with the support of Russian Foundation for Basic Research, project № 18-011-01097 «Social Theory and Authority: Contemporary Russian Perspective», project № 17-03-00733-ОГН «The system-communicative approach of N. Luhmann in the study of the Russian society».
Received13.02.2019
Publication date19.02.2019
Number of characters7314
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Важнейшее различие идеологии и социальной философии связано с их разными социальными функциями. В одном случае это познание мира, в другом решение практических политических задач. Вместе с тем философия не только познает мир, но и ищет смысл и цели человеческого существования, а также критически оценивает формы общественного устройства, соответствующие этим целям. Она всегда соотносит знание об обществе с потребностями, интересами и эволюцией [Луман 2017; Антоновский 2017] познающего субъекта. А идеология оказывается вынужденной выполнять познавательную функцию. Она не достигнет поставленных прагматических целей, если не будет опираться на знание о социальной реальности. Действительно, чтобы изменить или законсервировать политическую ситуацию, нужно сначала предложить описание наличного положения дел. В состав идеологии входят не только «ценности как цели», но и «ценности как средства» (см.: [Сорокин 2006]). Задача идеологов – обнаружить практический путь реализации своих идей, что заставляет их обратиться к социальной философии и науке. Так в корпус идеологии включаются идеи, которые касаются не только политических предпочтений, но и способов их реализации (диктатура пролетариата, отмена права наследования и т.д.). Многие влиятельные идеологии опирались на определенную социально-философскую теорию. Однако познание реальности само по себе не является самостоятельной целью идеологии (в отличие от социальной философии и науки), данная функция для нее оказывается, хотя необходимой, но только служебной. И это сказывается на особенностях ее реализации.
2 Так как познание мира не является подлинной целью идеологии, она не стремится к непредвзятости. Помимо фактов, идеологии способны опираться также на мифы и даже на предрассудки и домыслы (что сближает их с различными формами «псевдонауки» – алхимией, нумерологией и т.д.). Пытаясь дать обоснование и оправдание своих целей и ценностей, идеология нередко способна искажать факты или же делать из них выводы, нарушая законы логического следования. Она изначально смотрит на мир субъективно, через призму интересов, нужд и представлений определенной социальной группы (класса, сословия, нации, этноса и т.д.). Стоит оговорить, что теоретически существует возможность того, что идеологии неожиданно придут к верным выводам даже там, где наука пока ошибается. Речь идет в первую очередь не о характеристиках полученного ими знания, а об изначальной интенции, которая лежит в основе получения этого знания.
3 Идеологии могут использовать научные методы доказательства в тех случаях, когда это им выгодно, однако они тут же от них откажутся, если они перестанут служить их целям. Чаще всего идеолог заранее знает, какой вывод ему необходимо обосновать. Однако нельзя сказать, что в идеологических построениях законы логики нарушаются постоянно. Так, к примеру, Х. Арендт считала одним из важнейших признаков идеологий их подчеркнутую логическую безупречность (которая, правда, имеет целью скрыть отсутствие обоснования ее исходных положений) [Арендт 1996, 608–610]. В целом набор методов идеологии в определенном смысле богаче и шире чем у науки – она может использовать как логические, так и псевдологические доказательства, а большая часть ее силы состоит в том, что она способна обращаться к эмоциональной сфере человека, к его иррациональному началу. Поэтому в отличие от рефлективных форм познания идеологии активно будут включать в себя в качестве компонентов миф и утопию. Часто не последнюю роль в идеологическом мировоззрении играет вера, что сближает его с религией.

Number of purchasers: 3, views: 1487

Readers community rating: votes 0

1. Antonovskiy, Alexander (2017) ‘Evolutionary approach to the development of science’, Epistemology and Philosophy of Science, 52, 2, pp. 201–214 (In Russian).

2. Luhmann, Niklas (1993) Wissenschaft der Gesellschaft, Suhrkamp, Frankfurt am Main, pp. 549–616 (Russian translation, 2017).

3. Mironov, Vladimir V. (2018) ‘Power as a Subject of Social Philosophical Reflection’, Voprosy Filosofii, Vol. 12 (2018), pp. 69–72.

Система Orphus

Loading...
Up