К вопросу о соотношении социальной философии и идеологии

 
Код статьиS004287440003617-3-1
DOI10.31857/S004287440003617-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель кафедры социальной философии и философии истории философского факультета
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №1
Страницы39-42
Аннотация

В статье анализируется связь и соотношение социальной философии и идеологии. В современной научной среде существует большое количество различных, порой противоречивых и даже взаимоисключающих, определений идеологии. Автор проводит мысль о том, что для понимания данного феномена социальной жизни наиболее перспективным является функциональный подход. Это связано с тем, что идеология способна реализовывать себя в самых разнообразных формах. Более того, она часто избегает говорить от своего имени, выдавая себя за другие виды духовных практик (искусство, науку и т.д.), а потому остается незамеченной, невидимой социальной силой. При этом в современном мире с развитием и совершенствованием средств массовой коммуникации она становится все более «неуловимой». В данном случае общим для этих различных проявлений идеологии будет не их форма, строение или содержание, а именно та цель, которую они преследуют. Фундаментальной системообразующей функцией идеологии является функция легитимации социально-экономического и общественно-политического строя и/или программ его изменения. Как и социальная философия в целом, идеология и познает, и осознает окружающую действительность, однако делает это только в той мере, в которой это помогает достижению ее собственных политических целей.       

Ключевые словавласть, идеология, социальная философия
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18-011-01097 «Социальная теория и власть: современная российская перспектива», проект № 17-03-00733-ОГН «Системно-коммуникативный подход Н. Лумана в приложении к российскому обществу».
Получено13.02.2019
Дата публикации19.02.2019
Кол-во символов7314
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Важнейшее различие идеологии и социальной философии связано с их разными социальными функциями. В одном случае это познание мира, в другом решение практических политических задач. Вместе с тем философия не только познает мир, но и ищет смысл и цели человеческого существования, а также критически оценивает формы общественного устройства, соответствующие этим целям. Она всегда соотносит знание об обществе с потребностями, интересами и эволюцией [Луман 2017; Антоновский 2017] познающего субъекта. А идеология оказывается вынужденной выполнять познавательную функцию. Она не достигнет поставленных прагматических целей, если не будет опираться на знание о социальной реальности. Действительно, чтобы изменить или законсервировать политическую ситуацию, нужно сначала предложить описание наличного положения дел. В состав идеологии входят не только «ценности как цели», но и «ценности как средства» (см.: [Сорокин 2006]). Задача идеологов – обнаружить практический путь реализации своих идей, что заставляет их обратиться к социальной философии и науке. Так в корпус идеологии включаются идеи, которые касаются не только политических предпочтений, но и способов их реализации (диктатура пролетариата, отмена права наследования и т.д.). Многие влиятельные идеологии опирались на определенную социально-философскую теорию. Однако познание реальности само по себе не является самостоятельной целью идеологии (в отличие от социальной философии и науки), данная функция для нее оказывается, хотя необходимой, но только служебной. И это сказывается на особенностях ее реализации.
2 Так как познание мира не является подлинной целью идеологии, она не стремится к непредвзятости. Помимо фактов, идеологии способны опираться также на мифы и даже на предрассудки и домыслы (что сближает их с различными формами «псевдонауки» – алхимией, нумерологией и т.д.). Пытаясь дать обоснование и оправдание своих целей и ценностей, идеология нередко способна искажать факты или же делать из них выводы, нарушая законы логического следования. Она изначально смотрит на мир субъективно, через призму интересов, нужд и представлений определенной социальной группы (класса, сословия, нации, этноса и т.д.). Стоит оговорить, что теоретически существует возможность того, что идеологии неожиданно придут к верным выводам даже там, где наука пока ошибается. Речь идет в первую очередь не о характеристиках полученного ими знания, а об изначальной интенции, которая лежит в основе получения этого знания.
3 Идеологии могут использовать научные методы доказательства в тех случаях, когда это им выгодно, однако они тут же от них откажутся, если они перестанут служить их целям. Чаще всего идеолог заранее знает, какой вывод ему необходимо обосновать. Однако нельзя сказать, что в идеологических построениях законы логики нарушаются постоянно. Так, к примеру, Х. Арендт считала одним из важнейших признаков идеологий их подчеркнутую логическую безупречность (которая, правда, имеет целью скрыть отсутствие обоснования ее исходных положений) [Арендт 1996, 608–610]. В целом набор методов идеологии в определенном смысле богаче и шире чем у науки – она может использовать как логические, так и псевдологические доказательства, а большая часть ее силы состоит в том, что она способна обращаться к эмоциональной сфере человека, к его иррациональному началу. Поэтому в отличие от рефлективных форм познания идеологии активно будут включать в себя в качестве компонентов миф и утопию. Часто не последнюю роль в идеологическом мировоззрении играет вера, что сближает его с религией.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1488

Оценка читателей: голосов 0

1. Antonovskiy, Alexander (2017) СEvolutionary approach to the development of scienceТ, Epistemology and Philosophy of Science, 52, 2, pp. 201Ц214 (In Russian).

2. Luhmann, Niklas (1993) Wissenschaft der Gesellschaft, Suhrkamp, Frankfurt am Main, pp. 549Ц616 (Russian translation, 2017).

3. Mironov, Vladimir V. (2018) СPower as a Subject of Social Philosophical ReflectionТ, Voprosy Filosofii, Vol. 12 (2018), pp. 69Ц72.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх