«...To live in death and return» On the Andrey Platonov's artistic philosophy

 
PIIS004287440007524-1-1
DOI10.31857/S004287440007524-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 12
Pages52-63
Abstract

Philosophical and artistic creativity of Andrei Platonov of the twenties – the first half of the thirties of the XX-th century can not be adequately understood outside the cultural and historical context. The peculiarity of such a period was the transformation of European Marxism into its Russian version – Bolshevism, which was expressed in the destruction of private property together with its bearers; the transformation of democratic rule into autocratic; in the forced economic unification of peasants for the purpose of the guaranteed withdrawal of the product, made by them, for the forced industrial development - the solution of problems of defense of the country and future world revolution.

Working in conditions of censorship and with Stalin's label "scoundrel", Platonov had to find hidden ways of adequate research and evaluation of reality. These were the forms of philosophical and artistic cross-semantic analysis: from simple - direct statements about events and heroes, to the complex - conjunction in the text of plots with different meanings, which led to their mutual strengthening and creation of new meaning. The inattention of readers and researchers to these forms of Platonov's analysis makes the text "closed" or incorrectly interpreted.

The prose of Andrey Platonov is philosophical. To adequately comprehend it is possible only by imagining the life goal of the writer. I think that like his hero – fisherman from lake Mutevo, Platonov wanted to understand modern to him Bolshevik tectonic shift, "to live in death and return" with the aim to tell the people about what he saw and, thus, to give them the opportunity, like the people of Jan, to decide how to live.

KeywordsAndrey Platonov, philosophy, literature, history, person, society, consciousness, love, death, reflection, interpretation, meaning, irony
Received10.12.2019
Publication date11.12.2019
Number of characters37480
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Выбор предметом рассмотрения проблемы философско-художественного представления и анализа действительности в текстах Андрея Платонова на материале его произведений 20-х – первой половины 30-х гг. определяется рядом причин. Отмечу главные. Первая и основная состоит в том, что Платонов как писатель-мыслитель ориентирован на фундаментальные вопросы человеческого бытия, масштабен в исканиях, глубок в прозрениях, адекватно сопричастен эпохе. Его предмет – не феномены, а ноумены. Среди произведений этого периода, на материале которых может быть раскрыта природа российского общества, кроме ранних рассказов, выделю основные, на мой взгляд, романы и повести «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» и «Джан».
2 Андрей Платонов – свидетель, который прозревал развитие и заключительный этап генезиса большевизма как социально-экономического уклада. Его начало было положено в 1917 г., а завершение состоялось спустя двадцать лет, в 1937 г. – финалом коллективизации, полным разгромом всех оппозиций и пиком репрессий. В этот период европейский марксизм был окончательно преобразован в марксизм ленинско-сталинский. За два десятилетия большевизм в своей эволюции прошел начальный этап «бури и натиска» – политику «военного коммунизма», попытку немедленного и непосредственного уничтожения капитализма и создания на освободившемся месте «коммунистического производства и распределения». Далее уклад вынужденно допустил «новую экономическую политику» – временное отступление, смысл которого состоял в том, чтобы, как однажды образно выразился Ленин, «сделать веревку подлиннее, отпустить посвободнее, не разрывая совсем» [Ленин 1970, 372]. Затем наступил черед коллективизации. С конца 20-х гг. с целью защиты создаваемого строя, а также, если возникнет возможность, то и для воплощения в жизнь идеи мировой революции, жертвенным ресурсом для превращения аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную было избрано загнанное в колхозы отечественное крестьянство. Следующим шагом, параллельно с началом индустриализации, стало создание ГУЛАГа. Одновременно в течение двадцатилетия шел процесс демонтажа партийной демократии и создания на ее месте административно-бюрократической системы самодержавного типа. Венчал преобразования процесс переформатирования общественной памяти и укоренения в общественном сознании идеологии сталинизма, с ее главными императивами: «воля вождя – воля народа» и «цель оправдывает средства». Все это составляло совокупность условий и обстоятельств личной и писательской жизни Андрея Платонова, которые он критически осмысливал и отражал своими текстами.
3 Случилось, однако, так, что уже в самом начале коллективизации хорошо знавший российскую деревню Платонов неосторожно и в ироническом ключе высказался относительно ее условий и организационных форм. Рассказ «Усомнившийся Макар» стал известен Сталину, назван «кулацкой хроникой» и ее автор, как сообщается, поучил клеймо «мерзавец», «негодяй», «гад» [Варламов 2011, 223–224]. Именно поэтому, практически до конца жизни писатель был лишен возможности печататься, и его основные крупные произведения стали доступны отечественному читателю лишь в конце 80-х гг.

Number of purchasers: 5, views: 1498

Readers community rating: votes 0

1. Aleshin, Albert I. (2015) Reflection on the Phenomenon of Russian Cosmism, Voprosy Filosofii, 2015, Vol. 4, pp. 79–92 (in Russian).

2. Andrey Platonov in Memories of Friends and Colleague, .(2004), Im Werden Verlag, Munchen (in Russian)

3. Berelovitch, Alexis, Danilov, Victor (2000–2012) Les Compagne Sovietiques vues pur la Tcheka–O.G.P.U. 1918–1939. Documents et Materiaux. 4 Tomes, ed. A. Berelovich, V.Danilov, ROSSPEN, Moscow (in Russian).

4. Epstein, Mikhail N. (2015) The Irony of the Ideal Parodoxes of Russian Literature, Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow (in Russian).

5. Lectorsky, Vladislav A. Philosophy and the Literature: Problems of Mutual Relations, Voprosy Filosofii, 2009, Vol. 9. pp. 56 –96 (in Russian).

6. Nickolsky, Sergey A. (2018) Russian philosophy of history and literature, Voprosy Filosofii, Vol. 10, pp. 116–127 (in Russian).

7. Nickolsky, Sergey A. (1990) The Power and the Land. The Chronicle of the Approval of the bureaucracy in the village after October 1917, Agropromizdat, Moscow, (in Russian).

8. Porus, Vladimir N. (2016) What Does It Mean to «Understand» a Literary Text? Voprosy Filosofii, Vol. 7. pp. 84 – 96 (in Russian).

9. Varlamov A. (2011) Andrey Platonov, Molodaya gvardiya, Moscow In Russian.

Система Orphus

Loading...
Up