On the ancient origins of the relationship of social sciences and humanities with philosophy and art

 
PIIS004287440000239-7-1
DOI10.31857/S004287440000239-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor, Head of Philosophy Department, DSc in Philosophy
Affiliation: Surgut State University
Address: Russian Federation, Surgut
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages177-186
Abstract

The paper shows that social and humanitarian cognition taken as scientific one is inherently integrated into philosophy and art. According to the author’s view, integrity of science, philosophy and art determines the essence of specific character of social sciences and humanities. Philosophy is an integral part of social sciences and humanities as a method of ascending from abstract to concrete which is a modification of philosophic dialectical method. Art together with philosophy and science forms social and humanitarian cognition as a poetic (in a broad sense) genre of art.

Keywordssocial sciences and humanities, science, philosophy, art, poetry, cosmos, universe, beautiful whole
Received17.08.2018
Publication date24.09.2018
Number of characters35399
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Тема специфики социально-гуманитарного познания и того особого значения, которое философия и искусство имеют для социально-гуманитарных наук, затрагивается в ряде философских учений XIX–XX вв.: в «философии жизни» (В. Дильтей), неокантинстве (В. Виндельбанд и Г. Риккерт, М. Вебер), структурной антропологии (К. Леви-Строс), в философской герменевтике (Х.-Г. Гадамер) и др. Опираясь на опыт философских исследований особенностей научного социально-гуманитарного познания, можно утверждать, что они представляют собой синкретическое единство науки (в собственном смысле этого слова, т.е. в смысле, тождественном понятию науки в естествознании), философии и искусства [Мархинин 2013]. В данной статье мы рассмотрим проблему внутренней связи собственно научной составляющей социально-гуманитарного познания с философией и искусством.
2

Литературные жанры – самый близкий родственный социально-гуманитарному познанию род искусства. И эти жанры, и социально-гуманитарное научное познание, как в своё время философия, в отличие от естественнонаучного познания, происходят непосредственно из стихии обыденного мышления и естественного языка. Генетическая связь социально-гуманитарных наук, а также философии с художественной литературой не прерывается с течением времени; скорее, напротив, вновь и вновь обновляясь, вместе с обновлением обыденного мышления, естественного языка и данных видов познания, воспроизводится во времени в обогащающемся виде. Не случайно к настоящему моменту сложилось интеллектуальное течение, «открывающее», что различия между, с одной стороны, социально-гуманитарными науками и философией, а, с другой стороны, художественной литературой являются будто бы лишь условными. Конечно, нельзя согласиться с отождествлением социально-гуманитарной науки и художественной литературы, философии и художественной литературы, ибо они используют различные познавательные средства и методы (см. критику упомянутой позиции: [Карр 2011, 160–179; Хабермас 2003, 194–222]). Но, очевидно, представление о том, что социально-гуманитарные науки и философия, с одной стороны, и литературные жанры искусства, с другой, различаются только внешне, потому и оказывается возможным, что между сторонами существует глубокая связь.

3

В естественнонаучном познании главную роль играют методы индукции и дедукции, представляющие частные аспекты философского диалектического метода. Специфика социально-гуманитарных наук состоит, в частности, в том, что в них методы индукции и дедукции подчиняются как генеральному такому методу, в котором в целом философский метод диалектики модифицируется для нужд научного познания. Вслед за К. Марксом мы полагаем, что этот модифицированный метод диалектики, значимый для всех социально-гуманитарных наук, есть метод восхождения от абстрактного к конкретному, называют его так или не называют использующие его исследователи (о методе восхождения от абстрактного к конкретному см.: [Маркс 1968, 36–45]). Поскольку метод восхождения – особая форма метода диалектики – является центральным методом научного социально-гуманитарного познания, постольку следует признать, что искусство в его литературно-художественных жанрах действительно находится во внутренней связи с этим познанием.

views: 1640

Readers community rating: votes 0

1. Carr, David (2011) ‘History, Fiction, and Human Time’, Philosophy and Society Journal, Vol. 1 (61), pp. 160–179 (Russian Translation 2011).

2. Feinberg, Yevgeny L. (2004) Two Cultures. Intuition and Logic in Art and Science, Vek 2, Fryazino (in Russian).

3. Habermas, Jürgen (1985) Der Philosophische Diskurs der Moderne (Zwőlf Vorlesungen) Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Main (Russian Translation 2003).

4. Losev, Aleksey F. (1990) Commentary № 16 on Plato's Ion, Plato’s Collected Works in 4 Volumes, Vol.1, Mysl’, Moscow, p. 772 (in Russian).

5. Losev, Aleksey F. (2000) History of Ancient Aesthetics. Sophists, Socrates, Plato, AST, Moscow (in Russian).

6. Markhinin, Vasily V. (2011) ‘On the Issue of the Word φιλοσοφία in its Original Sense’, Hanna, Patricia (ed.), An Anthology of Philosophical Studies, Vol. 5, Athens Institute of Education and Research, Athens, pp. 97–107.

7. Markhinin, Vasily V. (2012) ‘ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ: Word-Concept’, Voprosy Filosofii, Vol. 1 (2012), pp. 166– 175 (in Russian).

8. Markhinin, Vasily V. (2013) On Specifics of Social Sciences and Humanities. Essay on Philosophics of Science, Logos, Moscow (in Russian).

9. Marx, Karl (1968) ‘Grundrisse der Kritik den Politischen Цkonomie’, MEW, Bd. 42, pp. 19–875 (Russian Translation 1968).

10. Toporov, Vladimir N. (1995) ‘Once Again on the Ancient Greek ΣОФΙА: the Origin of the Word and its Inner Meaning’, Holiness and Saints in the Russian Spiritual Culture, Vol. 1, Appendix 1, Gnozis, Shkola “Yazyki Russkoy Kultury”, Moscow, pp. 67–93 (in Russian).

11. Vinnik, Nikolay V. (2005) ‘Plato’s System of Arts’, Proceedings of the 6th Science Conference for University Teachers and Students: 3-4 of March 2005, Novosibirsk, pp. 40–45 (in Russian).

12. Vygotsky, Lev S. (1986) Psychology of Art, Iskusstvo, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up