Проблема обозначения Ахеменидской империи в древнеперсидских царских надписях

 
Код статьиS086919080030906-3-1
DOI10.31696/S086919080030906-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры истории древнего мира
Аффилиация: Институт восточных культур и античности, Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Москва, Миусская пл., 6
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы22-33
Аннотация

Статья посвящена проблеме обозначения Ахеменидской империи в древнеперсидских царских надписях. В статье демонстрируется, что в надписях Ахеменидов Персидская империя воспринималась конгломератом стран (dahyāva), в котором особое место отводилось области Парса (dahyāṷš Pārsa), царем в которой называл себя Дарий I (xšāyaϑiya Pārsai̯). Примечательно, что одновременно и «царем в Персии», и «царем стран» Дарий называет себя только лишь в Бехистунской надписи; в последующих же текстах на древнеперсидском он именует себя царем многих стран (xšāyaϑiya dahyūnām tayai̯šām parūnām), царем стран всех народов (xšāyaϑiya dahyūnām vispazanānām), или же царем стран многих народов (xšāyaϑiya dahyūnām paruzanānām). Впоследствии в надписях делается акцент на власть царя над всей землей (būmi-), созданной Ахурамаздой, над всеми или же многими народами, входящими в подвластные царю страны. Концепт царства (xšaça-) также находит отражение в надписях, в которых слово xšaça- означает одновременно и царство, и царскую власть. Впрочем, контексты употребления xšaça- демонстрируют и более точное значение этого слова. В надписях заявляется, что Ахурамазда даровал правителю царскую власть и царство, однако власть над царством, полученная от бога, означала право на управление территорией. Сам же Великий царь должен был предпринимать определенные усилия по защите царства, как это становится очевидным по рассказу в Бехистунской надписи о захвате царства магом Гауматой и последующем возвращении его Дарием под свою законную власть.

Ключевые словаПерсия, Ахемениды, страна, земля, царство.
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект № 20-18-00374-П, выполняемый на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Получено15.05.2024
Дата публикации16.06.2024
Кол-во символов28115
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В свой фундаментальной монографии «От Кира до Александра. История Персидской империи» выдающийся французский исследователь Пьер Бриан писал: «Обычное слово “империя”, как известно, не имеет точного соответствия ни в одном древнем языке: надписи Великих царей ссылаются как к земле (древнеперс. būmi), так и к народам (древнеперс. dahyu/dahyāva), а греческие авторы говорят о “царских территориях” (khōra basileōs), “власти” (ark) Великого царя и его сатрапов… Термин “империя” подразумевает территориальную власть» [Briant, 2002, p. 1]. Действительно, трудно ожидать точного терминологического соответствия между термином «империя» в его современном понимании и словами, используемыми в древнем языке, которые бы обозначали империю1. Однако ничто не мешает нам найти те обозначения, которые демонстрируют обозначение этой империи ее современниками. Среди таковых в древнеперсидском языке выделяются три определения: «страна» (dahyu-), «земля» (būmi-) и «царство» (xšaça-). По крайней мере два последних иногда в историографии воспринимаются в качестве обозначения империи Ахеменидов2. 1. Об идеи империи в государстве Ахеменидов см.: [Рунг, 2015].

2. Об употреблении слова «земля» (būmi-) в значении «империя» см.: [Herrenschmidt, 1976, p. 43; Lincoln, 2007, p. 71; 2012, p. 194]. Об употреблении слова «царство / царская власть» (xšaça-) как эквивалент «империи» см.: [Bartolomae, 1906, Col. 542; Gerschevich, 1959, p. 297; Jacobs, 2021, p. 835].
2 В данной статье рассматривается употребление этих трех терминов в царских надписях на древнеперсидском и делается вывод о том, что все они могут закономерно считаться обозначением Ахеменидской империи, акцентирующих внимание на разных ее аспектах.
3 «страна персия» и конгломерат стран
4 В Бехинстунской надписи приводится царская титулатура, в которой Дарий I, именуясь великим царем, царем царей и царем стран, называет себя еще и царем Персии (xšāyaϑiya Pārsai̯) (DB §1; DBa); понятно, что под Персией в этом контексте понималась не вся империя в целом, но лишь область Парса (Pārsa), как о том свидетельствует перечень стран (dahyāva), царем которых он являлся: Персия начинает этот список (DB §6).
5 Однако в надписи Дария из Персеполя под Персией подразумевается уже вся страна. В этом тексте царь просит Ахурамазду защитить страну Персию (dahyāṷš Pārsa) от вражеского войска, ото лжи, от разных невзгод (DPd §2–3):
6 «Говорит Дарий-царь: Это страна Персия (iyam dahyāṷš Pārsa), которую Ахурамазда мне дал, прекрасна3, с хорошими конями, хорошими мужами. По воле Ахурамазды и меня, Дария царя, она ничего не боится. 3. По мнению Б. Линкольна, прилагательное nai̯ba («прекрасный») – это религиозно обусловленный термин, обозначающий эстетический и этический статус территории, соответствующий божественному. Хотя слово встречается восемь раз, только Персия и Персидское царство считаются nai̯ba по своей природе [Lincoln, 2012, p. 180].
7 Говорит Дарий царь: Пусть Ахурамазда мне помощь принесет вместе с богами царского дома и эту страну (imām dahyāṷm) Ахурамазда пусть защитит от враждебного войска, от плохого года (голода, неурожая?), ото лжи. На эту страну (abi imām dahyāṷm) пусть не придет ни враждебное войско, ни плохой год (голод, неурожай?), ни ложь. Об этом я прошу милости Ахурамазды вместе с богами царского дома. Пусть мне Ахурамазда даст эту милость вместе с богами царского дома».
8 В текстах на золотых табличках, обнаруженных Э. Герцфельдом в Хамадане и отнесенных Р. Шмиттом к псевдоэпиграфике4, царями Персии (xšāyaϑiya Pārsā) называются также Ариарамна и Аршама, соответственно прадед и дед Дария. Примечательно и то, что, по всей вероятности, «Персия» в надписях, приписываемых Ариарамне и Аршаме, представляет собой отдельную страну, управляемую этими царями, а не область в составе империи: 4. Р. Шмитт на основании особенностей орфографии обеих надписей, которые характерны для текстов Артаксеркса II и Артаксеркса III, датировал их IV в. до н.э. [Schmitt, 2007, S. 25, 28].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 14

Оценка читателей: голосов 0

1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Издательская группа «Прогресс»; «Универс», 1995.

2. Исакова А.С., Рунг Э.В. «Я поставил царство на свое место»: идея законопорядка в Ахеменидской империи. Восток (Oriens). 2023. № 3. С. 45–59.

3. Рунг Э.В. Греки в ахеменидских царских надписях: к вопросу о локализации Yaunā. Восток, Европа, Америка в древности: Сборник научных трудов XVII Сергеевских чтений. Вып. 2 (Труды исторического факультета МГУ, 55. Серия II. Исторические исследования, 20). М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 116–123.

4. Рунг Э.В. Имперская идея в государстве Ахеменидов. Проблемы истории, филологии, культуры. 2015. № 4. С. 130–140.

5. Ahn G. Religiöse Herrscherlegitimation im achämenidischen Iran. Leiden, Louvain: Brill, 1992.

6. Babolghani S.A. Achaemenid Elamite dayāuš (~ Old Persian dahyāu̯-š). Bulletin of the Asia Institute. 2013. New Series. Vol. 27. Pp. 113–128.

7. Bartholomae C. Altiranisches Wörterbuch. Strassburg: Verlag von Karl J. Trübner, 1904.

8. Briant P. The Achaemenid Empire. War and Society in the Ancient and Medieval Worlds. Asia, The Mediterranean, Europe and Mesoamerica. K. Raaflaub, N. Rosenstein (eds.). Washington, D.C.: Harvard University Press, 1999. Pp. 105–128.

9. Briant P. From Cyrus to Alexander. A History of the Persian Empire. Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2002.

10. Briant P. From the Mediterranean to the Indus Valley: Modalities and Limitations of the Achaemenid Imperial Space. The Limits of Universal Rule. Eurasian Empires Compared. Y. Pines, M. Biran, J. Rüpke (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2021. Pp. 49–78.

11. Cameron G.G. The Persian Satrapies and Related Matters. Journal of Near Eastern Studies. 1973. Vol. 32. No. 1/2. Pp. 47–56.

12. Degen J. Alexander III., Dareios I. und das speererworbene Land (Diod. 17, 17, 2). Journal of Ancient Near Eastern History. 2019. Vol. 6. Pp. 53–95.

13. Gerschevich I. The Avestan Hymn to Mithra. With an Introduction, Translation and Commentary. Cambridge: Cambridge University Press, 1959.

14. Gnoli G. Note su xšāyaθiya- e xšaça-. Ex orbe religionum: studia Geo Widengren oblata. J. Bergman, K. Drynjeff, H. Ringgren (eds.). Leiden: Brill, 1972. Pp. 88–97.

15. Gnoli G. Old Persian xšaça-, Middle Persian šahr, Greek εθνος. Iranian Languages and Texts from Iran and Turan. M. Macuch, M. Maggi, W. Sundermann (eds.). Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2007. Pp. 109–118.

16. Herrenschmidt C. Désignation de l’empire et concepts politiques de Darius Ier d’après ses inscriptions en Vieux Perse. Studia Iranica. 1976. Vol. 5. Pp. 33–65.

17. Jacobs B. Die altpersischen Länder-Listen und Herodots sogenannte Satrapienliste (Historien III 89–94). Eine Gegenüberstellung und ein Überblick über die jüngere Forschung. Altertumswissenschaften im Dialog. Festschrift für Wolfram Nagel zur Vollendung seines 80. Lebensjahres. R. Dittmann, C. Eder, B. Jacobs (Hrsgg.). Münster: Ugarit-Verlag, 2003. Pp. 301–343.

18. Jacobs B. Satrapal Administration. A Companion to the Achaemenid Persian Empire. B. Jacobs, R. Rollinger (eds.). Hoboken: Wiley-Blackwell, 2021. Vol. 2. Pp. 835–857.

19. Khatchadourian L. Imperial Matter. Ancient Persia and the Archaeology of Empires. Oakland, California: University of California Press, 2016.

20. Kent R.G. Old Persian: Grammar, Texts, Lexicon. New Haven: American Oriental Society, 1950.

21. Lecoq P. Observations sur le sens du mot dahyu dans les inscriptions achéménides. Transeuphratène. 1990. Vol. 3. Pp. 131–139.

22. Lincoln B. Religion, Empire, and Torture. The Case of Achaemenian Persia. Chicago; London: The University of Chicago Press, 2007.

23. Lincoln B. Happiness for Mankind: Achaemenian Religion and the Imperial Project. Leuven: Peeters Publishers, 2012.

24. Rollinger R. Thinking and Writing about History in Teispid and Achaemenid Persia. Thinking, Recording, and Writing History in the Ancient World. K.A. Raaflaub (ed.). Hoboken: Wiley-Blackwell, 2014. Pp. 187–212.

25. Satō S. Miscellanea on the Achaemenid Empire. Orient. 1974. Vol. 10. Pp. 21–30.

26. Schmitt R. The Bisitun Inscriptions of Darius the Great. Old Persian Text. London: School of Oriental and African Studies, 1991.

27. Schmitt R. Zur Bedeutung von altpers. /dahyu-/. Studia Celtica et Indogermanica. Festschrift für Wolfgang Meid zum 70. Geburtstag. P. Anreiter, E. Jerem (eds.). Budapest: Archaeolingua Alapítvány, 1999. Pp. 443–452.

28. Schmitt R. The Old Persian Inscriptions of Naqshi-Rustam and Persepolis. London: School of Oriental and African Studies, 2000.

29. Schmitt R. Pseudo-altpersische Inschriften. Inschriftenfälschungen und moderne Nachbildungen in altpersischer Keilschrift. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie des Wissenschaften, 2007.

30. Schmitt R. Die altpersischen Inschriften der Achaimeniden. Editio minor mit deutscher Ubersetzung. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 2009.

31. Schmitt R. Wörterbuch der altpersischen Königsinschriften. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 2014.

32. Tuplin C.J. The administration of the Achaemenid Empire. Coinage and Administration in the Athenian and Persian Empires. I. Carradice (ed.). Oxford: British Archaeological Reports Oxford Ltd, 1987. Pp. 109–166.

33. Vogelsang W.J. The Rise and Organisation of the Achaemenid Empire. The Eastern. Iranian Evidence. Studies in the History of the Ancient Near East. Vol. III. Leiden; New York; Köln: E.J. Brill, 1992.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх