Библер и «нулевое время»

 
Код статьиS004287440001361-2-1
DOI10.31857/S004287440001361-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор, главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы154-160
Аннотация

Анализ ключевых понятий философии диалога культур Библера подводит к признанию значимости, для понимания этой философии, выдвинутой Малевичем идеи о «времени=0». Доведенное до предела понятие обязательно проходит через эту временную точку, которую можно назвать точкой трансдукции. Именно это важное для философии Библера понятие часто считают нелогическим. Но в момент преодоления нулевого значения времени в нем нет как ничего логического, так и нелогического. Только пройдя через «время=0», понятие логически определяется в иное – и мысленное, и экзистенциальное. Именно с «нулевым временем» может быть связана и такая способность интеллекта, которую Библер называл «догадничеством», способностью идентифицировать определенные события по неким сходным признакам, осуществлять переносы смыслов. Его задача – в теоретических текстах обнаружить проявление такого логического феномена, который формирует область диалога теоретика с самим собой. Библер называл это классической диалогикой. Диалог Библера не предполагает непременно диалога с конкретным собеседником. Речь идет о внутренней и внешней самососредоточенности.

Ключевые словаВ.С. Библер, культура, диалог, трансдукция, диалогика, логика, произведение, автор, «время=0»
Получено19.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов24383
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1

Этот год для нас – столетие со дня рождения философа, имя которому Владимир Соломонович Библер. Линия Библера – последняя по времени линия диалогической философии. Но он – создатель не только собственной философии, но и Школы, в которую помимо философов входили и психологи. Школа диалога культур (ШДК) имела двойное направление: прежде всего, это был семинар, который проходил во всех институтах, где работал Владимир Соломонович (а он работал в Горном институте, Институте истории естествознания и техники АН СССР, Институте всеобщей истории АН СССР в секторе методологии истории под руководством М.Я. Гефтера, Институте детской и педагогической психологии Академии педагогических наук), а главное, у него дома, и, во-вторых, это была школа-семинар для учителей, съезжавшихся со всех концов тогдашнего Союза, от Харькова до Красноярска, учителей, работавших по программе ШДК и развивавших собственные методы ведения уроков (Сергей Курганов, Анатолий Волынец и др.). Некоторых из нас пригласили поработать в школе. Возник клич: «Профессура, в школу!» И мы пошли. Я лично преподавала в Культурологическом лицее пять лет. Владимир Соломонович работал с учителями до конца жизни. А ещё именно он составил планы работы философского факультета РГГУ, где крохотный остаток этих планов сохраняется и по сей день: 1-й курс – античная философия, 2-й курс – средневековая, 3-й курс – нововременная и т.д. (никто уже о «диалоге культур» не помнит, но последовательность курсов всё та же). В 1991 г. появилась возможность организовать независимую, не связанную ни с какими институтами группу «Архэ»; в нее, помимо самого Владимира Соломоновича, вошли философы, среди которых были А.В. Ахутин и (до 1994 г.) я, и психологи (И.Е. Берлянд, Р.Р. Кондратов и др.). Позднее ее взяли на баланс РГГУ: одних сотрудников в Институт высших гуманитарных исследований, других на философский факультет.

2

ШДК – это одна из последних школ с признанным лидером, к которому ученики и коллеги (а на его семинары ходили и на них выступали самые разные люди, в том числе те, кому библеровская идея диалога была чужда) относились не просто почтительно, но с восхищением. Вадим Рабинович, один из самых ревностных почитателей Библера, посвятил ему на 80-летие октаву, где были такие строки: «Но есть, но был, но будет Соломоныч, // Как 19 октября, // Июль четвертый дружбе нашей в помочь – // До без числа и – аж до мартобря

3

Через два года после смерти Владимира Соломоновича стараниями И.Л. Берлянд и А.В. Ахутина был издан двухтомник «Замыслов» (2002). До этого появились: «О системе категорий диалектической логики» (Сталинабад, 1958), «Проблемы развивающегося понятия» (в соавторстве с А.С. Арсеньевым и Б.М. Кедровым, М., 1967), «Мышление как творчество» (М., 1975). Были маленькие брошюры «Нравственность. Культура. Современность» (М., 1988), изданный в Институте философии «ХVII век, или Спор логических начал» – воображаемая переписка, как обозначил Библер, основных героев Республики ученых, затем три книги в один, 1991-й, год: «Кант – Галилей – Кант», «Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры» и «От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век», а позже «Цивилизация и культура» (М., 1993), «Самостояние человека. Предметная деятельность в концепции Маркса и самодетерминация индивида» (Кемерово, 1993), «На гранях логики культуры. Книга избранных очерков» (М., 1997). Я помню обсуждение вышедших в 1991 г. книг: оно проходило в основном среди участников нашего семинара и близкого окружения, и его почти не было за пределами этого сообщества. Появилось несколько рецензий, мое интервью с Владимиром Соломоновичем, опубликованное в «Дружбе народов» стараниями Юрия Семеновича Герша (который знал и Библера, и М.Я. Гефтера еще по историческому факультету МГУ), какой-то диалог в «Комсомольской правде», где из всего сказанного Библером сохранилась одна реплика: «Нет!»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1568

Оценка читателей: голосов 0

1. Бахтин 1969 – Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1969.

2. Библер 1991 – Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991.

3. Библер 1997 – Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.

4. Рабинович 2010 – Рабинович В.Л. Имитафоры Рабиновича, или Небесный закройщик. М.: Захаров, 2010.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх