«Павлины?!», или Как Джеймс Уистлер (1834–1903) переформулировал «шинуазри» и отношения между заказчиком и исполнителем

 
Код статьиS086919080030184-9-1
DOI10.31857/S086919080030184-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, Заведующая отделом искусства и материальной культуры ИВ РАН
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН (ИВ РАН)
Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы134-143
Аннотация

Один из показательных образцов вмешательства китайского искусства в формулирование важнейших стилей конца XIX – начала XX века и его творческого тандема с остро популярной тогда в Европе культурой Японии, — знаменитый шедевр эстетизма и «англо-японского стиля» – Павлинья комната Джеймса Уистлера. Настала пора отрефлексировать эту работу не только при помощи ряда привычных стилистических этикеток, но и попытавшись понять, почему прославленный увраж причисляют к англо-японскому стилю, если ключевое произведение в комнате носит недвусмысленное название «Принцесса из Страны фарфора». Тесные связи между импрессионизмом, постимпрессионизмом и дальневосточными художественными влияниями хорошо известны, однако имеет смысл определить место шедевра Уистлера «Гармония в синем и золотом: Павлинья комната» в существовавшем с XVI в. ориенталистическом стиле и в давнем (с XVIII в.) увлечении Китаем. Основной стиль уникального произведения несомненно китайский (сине-белые вазы цинхуа-цы; 青花瓷, воображаемый портрет принцессы из Фарфоровой Страны, общая конструкция кабинета ученого (вэньфан; 文房) и сами золотые павлины, давшие комнате название), но Уистлер вдохновлялся и японскими пейзажными гравюрами задолго до Моне и Ван Гога, даже подражая работам Хокусая и Хиросигэ. Проанализировав влияния и историю создания комнаты, автор приходит к выводу, что ее следует не инерционно относить к англо-китайскому стилю, а ввести понятие «нео-шинуазри».

Ключевые словакитайское искусство, шинуазри, Дж. Уистлер, японизм, Юаньмин-юань, Дж. Кастильоне, Лан Шинин, китайский фарфор, павлины в искусстве
Источник финансирования«Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»)».
Получено04.03.2024
Дата публикации05.05.2024
Кол-во символов28632
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 «Павлинью комнату» Дж. Э. М. Уистлера (James Abbot McNeal Whistler; 1834–1903) (Илл. 1) традиционно относят к флагманам эстетизма (Aesthetic movement) – заметного культурного направления конца XIX в. с его декадентским бодлерианским лозунгом «искусства ради искусства». Этот изысканный пример английского ответвления стиля модерн признается высочайшим образцом изысканного англо-японскому стиля1, процветшего в викторианскую и эдвардианскую эпоху в лучших лондонских гостиных [Merrill, 1998, p. 59]. 1.  К основным представителям англо-японского стиля относят одного из отцов современного дизайна художника и теоретика Кристофера Дрессера (Christopher Dresser; 1834–1904), Эдварда Уильяма Годвина (Edward William Godwin, 1833–1886); специализировавшегося на комодах (в частности, в восточном стиле) владельца мебельной фирмы и мастера Джеймс Лэма (James Lamb; 1816–1903) и архитектора и дизайнера Филипа Уэбба (Philip Webb; 1931–1915), одного из отцов движения «Артс энд крафтс / Arts and Crafts / Искусства и ремесла», заложившего основы мирового промышленного дизайна.
2 И правда: в Павлиньей комнате мы найдем и японские золотые облака, привычные в живописи на ширмах, и кимоно, и веера, и общее воспоминание о красавицах Утамаро (1753–1806). Попытаемся же, рассмотрев некоторые «ориенталистические» работы Уистлера – как картины, так и предметы прикладного искусства – деконструировать Gesamtkunstwerk культового шедевра Уистлера и продемонстрировать, как этот художник трактовал дальневосточное искусство в целом и китайское в частности, удивительным образом сумев остаться верным его духу.
3
image1

4 Илл. 1. Современный вид «Павлиньей столовой» Дж. Э. М. Уистлера Галерея Фрира, Вашингтон, США Photo © Freer Gallery of Art, Washington, DC
5

Вопросы стиля: между эстетизмом и японизмом

6 Всемирно известного американо-английского мастера Джеймса Эббота Макнила Уистлера обычно по праву связывают не только с эстетическим направлением в культуре, но и с протоимпрессионистическим движением на Западе [Anderson, Koval, 1995]. Говоря об эстетизме, о дальневосточных стилях и о зарождении Нового искусства, манифестированного в первую очередь французским импрессионизмом, довольно сложно понять, какую именно роль сыграло в этой революции влияние искусств Восточной Азии, в какой мере это влияние были восприняты эстафетно, как наследие шинуазри XVIII века, а в какой напрямую – через японские гравюры и огромный массив произведений декоративно-прикладного искусства, хлынувшего в Европу, в частности, после захвата в 1860 г.  пекинского дворцово-паркового ансамбля Юаньмин-юаня и его «Строений Западного океана» – Европейского квартала Сиянлоу, уже проделавшего половину работы по адаптации китайского искусства к европейскому и наоборот [Дубровская, 2023].
7 Хронология и логика происшедшего закономерны: 1860 год – разграбление Юаньмин-юаня, получившее огромный резонанс в Европе – как общественно-политический (см. письма Виктора Гюго и Л. Н. Толстого в вышеупомянутой статье о Сиянлоу), так и культурный: что до Уистлера, то в 1864 г. он пишет картину «Принцесса из Страны фарфора», а в 1876–1877 годах расписывает «японскую столовую» в лондонской резиденции Фредерика Лейланда и включает в нее «Принцессу». Первая инстинктивная реакция Европы на вливание большого массива драгоценных китайских предметов (конечно же, добытых не только в Юаньмин-юане) была ожидаема: переработать, сделать своего рода ресайклинг, переосмыслить и стилизовать (реакция в стиле шинуазри, когда, скажем, китайские вазы превращаются в центральный элемент люстр императрицы Евгении (1826–1920) в Фонтенбло и вешаются под потолком вверх ногами [Li, 2012]). Трактовка дальневосточных мотивов в лондонской гостиной Лейланда уже совсем иная – гораздо более осмысленная и элегантная.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 69

Оценка читателей: голосов 0

1. Дубровская Д.В. Лан Шинин, или Джузеппе Кастильоне при дворе Сына Неба. М.: ИВ РАН, 2018.

2. Дубровская Д. В. Сиянлоу – «Строения Западного океана»: блеск, нищета и уроки руины. Восток (Oriens). 2023. № 6. C. 73–90.

3. Лай Юйчи (賴毓芝). Образ, знание и империя: изображения казуаров в Цинских дворцах (圖像, 知識與帝國:清宮的食火雞圖繪; Тусян, чжиши юй диго: Цингун де шихоцзи). Гугун сюэшу цзикань (故宮學術季刊). 2011. No. 29(2). C. 1–75.

4. Anderson R. K., Koval A. James McNeill Whistler: Beyond the Myth. New York: Carroll & Graf, 1995.

5. Catlin R. Whistler’s ‘Peacock Room’ Open After Weeks of Restoration. Smithsonian Magazine. 29 September 2022. URL: https://www.smithsonianmag.com/smithsonian-institution/whistlers-peacock-room-open-after-weeks-of-restoration-180980835/ (дата обращения 31.10.2023).

6. Edwards O.The Story Behind the Peacock Room’s Princess. Smithsonian, 2011. URL: https://web.archive.org/web/20120510082602/http:/www.smithsonianmag.com/arts-culture/The-Story-Behind-the-Peacock-Rooms-Princess.html (дата обращения 31.10.2023).

7. Freer Gallery of Art; Arthur M. Sackler Gallery; Wayne State University’s Library System. Visual History. London. 2014. The Story of the Beautiful. URL: http://www.peacockroom.wayne.edu/history-london (дата обращения 31.10.2023).

8. Guducci M. Darren Waterston’s Filthy Lucre Is Whistler’s Peacock Room on Acid. New York Times, 2015 URL: http://www.vogue.com/13261269/filthy-lucre-is-a-beautiful-nightmare/ (дата обращения 09.10.2020).

9. Harmony in Blue and Gold: The Peacock Room. Smithsonian. National Museum of Asian Art. URL: https://www.si.edu/object/harmony-blue-and-gold-peacock-room%3Afsg_F1904.61 (дата обращения 31.10.2023).

10. Hogarty S. B. Frame Work: The Gold Scab: Eruption in Frilthy Lucre (The Creditor) by James McNeill Whistler. De Young. URL: https://deyoung.famsf.org/blog/framework-gold-scab-eruption-frilthy-lucre-creditor-james-mcneill-whistler (дата обращения 09.10.2020).

11. Kim D. When James Abbott McNeil Whistler Sued His Harshest Critic — and Won. Artsy. 2018. URL: https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-james-abbott-mcneill-whistler-sued-harshest-critic-won (дата обращения 03.03.2024).

12. Li. L.M. Collecting Loot. MIT Visualising Cultures. 2012. URL: https://visualizingcultures.mit.edu/garden_perfect_brightness_03/ymy3_essay03.html (дата обращения 03.03.2024).

13. Merrill L. The Peacock Room: A Cultural Biography. Washington: Freer Gallery of Art, Smithsonian Institution; New Haven and London: Yale University Press, 1998.

14. Older C. D. American Artists’ Frames: Paintings, Environments, and Viewers, 1860–1920. Santa Barbara: University of California, 2007.

15. Peters L. N. James McNeill Whistler. New York City: Smithmark, 1996.

16. Robins E., Pennell J. The Whistler Journal. Philadelphia: J. B. Lippincott Co., 1921.

17. Schulz M. F. Paradise Preserved: Recreations of Eden in Eighteenth – and Nineteenth Century England. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.

18. Whistler’s Famed Peacock Room, ‘Vibrant and Revamped’, Reopens Following Major Conservation Project. The Art Newspaper. 2022. URL: https://www.theartnewspaper.com/2022/09/02/whistler-peacock-room-conservation-smithsonian-freer-gallery (дата обращения 31.10.2023).

19. Whistler J. McN. Noblesse Oblige. The Gentle Art of Making Enemies. New York City: Stokes. Pp. 174–175.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх