Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы

 
Код статьиS013216250012904-7-1
DOI10.31857/S013216250012904-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор-исследователь кафедры социологии и технологий
Аффилиация: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Должность: профессор кафедры социологии и технологий
Аффилиация: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 3
Страницы17-27
Аннотация

Статья посвящена социологическому видению проблемы образовательной неуспешности российских студентов. На материалах исследований и рассмотрения реальных образовательных практик высшей школы доказывается острота поставленной проблемы. Аргументируется тезис об ограниченности педагогического измерения образовательной неуспешности студентов и необходимости ее социологической интерпретации. Последняя осуществляется в статье на трех уровнях – общностном, организационном, институциональном. В рамках авторского социологического исследования дается характеристика образовательно неуспешного студенчества. Оно рассматривается на организационном уровне в системе внутриуниверситетского взаимодействия научно-педагогического и управленческого персонала. Поставленная проблема трактуется в разрезе институциональных разрывов и противоречий, характеризующих отношения между высшим образованием и институтами общества и детерминирующих образовательную неуспешность. Раскрываются социальные факторы, оказывающие влияние на образовательную неуспешность студентов.

Ключевые словаобразовательная неуспешность, высшее образование, студенчество, университеты
Источник финансированияПри финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016.
Получено19.03.2021
Дата публикации26.03.2021
Кол-во символов31788
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1150

Оценка читателей: голосов 0

1. Валеева Д.Р., Докука С.В., Юдкевич М.М. Разрыв дружеских связей при академическом неуспехе: социальные сети и пересдачи у студентов // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 8–24.

2. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86–93.

3. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 2. С. 60–81.

4. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах // Мир России. 2019. Т. 28. № 2. С. 98–124.

5. Индикаторы образования: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

6. Ключарев Г.А. О подготовке инженерных кадров для наукоемких производств (взгляд работодателей) // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 51–59.

7. Латов Ю.В., Ключарев Г.А. Неформальные «правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. 2015. № 2. С. 31–42.

8. Макеев П.А. Репетиторство в России: описание явления на основе онлайн-платформ // Journal of Institutional Studies. 2019. Т. 11. № 4. С. 106–120.

9. Рябова Т.В. Личностные характеристики преподавателей как предикторы академической неуспеваемости студентов младших курсов // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 199–205.

10. Селиверстова Н.А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. Т. 46. № 3. С. 71–77.

11. Шмелева Е.Д., Фрумин И.Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 110–136.

12. Duguet A., Mener M.L., Morlaix S. The key predictors of success in university in France: What are the contributing factors and possible new directions in educational research? // International Journal of Higher Education. 2016. №5(3). P. 222–235.

13. Herbaut E. Overcoming failure in higher education: Social inequalities and compensatory advantage in dropout patterns // Acta Sociologica. 2020. № 0001699320920916.

14. Kuh G.D., Kinzie J., Buckley J.A., Bridges B.K., Hayek J.C. Piecing together the student success puzzle: research, propositions, and recommendations: ASHE Higher Education Report, vol. 116. USA: John Wiley & Sons, 2011.

15. Lane M., Moore A., Hooper L. Dimensions of student success: a framework for defining and evaluating support for learning in higher education // Higher Education Research & Development. 2019. Vol. 38. № 5. P. 954–968.

16. Tinto V. Student Retention and Graduation: Facing the Truth, Living with the Consequences. Washington, DC: The Pell Institute, 2004.

17. Pinto L.H., He K. In the eyes of the beholder': the influence of academic performance and extracurricular activities on the perceived employability of Chinese business graduates // Asia Pacific Journal of Human Resources. 2019. Vol. 57. № 4. P. 503–527.

18. Sarra A., Fontanella L., Di Zio S. Identifying students at risk of academic failure within the educational data mining framework // Social Indicators Research. 2019. Vol. 146. № 1-2. P. 41–60.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх