Lakhmids After the Lakhmid State: Last Members of the Dynasty at the Service of the Sasanids

 
PIIS086919080030082-7-1
DOI10.31696/S086919080030082-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 3
Pages34-44
Abstract

The Lakhmids, Arab rulers of Ḥīra, served the Sasanids as governors over Arabic tribes since the second half of the 3rd century. The last Lakhmid, al-Nuˁmаn III was dismissed by Sasanid king Khusrō II Abarwēz (590–628) in 601. Although this shows that Khusraw II no longer trusted the Lakhmids as governors, some of them were employed by Sasanids as commanders in the early 630-es. According to the ‘Book of apostasy from Islam’ (Kitаb al-ridda) ascribed to al-Wаḳidī and Ibn Ḥubaysh’s history of the beginnings of Islam, al-Mundhir, son of al-Nuˁmаn III, was appointed by the Sasanid king as chief of the Banū Bakr Ibn Wаˀil tribe (which had abandoned Islam) and dispatched to fight for al-Baḥrayn region. Although such accounts do not appear in the principal sources (such as histories by al-Balаdhurī and al-Ṭabarī), they do not seem false. In fact, al-Mundhir was appointed governor of the Arab tribes of the al-Baḥrain region instead of al-Mundhir Ibn Sаwī who had died shortly before. A token of al-Mundhir’s status was a diadem which he received from the Sasanids. Slightly later, another Lakhmid, Ḳаbūs, son of Ḳаbūs Ibn al-Mundhir, fought for the Sasanids against the Muslims who had attacked Iraq. So, the dismissal of al-Nuˁmаn III did not bring about a persecution of the Lakhmid family. Its members survived and kept their high position till the 630-es. The Sasanids called them to their service when that was necessary. This seems to be an example of the Sasanids’ policy towards the Arabs.

KeywordsSasanids, Lakhmids, Khusro II Abarwez, pre-Islamic Arabia
AcknowledgmentSalary at IV RAN
Received25.02.2024
Publication date16.06.2024
Number of characters28676
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Смещение сасанидским царём Хосровом II Парвизом (590–628) подчинённого ему лахмидского правителя Хиры ан-Нуʻмана III (579–601), впоследствии казнённого или умершего в темнице, во многом стало поворотным пунктом в истории правления Сасанидов в южной части приевфратского региона. Прервав правление династии, представители которой управляли арабскими племенами в качестве наместников Сасанидов с середины III в., Хосров не назначил вместо ан-Нуʻмана никого из рода лахмидских царей. Возможное объяснение такого решения предложено автором этих строк в ранее опубликованных работах [Мишин, 2017, с. 261–263; Мишин, После Лахмидов, 2022, с. 105–107]; здесь имеет смысл повторить основной вывод, сделанный в них: Хосров утратил доверие к Лахмидам в целом и более не считал их способными выполнять главную стоявшую перед ними задачу – обеспечивать власть Сасанидской державы над арабскими племенами северо-востока Аравии. Естественно предполагать, что для членов царского рода Лахмидов происшедшее могло обернуться опалой, если не гонениями. Лахмиды надолго исчезают из источников, но затем вновь появляются в них уже в иной исторической обстановке, в связи с подчинением северо-восточной Аравии власти Халифата. Задача настоящего исследования состоит в том, чтобы попытаться на основании имеющихся сведений представить себе, как сложилась судьба Лахмидов после смещения и гибели ан-Нуʻмана III, и каковы могли быть их отношения с сасанидским царём.
2 О том, как северо-восточная оконечность Аравийского полуострова была подчинена власти Халифата, мы знаем практически исключительно из средневековых мусульманских повествовательных источников, которые, однако, сохранили немало различных рассказов об этих событиях. Внимание авторов этих рассказов сосредоточено на разных аспектах происходившего; об одном из последних Лахмидов подробнее всего повествуется в «Книге об отпадении от ислама» (Kitāb al-ridda), приписываемой ал-Вакиди (747/8–822):
3 «Причиной отпадения жителей ал-Бахрайна1 от ислама стало то, что некоторые из [бану] Бакр ибн Ваʼил были враждебны к племенам [бану] ʻАбд ал-Кайс – а те [жили] в области ал-Бахрайн, придерживались ислама и не отпали от него вместе с теми, кто это сделал. А те из [бану] Бакр ибн Ваʼил, кто отпал от ислама, говорили между собой: “Давайте вернём царскую власть дому ан-Нуʻмана ибн ал-Мунзира2: ведь он более достоин её, чем Ибн Аби Кухафа3” […] Так они и решили сделать, и некоторые из их предводителей (ruˀasāˀ) и знатных людей (ahl al-sharaf) отправились в путь и явились к Кисра, царю персов4. Они испросили разрешения войти к нему, и он разрешил им. Они приветствовали его так, как приветствуют царей. Кисра сказал: “Что побудило вас приехать, арабы?” Они ответили: “Умер человек, которым гордились курайшиты и остальные мудариты5” – имея в виду Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! – “и после него у власти встал заместитель (khalīfa), слабый телом и рассудком; наместник его уехал к своим, так что область ал-Бахрайн ныне брошена, и нет в ней никого, кто держался бы ислама, за исключением горстки [бану] ʻАбд ал-Кайс – но для нас они – ничто, у нас больше и конных, и пеших. Итак, если бы ты послал человека захватить её (область ал-Бахрайн. – Д.М.), никто не стал бы противодействовать ему в этом” […] Тогда Кисра сказал: “И кого бы вы хотели, чтобы я послал с вами в ал-Бахрайн?” Они ответили: “Того, кого захочет [послать] царь”. Он сказал: “Что вы скажете об ал-Мунзире, сыне ан-Нуʻмана ибн ал-Мунзира?” Они ответили: “О царь! Он угоден нам, и не нужен нам никто вместо него” […] Тогда Кисра послал к ал-Мунзиру ибн ан-Нуʻману – а тот был тогда совсем молод, и борода только пробивалась на лице его – вызвал его к себе, пожаловал ему одеяние, короновал его тиарой, устроил ему почётное шествие с сотней конных, поставил под его начало семь тысяч всадников и пеших и принял решение отправить его вместе с [бану] Бакр бин Ваʼил в ал-Бахрайн […] Ал-Мунзир ибн ан-Нуʻман приготовился ехать с прибывшими. А Кисра пожалел о том, чтό сделал, и стал говорить своим сановникам: “Никогда ещё не делал я того, что сделал [теперь], юнцу, не разбирающемуся в делах – а я поставил его главой над арабами. Не должно было так случиться!” […] Это дошло до ал-Мунзира ибн ан-Нуʻмана, он пошёл и явился к Кисра, приветствовал его, как приветствуют царей, встал перед ним, а затем обратился к находившимся при дворе царя арабам и сказал: “Потрудитесь, растолкуйте то, что скажу я”. Затем прочитал он стихи: 1.  В Средние века название ал-Бахрайн применялось к аравийскому берегу Персидского залива от Басры до Омана. Границей между ал-Бахрайном и Оманом был Джулфар [Yāḳūt, 1977, vol. 1, p. 347], находившийся на территории нынешней Раʼс ал-хаймы.

2.  Т.е. ан-Нуʻмана III, сына ал-Мунзира IV (574–578).

3.  Т.е. «праведный халиф» Абу Бакр (632–634).

4.  Кисра (Kisrā) – арабская передача имени «Хосров», вероятно – через промежуточную сирийскую форму K.s.rōn (точками обозначены гласные, правильное чтение которых точно не установлено). Это слово первоначально относилось к Хосрову I Ануширвану (531–579), хорошо известному среди арабов, но с течением времени стало обозначать сасанидского царя вообще. Сказать, кто назван Кисра в данном рассказе (за исключением приводимого далее стиха, см. ниже), трудно. События, о которых идёт речь, т.е. отпадение бакритов ал-Бахрайна от ислама и их борьба с Халифатом, относятся в источниках к 11 году хиджры (31 марта 632 – 19 марта 633) [Annales, 1890, p. 1960–1971; Ibn al-Athīr, 1987, vol. 2, p. 225–227; Khalīfa Ibn Khayyāṭ, 1967, pt. 1, p. 83]. Хронологию можно определить и точнее: отпадение арабских племён от ислама началось через некоторое время после смерти Мухаммада (8 июня 632 г.), а ал-Мунзир, сын ан-Нуʻмана III, был, как показано ниже, правителем в течение 8 месяцев. Поэтому назначение ал-Мунзира следует относить ко второй половине 632 г., а его поражение при Джуваса – к первой половине 633 г. На данном отрезке, как автор этих строк надеется показать в отдельной работе, история Сасанидов неясна; у власти стоял либо Хормузд, либо Фаррох-зад Хосров.

5.  Т.е. племена, принадлежавшие к объединению мудар, в которое входили и курайшиты.

Number of purchasers: 0, views: 17

Readers community rating: votes 0

1. Abū-l-Faradj al-Aṣbahānī. Kitāb al-aghānī [Book of Songs. Ed. A. al-Shinḳīṭī. Cairo, 1905 (in Arabic)].

2. Abū-l-Khayr M.ˁA. Dīwān ḥurūb al-ridda [A Collection [of Poetry] Related to the Wars of Apostasy from Islam (al-ridda). Amman: Djuhayna, 2004 (in Arabic)].

3. al-Āmidī. al-Muˀtalif wa al-mukhtalif fī asmāˀ al-shuˁarāˀ wa kunā-hum wa alḳābi-him wa ansābi-him wa baˁḍ shiˁri-him [The Disputed and the Undisputed of the Poets’ Names, Kunyas, Nicknames, Genealogies and of Some of Their Verses. Ed. F. Krenkow. Beirut: Dаr al-kutub al-ˁilmiyya, 1982 (in Arabic)].

4. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed Ibn Djarir at-Tabari. Ed. M.J. De Goeje. Prima series. II. Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881–1882. IV. Rec. P. De Jong, E. Prym. Lugduni Batavorum, 1890.

5. al-Balādhurī. Futūḥ al-buldān [Conquests of the Countries, by ... al-Balаdhurī. Ed. ˁA.A. al-Ṭabbаˁ. Beirut: Muˀassasat al-maˁаrif, 1987 (in Arabic)].

6. Garbers K. Eine Ergänzungen zur Sachaus Ausgabe von al-Bīrūnīs „Chronologie orientalischer Völker“. Documenta islamica inedita. Berlin: Akademie-Verlag, 1952. S. 45–68.

7. Ḥamza al-Iṣfahānī. Kitāb tārīkh sunī mulūk al-arḍ wa al-anbiyāˀ [Book on the History of the Years of the Kings of the Earth and of the Prophets. Berlin: Kaviani GmbH, 1921/22 (in Arabic)].

8. Histoire nestorienne (Chronique de Séert). Seconde partie (II). Ed. A. Scher, R. Griveau // Patrologia Orientalis. Ed. R. Graffin, F. Nau. Paris: Firmin-Didot et Cie, 1919. P. 435–639.

9. Ibn al-Athīr. al-Kāmil fī al-tārīkh [Complete Presentation of History. Ed. A.ˁA. al-Ḳаḍī. Beirut: Dаr al-kutub al-ˁilmiyya, 1987 (in Arabic)].

10. Ibn al-Farrāˀ. Kitāb rusul al-mulūk wa man yaṣluḥu li al-risāla wa al-sifāra [Book on Ambassadors of Rulers and on Those Fitting to Be Sent to Missions and to Be Envoys. Ed. Ṣ. al-Munadjdjid. Beirut: Dаr al-kitаb al-djadīd, 1993 (in Arabic)].

11. Ibn Ḥabīb. Kitāb al-muḥabbar [Book of Embellished [Presentation]. Ed. I. Lichtenstädter. Hyderabad: Dаˀirat al-maˁаrif al-ˁuthmаniyya, 1942 (in Arabic)].

12. Ibn Hishām. Sīrat al-Nabī [Biography of the Prophet, by ... Ibn Hishаm. Ed. M.F. al-Sayyid. Tanta: Dаr al-ṣaḥаba li-l-turаth bi-Ṭanṭа, 1995 (in Arabic)].

13. Ibn Ḥubaysh. Kitāb al-ghazawāt [Book of Warring Expeditions. Ed. A. Ghunaym. Cairo: Maṭbaˁat Ḥassаn, 1983 (in Arabic)].

14. Ibn Saˁd. Kitāb al-ṭabaḳāt al-kabīr [Big Book of Classes. Ed. ˁA.M. ˁUmar. Cairo: Maktabat al-Khаndjī, 2001 (in Arabic)].

15. Ibn Salām. Kitāb al-nasab [Book of Genealogies. Ed. M.M.Kh. al-Darˁ. Beirut: Dаr al-fikr, 1989 (in Arabic)].

16. al-Kalāˁī. al-Iktifāˀ bi-mā taḍammana-hu min maghāzī Rasūl Allāh wa al-thalātha al-khulafāˀ [A Presentation, with Sufficient Content, of the Campaigns Made by the Messenger of Allah and the Three Caliphs. Ed. M.K.ˁI. ˁAlī. Beirut: Dаr al-kutub, 1997 (in Arabic)].

17. al-Kalbī. Djamharat al-nasab [Collection of Genealogies. Ed. N. Ḥasan. Beirut: ˁАlam al-kutub, 1986 (in Arabic)].

18. Khalīfa Ibn Khayyāṭ Ibn Khayyāṭ. Tārīkh [History by Khalīfa Ibn Khayyаṭ. Ed. A.Ḍ. al-ˁUmarī. Najaf: Maṭbaˁat al-adаb, 1967 (in Arabic)].

19. al-Khwārazmī. Mafātīḥ al-ˁulūm [Keys to Sciences. Ed. I. Al-Abyаrī. Beirut: Dаr al-kitаb al-ˁarabī, 1989 (in Arabic)].

20. Ḳudāma Ibn Djaˁfar. al-Kharādj wa ṣināˁat al-kitāba [[Books on] the Land Tax and the Art of the Scribe, by Ḳudаma Ibn Djaˁfar. Ed. M.Ḥ. al-Zubaydī. Baghdad: Dаr al-ḥurriyya li-l-ṭibаˁa, 1981 (in Arabic)].

21. al-Kūfī. Kitāb al-futūḥ [Book of Conquests. Ed. ˁA. Shīrī. Beirut: Dаr al-aḍwаˀ, 1991 (in Arabic)].

22. Le livre de la création et de l’histoire de Motahhar ben Ṭâhir el-Maqdisî attribué à Abou-Zéïd Aḥmed ben Sahl el-Balkhî. Pub. et tr. Cl. Huart. T. III. Paris, 1903.

23. Maris, Amri et Slibae de patriarchiis nestorianorum commentaria. Ed. H. Gismondi. Pars prior. Maris textus arabicus. Romae, 1899.

24. Mishin D.E. Istoriya gosudarstva Lahmidov [A History of the Lakhmid State. Moscow: OOO “Sadra”, 2017 (in Russian)].

25. Mishin D.E. Hawdha Ibn ˁAlī al-Ḥanafī. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Series 13. Vostokovedeniye, no. 2. P. 102–117 (in Russian)].

26. Mishin D.E. Posle Lahmidov: politika Sasanidov po otnosheniyu k arabam Prievfratskogo regiona v pervoy treti VII v. [After the Lakhmids: Sassanid Politics Towards the Arabs of the Lower Euphrates Region in the First Third of the 7th c. Istoricheskiy vestnik. Vol. 42. 2022. P. 102–129 (in Russian)].

27. Mishin D.E. Where Was Madīnat al-Khaṭṭ, the Sasanid Stronghold in North-Eastern Arabia? Vostok (Oriens). 2020. No. 1. P. 8–16.

28. Nawādir al-makhṭūṭāt. al-Madjmūˁa al-sādisa. Kitāb asmāˀ al-mughtālīn min al-ashrāf fī al-djāhiliyya wa al-islām wa asmāˀ man ḳutila min al-shuˁarāˀ li Muḥammad bin Ḥabīb [Rare Manuscripts. Ed. ˁA. Hаrūn. Volume 6. Book on the Names of Noblemen Assassinated in the Times of Djаhiliyya and Islam, and on the Names of the Poets Who Were Killed, by Muḥammad Ibn Ḥabīb. Cairo: Sharikat maktabat wa maṭbaˁat Muṣṭafа al-Bаbī al-Ḥalabī wa awlаdi-hi bi-Miṣr, 1973 (in Arabic)].

29. al-Wāḳidī. Kitāb al-ridda [Book of Apostasy from Islam. Ed. Y. al-Djаbūrī. Beirut: Dаr al-gharb al-islаmī, 1990 (in Arabic)].

30. Yāḳūt. Muˁdjam al-buldān [Reference-Books on Regions and Settlements. Beirut: Dаr Ṣаdir, 1977 (in Arabic)].

Система Orphus

Loading...
Up