Лахмиды после государства Лахмидов: последние представители династии на службе у Сасанидов

 
Код статьиS086919080030082-7-1
DOI10.31696/S086919080030082-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы34-44
Аннотация

Лахмиды представляли собой династию арабских правителей Хиры, которые начиная со второй половины III в. служили Сасанидам как наместники над арабскими племенами Приевфратского региона и северо-восточной Аравии. Последний представитель этой династии, ан-Нуʻман III был смещён сасанидским царём Хосровом II Парвизом (590–628) в 601 г. Хотя отстранение Лахмидов от власти указывает на то, что Хосров II более не доверял им как наместникам, в 30-е гг. VII в. некоторые представители рода вновь появляются на исторической сцене как военачальники на службе у Сасанидов. Согласно «Книге об отпадении от ислама», приписываемой ал-Вакиди, и истории первых лет ислама Ибн Хубайша ал-Мунзир, сын ан-Нуʻмана III, был поставлен сасанидским царём во главе отпавших от ислама бану Бакр ибн Ваʼил и отправлен воевать за область ал-Бахрайн против Халифата. Хотя сообщения об этом не встречаются в основных источниках по данному периоду, например, трактатах ал-Балазури или ат-Табари, оснований отвергать достоверность рассказов об ал-Мунзире нет. Анализ сведений источников и исторического контекста позволяет заключить, что ал-Мунзир был назначен правителем арабских племён ал-Бахрайна вместо умершего незадолго до этого ал-Мунзира ибн Сави; одним из знаков его власти стала полученная от Сасанидов тиара. Несколько позже, во время мусульманского завоевания юго-западного Ирака, на стороне Сасанидов выступал Лахмид по имени Кабус, сын Кабуса ибн ал-Мунзира. Тем самым, смещение ан-Нуʻмана III не повлекло за собой репрессии над царским родом Лахмидов в целом. Его представители дожили до 30-х гг. VII в., сохраняя высокое положение и престиж среди арабских племён. При необходимости Сасаниды вновь призвали их на службу. В этом можно видеть пример осуществления политики Сасанидов по отношению к арабам.

Ключевые словаСасаниды, Лахмиды, Хосров II Парвиз, доисламская Аравия
Источник финансированияЗарплата в ИВ РАН
Получено25.02.2024
Дата публикации16.06.2024
Кол-во символов28676
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Смещение сасанидским царём Хосровом II Парвизом (590–628) подчинённого ему лахмидского правителя Хиры ан-Нуʻмана III (579–601), впоследствии казнённого или умершего в темнице, во многом стало поворотным пунктом в истории правления Сасанидов в южной части приевфратского региона. Прервав правление династии, представители которой управляли арабскими племенами в качестве наместников Сасанидов с середины III в., Хосров не назначил вместо ан-Нуʻмана никого из рода лахмидских царей. Возможное объяснение такого решения предложено автором этих строк в ранее опубликованных работах [Мишин, 2017, с. 261–263; Мишин, После Лахмидов, 2022, с. 105–107]; здесь имеет смысл повторить основной вывод, сделанный в них: Хосров утратил доверие к Лахмидам в целом и более не считал их способными выполнять главную стоявшую перед ними задачу – обеспечивать власть Сасанидской державы над арабскими племенами северо-востока Аравии. Естественно предполагать, что для членов царского рода Лахмидов происшедшее могло обернуться опалой, если не гонениями. Лахмиды надолго исчезают из источников, но затем вновь появляются в них уже в иной исторической обстановке, в связи с подчинением северо-восточной Аравии власти Халифата. Задача настоящего исследования состоит в том, чтобы попытаться на основании имеющихся сведений представить себе, как сложилась судьба Лахмидов после смещения и гибели ан-Нуʻмана III, и каковы могли быть их отношения с сасанидским царём.
2 О том, как северо-восточная оконечность Аравийского полуострова была подчинена власти Халифата, мы знаем практически исключительно из средневековых мусульманских повествовательных источников, которые, однако, сохранили немало различных рассказов об этих событиях. Внимание авторов этих рассказов сосредоточено на разных аспектах происходившего; об одном из последних Лахмидов подробнее всего повествуется в «Книге об отпадении от ислама» (Kitāb al-ridda), приписываемой ал-Вакиди (747/8–822):
3 «Причиной отпадения жителей ал-Бахрайна1 от ислама стало то, что некоторые из [бану] Бакр ибн Ваʼил были враждебны к племенам [бану] ʻАбд ал-Кайс – а те [жили] в области ал-Бахрайн, придерживались ислама и не отпали от него вместе с теми, кто это сделал. А те из [бану] Бакр ибн Ваʼил, кто отпал от ислама, говорили между собой: “Давайте вернём царскую власть дому ан-Нуʻмана ибн ал-Мунзира2: ведь он более достоин её, чем Ибн Аби Кухафа3” […] Так они и решили сделать, и некоторые из их предводителей (ruˀasāˀ) и знатных людей (ahl al-sharaf) отправились в путь и явились к Кисра, царю персов4. Они испросили разрешения войти к нему, и он разрешил им. Они приветствовали его так, как приветствуют царей. Кисра сказал: “Что побудило вас приехать, арабы?” Они ответили: “Умер человек, которым гордились курайшиты и остальные мудариты5” – имея в виду Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! – “и после него у власти встал заместитель (khalīfa), слабый телом и рассудком; наместник его уехал к своим, так что область ал-Бахрайн ныне брошена, и нет в ней никого, кто держался бы ислама, за исключением горстки [бану] ʻАбд ал-Кайс – но для нас они – ничто, у нас больше и конных, и пеших. Итак, если бы ты послал человека захватить её (область ал-Бахрайн. – Д.М.), никто не стал бы противодействовать ему в этом” […] Тогда Кисра сказал: “И кого бы вы хотели, чтобы я послал с вами в ал-Бахрайн?” Они ответили: “Того, кого захочет [послать] царь”. Он сказал: “Что вы скажете об ал-Мунзире, сыне ан-Нуʻмана ибн ал-Мунзира?” Они ответили: “О царь! Он угоден нам, и не нужен нам никто вместо него” […] Тогда Кисра послал к ал-Мунзиру ибн ан-Нуʻману – а тот был тогда совсем молод, и борода только пробивалась на лице его – вызвал его к себе, пожаловал ему одеяние, короновал его тиарой, устроил ему почётное шествие с сотней конных, поставил под его начало семь тысяч всадников и пеших и принял решение отправить его вместе с [бану] Бакр бин Ваʼил в ал-Бахрайн […] Ал-Мунзир ибн ан-Нуʻман приготовился ехать с прибывшими. А Кисра пожалел о том, чтό сделал, и стал говорить своим сановникам: “Никогда ещё не делал я того, что сделал [теперь], юнцу, не разбирающемуся в делах – а я поставил его главой над арабами. Не должно было так случиться!” […] Это дошло до ал-Мунзира ибн ан-Нуʻмана, он пошёл и явился к Кисра, приветствовал его, как приветствуют царей, встал перед ним, а затем обратился к находившимся при дворе царя арабам и сказал: “Потрудитесь, растолкуйте то, что скажу я”. Затем прочитал он стихи: 1.  В Средние века название ал-Бахрайн применялось к аравийскому берегу Персидского залива от Басры до Омана. Границей между ал-Бахрайном и Оманом был Джулфар [Yāḳūt, 1977, vol. 1, p. 347], находившийся на территории нынешней Раʼс ал-хаймы.

2.  Т.е. ан-Нуʻмана III, сына ал-Мунзира IV (574–578).

3.  Т.е. «праведный халиф» Абу Бакр (632–634).

4.  Кисра (Kisrā) – арабская передача имени «Хосров», вероятно – через промежуточную сирийскую форму K.s.rōn (точками обозначены гласные, правильное чтение которых точно не установлено). Это слово первоначально относилось к Хосрову I Ануширвану (531–579), хорошо известному среди арабов, но с течением времени стало обозначать сасанидского царя вообще. Сказать, кто назван Кисра в данном рассказе (за исключением приводимого далее стиха, см. ниже), трудно. События, о которых идёт речь, т.е. отпадение бакритов ал-Бахрайна от ислама и их борьба с Халифатом, относятся в источниках к 11 году хиджры (31 марта 632 – 19 марта 633) [Annales, 1890, p. 1960–1971; Ibn al-Athīr, 1987, vol. 2, p. 225–227; Khalīfa Ibn Khayyāṭ, 1967, pt. 1, p. 83]. Хронологию можно определить и точнее: отпадение арабских племён от ислама началось через некоторое время после смерти Мухаммада (8 июня 632 г.), а ал-Мунзир, сын ан-Нуʻмана III, был, как показано ниже, правителем в течение 8 месяцев. Поэтому назначение ал-Мунзира следует относить ко второй половине 632 г., а его поражение при Джуваса – к первой половине 633 г. На данном отрезке, как автор этих строк надеется показать в отдельной работе, история Сасанидов неясна; у власти стоял либо Хормузд, либо Фаррох-зад Хосров.

5.  Т.е. племена, принадлежавшие к объединению мудар, в которое входили и курайшиты.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 9

Оценка читателей: голосов 0

1. Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М.: ООО «Садра», 2017.

2. Мишин Д.Е. После Лахмидов: политика Сасанидов по отношению к арабам Приевфратского региона в первой трети VII в. // Исторический вестник. Т. 42, 2022. С. 102–129.

3. Мишин Д.Е. Хауза ибн ʻАли ал-Ханафи // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. №2. С. 102–117.

4. Abū-l-Faradj al-Aṣbahānī. Kitāb al-aghānī. Ed. A. al-Shinḳīṭī. Cairo, 1905.

5. Abū-l-Khayr M.ˁA. Dīwān ḥurūb al-ridda. Amman: Djuhayna, 2004.

6. al-Āmidī. al-Muˀtalif wa al-mukhtalif fī asmāˀ al-shuˁarāˀ wa kunā-hum wa alḳābi-him wa ansābi-him wa baˁḍ shiˁri-him. Ed. F. Krenkow. Beirut: Dаr al-kutub al-ˁilmiyya, 1982.

7. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed Ibn Djarir at-Tabari. Ed. M.J. De Goeje. Prima series. II. Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881–1882. IV. Rec. P. De Jong, E. Prym. Lugduni Batavorum, 1890.

8. al-Balādhurī. Futūḥ al-buldān. Ed. ˁA.A. al-Ṭabbаˁ. Beirut: Muˀassasat al-maˁаrif, 1987.

9. Garbers K. Eine Ergänzungen zur Sachaus Ausgabe von al-Bīrūnīs „Chronologie orientalischer Völker“ // Documenta islamica inedita. Berlin: Akademie-Verlag, 1952. S. 45–68.

10. Ḥamza al-Iṣfahānī. Kitāb tārīkh sunī mulūk al-arḍ wa al-anbiyāˀ. Berlin: Kaviani GmbH, 1921/22.

11. Histoire nestorienne (Chronique de Séert). Seconde partie (II). Ed. A. Scher, R. Griveau // Patrologia Orientalis. Ed. R. Graffin, F. Nau. Paris: Firmin-Didot et Cie, 1919. P. 435–639.

12. Ibn al-Athīr. al-Kāmil fī al-tārīkh. Ed. A.ˁA. al-Ḳаḍī. Beirut: Dаr al-kutub al-ˁilmiyya, 1987.

13. Ibn al-Farrāˀ. Kitāb rusul al-mulūk wa man yaṣluḥu li al-risāla wa al-sifāra. Ed. Ṣ. al-Munadjdjid. Beirut: Dаr al-kitаb al-djadīd, 1993.

14. Ibn Ḥabīb. Kitāb al-muḥabbar. Ed. I. Lichtenstädter. Hyderabad: Dаˀirat al-maˁаrif al-ˁuthmаniyya, 1942.

15. Ibn Hishām. Sīrat al-Nabī. Ed. M.F. al-Sayyid. Tanta: Dаr al-ṣaḥаba li-l-turаth bi-Ṭanṭа, 1995.

16. Ibn Ḥubaysh. Kitāb al-ghazawāt. Ed. A. Ghunaym. Cairo: Maṭbaˁat Ḥassаn, 1983.

17. Ibn Saˁd. Kitāb al-ṭabaḳāt al-kabīr. Ed. ˁA.M. ˁUmar. Cairo: Maktabat al-Khаndjī, 2001.

18. Ibn Salām. Kitāb al-nasab. Ed. M.M.Kh. al-Darˁ. Beirut: Dаr al-fikr, 1989.

19. al-Kalāˁī. al-Iktifāˀ bi-mā taḍammana-hu min maghāzī Rasūl Allāh wa al-thalātha al-khulafāˀ. Ed. M.K.ˁI. ˁAlī. Beirut: Dаr al-kutub, 1997 (in Arabic)].

20. al-Kalbī. Djamharat al-nasab. Ed. N. Ḥasan. Beirut: ˁАlam al-kutub, 1986.

21. Khalīfa Ibn Khayyāṭ. Tārīkh. Ed. A.Ḍ. al-ˁUmarī. Najaf: Maṭbaˁat al-adаb, 1967.

22. al-Khwārazmī. Mafātīḥ al-ˁulūm. Ed. I. Al-Abyаrī. Beirut: Dаr al-kitаb al-ˁarabī, 1989.

23. Ḳudāma Ibn Djaˁfar. al-Kharādj wa ṣināˁat al-kitāba. Ed. M.Ḥ. al-Zubaydī. Baghdad: Dаr al-ḥurriyya li-l-ṭibаˁa, 1981.

24. al-Kūfī. Kitāb al-futūḥ. Ed. ˁA. Shīrī. Beirut: Dаr al-aḍwаˀ, 1991.

25. Le livre de la création et de l’histoire de Motahhar ben Ṭâhir el-Maqdisî attribué à Abou-Zéïd Aḥmed ben Sahl el-Balkhî. Pub. et tr. Cl. Huart. T. III. Paris, 1903.

26. Maris, Amri et Slibae de patriarchiis nestorianorum commentaria. Ed. H. Gismondi. Pars prior. Maris textus arabicus. Romae, 1899.

27. Mishin D.E. Where Was Madīnat al-Khaṭṭ, the Sasanid Stronghold in North-Eastern Arabia? // Vostok (Oriens). 2020. No. 1. P. 8–16.

28. Nawādir al-makhṭūṭāt. al-Madjmūˁa al-sādisa. Kitāb asmāˀ al-mughtālīn min al-ashrāf fī al-djāhiliyya wa al-islām wa asmāˀ man ḳutila min al-shuˁarāˀ li Muḥammad bin Ḥabīb. Cairo: Sharikat maktabat wa maṭbaˁat Muṣṭafа al-Bаbī al-Ḥalabī wa awlаdi-hi bi-Miṣr, 1973.

29. al-Wāḳidī. Kitāb al-ridda. Ed. Y. al-Djаbūrī. Beirut: Dаr al-gharb al-islаmī, 1990.

30. Yāḳūt. Muˁdjam al-buldān. Beirut: Dаr Ṣаdir, 1977.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх