Кочевые тюркские племена и их роль в политической истории Мавераннахра в XII в.: на примере карлуков

 
Код статьиS086919080029098-4-1
DOI10.31857/S086919080029098-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт лингвистических исследований РАН (ИЛИ РАН)
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы59-69
Аннотация

Миграция кочевых тюркских племен восточного Дешт-и Кыпчака и их участие в различных политических процессах в землях Мавераннахра и сопредельных с ним регионах в XIIв. остается достаточно актуальной научной проблематикой по целому ряду причин. Мусульманские географы этого времени по данному вопросу зачастую транслируют в своих сочинениях сведения из более ранних памятников и редко приводят актуальные сведения. А в собственно исторических сочинениях кочевые тюркские племена упоминаются лишь тогда, когда принимают участие в военных столкновениях на территории упомянутых регионов. Мусульманские историки редко отмечают иные формы взаимодействия представителей оседлых культур и кочевников в этот исторический период, а о маршрутах миграции вообще последних предоставляют, зачастую, крайне скупые сведения. В этой статье на примере конкретного племенного объединения, которым являются карлуки, мы попытаемся реконструировать маршруты их миграции на протяжении всего двенадцатого столетия, а также проанализировать их участие в политической истории Мавераннахра в течение этого периода. Если ранняя история карлуков хорошо известна исследователям, то их участие в событиях XIIв. после трудов В.В. Бартольда, практически, не были предметом специального изучения: отдельные сведения о них встречались лишь в составе общих работ или трудов, посвященных истории Сельджукидов, кара-китаев или хорезмшахов. Во всех этих случаях, о карлуках говорилось в связи с началом формирования державы кара-китаев, либо в рассказе о битве на Катаванской равнине в 1141 г. В этой статье мы постараемся на основании как хорошо известных, так и относительно слабо изученных мусульманских источников связать не только два этих исторических события, но и выделить другие факты, связанные с историей карлуков и их участия в политической жизни Мавераннахра в XIIв.

Ключевые словаКарлуки, Мавераннахр, кара-китаи, султан Санджар, мусульманская историография.
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00659 «Тюрко-монгольский мир Центральной Азии: языковые, исторические, этнокультурные процессы в диахронии и синхронии» https://rscf.ru/project/23-18-00659/» , ИЛИ РАН
Получено13.12.2023
Дата публикации02.03.2024
Кол-во символов26756
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Участие кочевых тюркских племен восточного Дешт-и Кыпчака в политической истории Мавераннахра в домонгольский период вряд ли следует признать малоизученной научной проблематикой: начиная с трудов В.В. Бартольда вокруг нее сложилась обширная историография [См.: Бартольд, 1943; Бартольд, 1963(а), с. 547-627; Бартольд, 1963(б); Агаджанов, 1969; Ахинжанов, 1995; Kafesoğlu, 1998; Golden, 2015, p. 503–555; Golden, 1992], впрочем и сам автор этой статьи написал об этом несколько более ранних работ [См.: Тимохин, 2021, с. 54-72; Тимохин, Тишин, 2018]. Однако некоторые сюжеты, связанные с участием тюркских племен в политических процессах, протекавших в Мавераннахре в XII в., по-прежнему требуют пристального внимания исследователей. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что историко-географические сочинения XII – начала XIII вв. зачастую представляют собой либо пересказ более ранних мусульманских памятников в отношении интересующих нас сюжетов, как например это видно в тексте сочинения Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази [Marvazi, 1942, P. 6-8], либо предлагают сухое описание, которое также несет мало полезных сведений о событиях XII в., как видно у Мухаммада Наджиба Бакрана [Бакран, 1960, л. 17а, 26б]. В связи с этим наибольший массив по этому поводу исследователи заимствуют из исторических сочинений мусульманских авторов, однако из них, чаще всего, сложно сделать выводы о маршрутах миграции и локализации проживания тех или иных племен или племенных союзов, их дальнейшей судьбы и последующего взаимодействия с другими оседлыми или кочевыми объединениями. В качеств примера можно привести описание мусульманскими историками событий «огузской смуты» 1153 г., в результате которой перестала существовать восточно-сельджукская держава, а ее последний правитель, султан Муʻизз ад-Дин Абу-л-Харис Ахмад Санджар, на несколько лет стал пленников восставших огузов. Если действия последних непосредственно в пределах Мавераннахра подробно описываются многими авторами XII – начала XIII вв., то сведения о миграции огузов в отдаленные регионы Ирана упоминается лишь одним историком этого времени [См.: Тимохин, Тишин, 2023]. Исследователи при описании политических событий XII в. и участия в них кочевых тюркских племен не рассматривали специально одно конкретное племенное объединение, а пытались воссоздать картину целиком, что оставляло определенные вопросы: например, что происходило с тем или иным тюркским племенем после того, как оно оказало влияние на определенное событие политической истории. Безусловно, это замечание касается далеко не всех кочевых объединений: например кыпчакский племенной союз и его место в политической истории Мавераннахра и Хорасана в XII в. прекрасно описан исследователями [Ахинжанов, 1995; Golden, 1995-1997, р. 99-122; Golden, 2006, p. 13-42]. Этого нельзя сказать о племени карлуков, чья ранняя история подробно проанализирован целым рядом востоковедов [См.: Бартольд, 1968(а), c. 45, 54-56; Бартольд, 1968(б), c. 547-548; Pritsak, 1951, p. 270-300; Golden, 1992, p. 141-146, 193-199; Ecsedy, 1980, p. 29-32], однако их судьба в XII в. и участие в событиях политической истории Мавераннахра никогда не была предметом специального изучения и этот пробел отчасти должна заполнить эта статья.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 43

Оценка читателей: голосов 0

1. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX–XIII вв. Ашхабад: Ылым, 1969.

2. Ахинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-ата: Гылым, 1995

3. Ибн ал-Асир. «Ал-Камил фи-т-тарих» «Полный свод по истории». Избранные отрывки. Пер. П.Г. Булгакова, Ш.С. Камолиддина. Ташкент: Узбекистан, 2006.

4. Мухаммад ибн Наджиб Бакран. Джахан-наме («Книга о мире»). Издание текста, введение и указатели Ю.Е. Борщевского. М.: ГРВЛ, 1960.

5. Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. Бартольд В.В. Сочинения. Т. 5: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Наука, 1968(а). С. 19-195.

6. Бартольд В.В. Карлуки. Бартольд В.В. Сочинения. Т. 5: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Наука, 1968(б). С. 547-548.

7. Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1943.

8. Бартольд В.В. Очерк истории туркменского народа. Бартольд В.В. Сочинения. Т. II. Часть 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. М.: Наука, 1963(а). С. 547-627.

9. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Бартольд В.В. Сочинения. Т. I.: Туркестан в эпоху монгольского нашествия. М.: Наука, 1963(б).

10. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Часть первая. Тексты. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1898.

11. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097–1231 г. М.: Наука, 1986.

12. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Отв. ред. В.А. Ромодин. Вып. 1. М.: ГРВЛ, 1973.

13. Тимохин Д.М. Еще раз о кара-китаях в домонгольских мусульманских источниках на примере анонимного персидского сочинения 1133 г. Монголоведение. 2022. Т. 14. № 2. С. 371–382.

14. Тимохин Д.М. Катаванская битва 1141 г. в мусульманских источниках XII – начала XIII в. Бартольдовские чтения 2022. М., 2023. (в печати).

15. Тимохин Д.М. Миграции кочевых тюркских племен Дешт-и Кыпчака в земли Хорасана и Мавераннахра в XII в. в текстах мусульманских историков XII – первой половины XIII вв. Историческая психология и социология истории. М., 2021. Том 15. № 2. С. 54 – 72.

16. Тимохин Д.М., Тишин В.В. Маркер кара в тюркской этнонимике XII в. // Золотоордынское обозрение. 2023 (в печати).

17. Тимохин Д.М., Тишин В.В. Очерки истории Хорезма и Восточного Дешт-и Кыпчака в XI – начале XIII вв. М.: ИВ РАН, 2018.

18. Садр ад-Дин ‘Али ал-Хусайни. Ахбар ад-Даулат ас-Селджукиййа (Зубдат ат-таварих фи ахбар ал-умара ва-л-мулук ас-селджукиййа) («Сообщения о Сельджукском государстве». «Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях»). Пер. З.М. Буниятов. М.: Восточная литература, 1980.

19. Biran M. The Empire of the Qara Khitai in Eurasian History: Between China and Islamic World. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

20. Collections scientifiques de l'Institut des Langues Orientales du Ministère des Affaires Etrangères. Vol. III. Les manuscrits persans de l'Institut des langues orientales. Décrits par le Baron Victor Rosen. Saint-Pétersbourg : Impr. de l'Académie impériale des sciences, 1886.

21. Czeglédy K. Gardizi on the History of Central Asia (746–780 A.D.). Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. 1973. Vol. XXVII (3) Pp. 257–267.

22. Ecsedy Ildikó. A Contribution to the History of Karluks in the T'ang Period. Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. Vol. 34. No. 1/3 (1980). Pp. 29-32.

23. Golden P.B. An introduction to the history of the Turkic peoples: Ethnogenesis and state-formation in medieval and early modern Eurasia and the Middle East Wiesbaden: O. Harrassowitz, 1992.

24. Golden P.B. Cumanica IV: The Cumano-Qıpčaq Clans and Tribes. Archivum Eurasiae Medii Aevi. Vol. 9. 1995–1997. Pp. 99–122.

25. Golden P.B. Cumanica V: Basmıls and Qıpčaqs. Archivum Eurasiae Medii Aevi. Vol. 15. 2006. Pp. 13-42.

26. Golden P.B. The Turkic World in Mahmûd al-Kâshgharî // Complexity of Inter Action along the Eurasian Steppe Zone in The First Millennium CE / Eds. J. Bemmann, M. Schmauder. Bonn: Vor- und Frühgeschichtliche Archäologie, Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität Bonn, 2015. Pp. 503–555.

27. Histoire des seldjoucides de l'Iraq par al-Bondari d'apres Imad ad-din al-Katib al-Isfahani. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides, ed. by M.Th. Houtsma. Vol. II. Leiden: E.J. Brill, 1889.

28. Ibn-el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur. Vol. 11. Annos H. 527– 583. Ed. by С. J. Tornberg. Leiden and Uppsala: E. J. Brill, 1876.

29. Juwaini. The History of the World-conqueror. Trad. J. A. Boyle. Manchester: Manchester University Press, 1997.

30. Kafesoğlu İ. Türk Millî Kültürü. İstanbul: Otuken, 1998.

31. Kafesoğlu I. Harezmşahlar devleti tarihi (485–617/1092–1229). Ankara: Türk Tarih Kurumu Basimevi, 1956.

32. Marvazi, Sharaf al-Zaman Tahir. On China, the Turcs and India, arabic text with an English translation commentary by V. Minorsky. London: The Royal Asiatic Society, 1942.

33. Nishaburi, Zahir ad-Din. Salguk-name. Tehran: Chaphaney-e Havar Tehran, 1953.

34. Pritsak O. Von den Karluk zu den Karachaniden. Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. B. 101. Wiesbaden: Franz Steiner, 1951. Pp. 270-300.

35. Qazvini, Hamdallah. Târikhè gozîdè : les dynasties persanes pendant la période musulmane depuis des Saffârîdes jusques et y compris les Mogols de la Perse en 1330 de notre ère. Tr. J. Gantin. Vol. 1. Paris: Maisonneuve et Guilmoto, 1903.

36. Ravandi, Mohammad. Rahat as-sudur va ayat as-sorur, ed. by Mohammad Iqbal. Leiden; London: Luzac & Co., 1921.

37. Ta’ríkh-i Fakhru’d-Dín Mubáraksháh, Being the Historical Introduction to the Book of Genealogies of Fakhru’d-Dín Mubáraksháh Marvar-rúḍí Completed in A.D. 1206. Ed. by E. Denison Ross. London: Royal Asiatic society, 1927. (

38. Ta'ríkh-i-Jahán-gushá of 'Alá'u d-Dín 'Aṭa Malik-i Juwayní (composed in A.H. 658 = A.D. 1260). Ed. by Qazvīnī, Muḥammad. Leyden, E.J. Brill; London, Luzac & Co., 1916.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх