THE Priesthood and Administrartion of Abydos during the Saite Period (based on the Data from Private Monuments)

 
PIIS086919080027709-6-1
DOI10.31857/S086919080027709-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: research assistant
Affiliation: The Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 5
Pages20-31
Abstract

The article deals with the main composition of the Abydos’ elite during the Saite Period (664–525 B.C.). The aim of the article is to analyze the changes in Abydos’ elite after the unification of Egypt under the rule of Psamtik I. The author analyzes the data from private inscriptions, mostly the lists of different positions of the monuments’ owners. The vast majority of private stelae and statues belonged to local priests, associated with cults of the VIII (Thinite) nome of Upper Egypt. The data shows the existence of other sacerdotal ranks and titles that can be regarded as superior or inferior in the sacerdotal hierarchy. However, the exact position of the most common priestly titles cannot be determined due to the lack of data on their specific functions. A small part of private monuments, dating back to the reign of last Saite kings, preserved information about the non-priestly positions of their owners that held different military or administrative offices. The absence of data on any sacerdotal posts of these nobles can be explained by the gradual isolation of priesthood from other social groups of Ancient Egypt. The author suggests that this disproportion between priestly and civil offices reflects the development of the royal administration during the Saite Period. Due to Psamtik I’ policy, local priests retained their power over their nomes in exchange for swearing their loyalty to the Saite king. The emergence of civil offices in private inscriptions of the VI century B.C. denotes the strengthening of royal power.

KeywordsAncient Egypt, Late Period, Abydos, priesthood, administration, Dynasty XXVI, private monuments.
Received29.09.2023
Publication date28.10.2023
Number of characters31409
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В середине VII в. до н.э., после продолжительного времени раздробленности Третьего Переходного периода (1069–664 гг. до н.э.), территория Египта была объединена под властью царей XXVI (Саисской) династии. Перед новоиспеченными правителями единой страны стояла задача по созданию администрации, с помощью которой осуществлялся бы контроль над различными территориями долины Нила, которые ранее были независимыми, прежде всего, над владениями ливийский династов (в Нижнем Египте) и над землями, входивших в сферу влияния Фив (в Верхнем Египте).
2 Шаги, предпринятые саисскими царями в этом направлении, и особенности процесса создания единой администрации, характерные для отдельных регионов, неоднократно рассматривались в научной литературе1. Однако заметим, что в центре внимания данных исследований были изменения, происходившие в элите наиболее значимых политических образований эпохи Третьего Переходного периода, то есть Фив и владений ливийских династов. Сведения о положении элит других поселений, которые в предшествующий период находились в подчиненном положении по отношению к более значимым политическим центрам, в частности Фивам, отходили в исследованиях об особенностях устройства администрации Саисского времени на второй план. 1. См. к примеру: [Spalinger, 1976; Vittmann, 1978; Эдаков, 1993; Pressl, 1998; Perdu, 2004; 2006; Meffre, 2016; Agut-Labordère, 2017].
3 Одним из подобных поселений, находившихся в ливийское время под влиянием Фив, является город Абидос, располагавшийся в VIII верхнеегипетском номе («тинисском»; др.-егип. tA-wr) [Montet, 1961, p. 102–104]. На протяжении всей египетской истории Абидос и прилегающий к нему некрополь Ум-эль-Ка’аб являлись одним из наиболее почитаемых культовых центров Египта [O’Connor, 2009]. Еще в начале III тыс. до н.э. здесь были возведены усыпальницы царей I и II династий. Позднее, Абидос стал известен как один из центров культа бога Осириса, а гробница царя I династии Джера [O’Connor, 2009, p. 89–91] почиталась как гробница божества. Превращение Абидоса в важный религиозный центр привело к паломничествам и практике создания кенотафов в данном регионе. Начиная со Среднего царства, город и культ Осириса пользовались поддержкой фиванских царей. Связь с Фивами особенно заметна в период Нового царства, когда на территории города проводились масштабные строительные работы, а в гробницах фиванских вельмож фигурировал сюжет о «путешествии в Абидос» [Yoyotte, 1960, p. 30–33]. В эпоху III переходного периода влияние Фив усиливается: увеличивается число стел, поставленных от имени фиванских жрецов, а некоторые абидосские семьи происходили из столицы теократического государства [Leahy, 1977, p. 235–242; Leahy, 1990, p. 165–168].
4 Переходя к рассмотрению ситуации в Абидосе в Саисское время, отметим, что сведения о составе жречества и гражданской администрации города присутствуют в основном на частных памятниках. Они устанавливались на территории культовых мест города, а тексты надписей монументов представляют в большинстве своем жертвенные формулы (прежде всего, Htp di nsw)2 с перечислением должностей и титулов владельцев и их родственников. В ряде случаев тексты частных памятников включали также формулу «Обращение к живым»3 и/или «идеальную автобиографию»4 владельцев стел. Особенностью как «Обращения к живым», так и «идеальных автобиографий» было построение текста по определенному канону, сложившемуся в более ранние периоды египетской истории. Иначе говоря, для данных типов текста было характерно использование стандартного набора фраз, из-за которых не всегда возможно в точности определить реальную деятельность владельцев памятников. Данная проблема усугубляется распространением в Саисский период тенденции к архаизации. В случае с биографическими текстами вельмож, архаизация проявлялась в использовании надписей частных памятников более ранних времен (Древнего царства, I Переходного периода, Среднего или Нового царств) в качестве моделей для последующего копирования с минимальными изменениями или в употреблении отдельных фраз [Der Manuelian, 1994, p. 51–58, 389–390]. 2. Подробнее о данной формуле см.: [Barta, 1968].

3. О формуле «Обращение к живым» см.: [Sainte Fare Garnot, 1938].

4. Об особенностях биографических текстов Позднего периода см.: [Heise, 2007].

Number of purchasers: 0, views: 110

Readers community rating: votes 0

1. Bol’shakov A.O., Sushchevskii A.G. The Hero and Society in Ancient Egypt. Journal of Ancient History. 1991. No. 3. Pp. 3–27 (in Russian).

2. Edakov A.V. The Society and the State of Ancient Egypt in the 7–4 Centuries BC (Political Structure, Economic Problems, and Social Organization). Doct. Hist. Diss. Saint Petersburg: St. Petersburg Branch of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Science, 1993 (in Russian).

3. Edakov A.V. Reforms of King Amasis and Their Fate during the Post-Saite Period. Journal of Ancient History. 1988. No. 1. Pp. 112–125 (in Russian).

4. Agut-Labordère D. The Saite Period: The Emergence of Mediterranean Power. Ancient Egyptian Administration. Eds.: J.C. Moreno García. Leiden, Boston: Brill, 2013. Pp. 965–1028.

5. Agut-Labordère D. Administrating Egypt under the First Persian Period: The Empire as visible in the Demotic sources. Administration of the Achaemenid Empire: Tracing the Imperial Signature. Eds.: B. Jacobs, W. Henkelman, M.W. Stolper. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2017. Pp. 676–697.

6. Barsanti A. Sur deux stèles d’Abydos au nom du pharaohn Takellothis Ier. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assiriennes. 1893. Vol. 15. Pp. 172–174.

7. Barta W. Aufbau und Bedeutung der altägyptischen Opferformel. Glückstadt: J.J. Augustin, 1968.

8. Coulon L. Osiris Naref à Karnak. Le culte d’Osiris au Ier millénaire av. J.C. Découvertes et travaux récents. Ed.: L. Coulon. Le Caire: IFAO, 2010. Pp. 123–152.

9. Coulon L. Les uraei gardiens du fétiche abydénien. Un motif osirien et sa diffusion à l’époque saïte. La XXVIe dynastie continuité et rupture. Promenade avec Jean Yoyotte. Ed.: D. Devauchelle. Paris: Cybele, 2011. Pp. 85–108.

10. Daumas F. Les mammisis des temples égyptiens. Paris: Les Belles Lettres, 1958.

11. De Meulenaere H. Une famille de prêtre thinites. Chronique d’Égypte. 1954. Vol. 29. Pp. 221–237.

12. De Meuleanere H. Le clergé abydénien d’Osiris à la Basse Époque. Orientalia Lovanensia Periodica. 1976. Vol. 7. Pp. 131–151.

13. Der Manuelian P. Living in the Past: Studies in Archaism of the Egyptian Twenty-Sixth Dynasty. London, New York: Kegan Paul, 1994.

14. Gauthier H. Le personnel du dieu Min. Le Caire: IFAO, 1930.

15. Gorre G. Rx-nswt: titre aulique ou titre sacerdotal «spécifique»? Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 2009. Bd. 136. S. 8–18.

16. Goyon J.C. Le ceremonial de glorification d’Osiris du papyrus du Louvre I.3079 (colonnes 110 à 112). Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale. 1967. Vol. 65. Pp. 89–156.

17. Heise J. Erinnern und Gedenken: Aspekte der biographischen Inschriften der ägyptischen Spätzeit. Fribourg, Göttingen: Academic Press, 2007.

18. Jansen-Winkeln K. Die Entwicklung der genealogischen Informationen nach dem neuen Reich. Genealogie. Realität und Fiktion von Identät. Hrsg.: M. Filzenreiter, S. Kirchner, O. Krisekeit. Berlin: Golden House, 2005. S. 137–145.

19. Jansen-Winkeln K. Inschriften der Spätzeit. Teil IV: Die 26. Dynastie. Wiesba-den: Harrassowitz Verlag, 2014.

20. Jelinková-Reymond E. Quelques recherches sur les réformes d’Amasis. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1954. Vol. 54. Pp. 275–287.

21. Kees H. Zur Familie des 3. Amonspropheten Amenophis. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1959. Bd. 54. S. 54–67.

22. Klotz D. Regionally Specific Sacerdotal Titles in Late Period Egypt: Soubassements vs Private Monuments. Altägyptischen Enzyklopädien. Die Soubassements in den Tempeln der griechisch-römischen Zeit. Hrsg.: A. Rickert, B. Venkter. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2014. S. 717–792.

23. Leahy A. Abydos in the Late Period: An Epigraphic and Prosopographic Study. PhD Thesis. Cambridge: Cambridge University, 1977.

24. Leahy A. Abydos in the Lybian Period. Lybia and Egypt (c 1300–750 BC). Ed.: A. Leahy. London: SOAS Centre of Near and Middle Eastern Studies and the Society of Lybian Studies, 1990. Pp. 155–176.

25. Leahy A. Somtutefnakht of Heracleopolis. The Art and Politics of Self-Commemoration in the Seventh Century BC. La XXVIe dynastie continuité et rupture. Promenade avec Jean Yoyotte. Ed.: D. Devauchelle. Paris: Cybele, 2011. Pp. 197–224.

26. Meeks D. Année lexicographique. Tome III. Paris: Cybele, 1982.

27. Meffre R. Political Changes in Thebes during the Late Libyan Period and the Relationship between Local Rulers and Thebes. “Prayer and Power”: Proceedings of the Conference on the God’s Wives of Amun in Egypt during the First Millenium BC (Ägypten und Altes Testament, 84). Eds.: M. Becker, A.I. Blöbaum, A. Lohwasser. Münster: Ugarit-Verlag, 2016. Pp. 47–60.

28. Montet P. Géographie de l’Égypte ancienne. Première partie. Paris: Librairie Klincksieck, 1957.

29. Montet P. Géographie de l’Égypte ancienne. Deuxième partie. Paris: Librairie Klincksieck, 1961.

30. Moret A. Le Rituel du culte divine journalier en Égypte. Paris: Lernoux, 1902.

31. Munro P. Die spätägyptischen Totenstelen. Glückstadt: J.J. Augustin, 1973.

32. O’Connor D. Abydos: Egypt’s First Pharaohs and the Cult of Osiris. Cairo: Thames & Hudson, 2009.

33. Ossing J. Hieratische Papyri aus Tebtunis I. Copenhagen: Tusculanum Press, 1998.

34. Otto E. Topographie des thebanischen Gaus. Berlin: Akademie Verlag, 1952.

35. Perdu O. Un statue saïte d’un prêtre de la province de l’Occident. Revue d’égyptologie. 1991. Vol. 42. Pp. 183–187.

36. Perdu O. Exemple de stèle archaisante pour un prêtre modèle. Revue d’égyptologie. 2001. Vol. 52. Pp. 183–217.

37. Perdu O. Le chefferie de Sébennytos de Piankhi à Psammétique Ier. Revue d’égyptologie. 2004. Vol. 55. Pp. 95–111.

38. Perdu O. Documents relatifs aux gouverneurs du Delta au début de la XXVIe dynastie. Revue d’égyptologie. 2006. Vol. 57. Pp. 151–197.

39. Posener G. La première perse domination en Égypte: Recueil d’inscriptions hiéroglyphiques. Le Caire: IFAO, 1936.

40. Posener G. Le douanes de la Méditerrané dans l’Égypte saïte. Revue de philologie, de litttérature et d’histoire anciennes. 1947. Vol. 21. Pp. 117–131.

41. Pressl D.A. Beamten und Soldaten. Die Verwaltung in der 26. Dynastie in Ägypten (664–525 v. Chr.). Frankfurt am Main, Berlin, Bern, New York, Paris, Wien: Peter Lang, 1998.

42. Sainte Fare Garnot J. L’appell aux vivants dans les textes funeraires égyptiens. Des origins à la fin de l’ancien empire. Le Caire: IFAO, 1938.

43. Spalinger A. Psammethicus, King of Egypt. I. Journal of American Research Center in Egypt. 1976. Vol. 13. Pp. 133–147.

44. Vittmann G. Priester und Beamte im Theben des Spätzeit. Genealogische Untersuchungen zum thebanischen Priester- und Beamtentum der 25. und 26. Dynastie. Wien: Afro-Pub, 1978.

45. Vittmann G. Der demotische Papyrus Rylands 9. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1998.

46. Vittmann G. Von Kastraten, Hundskopfmenschen und Kannibalen. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 2000. Bd. 127. S. 167–180.

47. Yoyotte J. Les pèlegrinages dans l’Égypte ancienne. Les Pèlegrinages. Ed.: J. Yoyotte. Paris: Éditions du Seuil, 1960. Pp. 17–74.

Система Orphus

Loading...
Up