Жречество и администрация Абидоса в Саисское время (по материалам частных памятников)

 
Код статьиS086919080027709-6-1
DOI10.31857/S086919080027709-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: лаборант-исследователь
Аффилиация: Институт востоковедения РАН, Москва, Россия.
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы20-31
Аннотация

В статье рассматривается основной состав представителей элиты древнеегипетского города Абидоса в период правления Саисской династии (664–526 гг. до н.э.). Основная цель статьи – на материале частных памятников выявить, насколько отразились изменения VII–VI вв. до н.э. в политической и административной жизни Древнего Египта на составе абидосской элиты. Для этого автор проводит анализ списков должностей вельмож, чьи памятники были установлены на территории Абидоса. Показано, что большая часть памят-ников принадлежала представителям местного жреческого сословия. Подавляющее большин-ство жрецов носили саны, которые были связаны с местными культами VIII (тинисского) но-ма Верхнего Египта. Ряд памятников был установлен от имени фиванских жрецов, а на неко-торых стелах присутствуют упоминания жреческих должностей из Панополя. В абидосском корпусе Саисского времени сохранились свидетельства о существовании ряда высших и низших должностей в жреческой иерархии, однако точное положение самых распространенных из них не удается определить в виду отсутствия информации в надписях об их конкретных функциях. На нескольких стелах, которые датируются временем правления последних царей Саисской династии, сохранились данные о вельможах, связанных с военной сферой, местной и царской администрацией. На монументах вельмож, занимавших светские должности, отсутствуют сведения о жреческих санах их владельцев. Автор выдвигает идею, что это связано, во-первых, с формированием замкнутости жреческого сословия, во-вторых, с особенностями политики Саисских царей по созданию единой администрации страны. Отсутствие упоминаний светских должностей на частных памятниках VII в. до н.э. было обусловлено тем, что после объединения Египта представители абидосского жречества сохранили свои позиции в управлении городом. Появление памятников царских чиновников в годы правления фараонов Априя и Амасиса было связано с усилением царской администрации в этот период. 

Ключевые словаДревний Египет, Поздний период, Саисское время, Абидос, жречество, администрация, XXVI династия, частные памятник.
Получено29.09.2023
Дата публикации28.10.2023
Кол-во символов31409
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В середине VII в. до н.э., после продолжительного времени раздробленности Третьего Переходного периода (1069–664 гг. до н.э.), территория Египта была объединена под властью царей XXVI (Саисской) династии. Перед новоиспеченными правителями единой страны стояла задача по созданию администрации, с помощью которой осуществлялся бы контроль над различными территориями долины Нила, которые ранее были независимыми, прежде всего, над владениями ливийский династов (в Нижнем Египте) и над землями, входивших в сферу влияния Фив (в Верхнем Египте).
2 Шаги, предпринятые саисскими царями в этом направлении, и особенности процесса создания единой администрации, характерные для отдельных регионов, неоднократно рассматривались в научной литературе1. Однако заметим, что в центре внимания данных исследований были изменения, происходившие в элите наиболее значимых политических образований эпохи Третьего Переходного периода, то есть Фив и владений ливийских династов. Сведения о положении элит других поселений, которые в предшествующий период находились в подчиненном положении по отношению к более значимым политическим центрам, в частности Фивам, отходили в исследованиях об особенностях устройства администрации Саисского времени на второй план. 1. См. к примеру: [Spalinger, 1976; Vittmann, 1978; Эдаков, 1993; Pressl, 1998; Perdu, 2004; 2006; Meffre, 2016; Agut-Labordère, 2017].
3 Одним из подобных поселений, находившихся в ливийское время под влиянием Фив, является город Абидос, располагавшийся в VIII верхнеегипетском номе («тинисском»; др.-егип. tA-wr) [Montet, 1961, p. 102–104]. На протяжении всей египетской истории Абидос и прилегающий к нему некрополь Ум-эль-Ка’аб являлись одним из наиболее почитаемых культовых центров Египта [O’Connor, 2009]. Еще в начале III тыс. до н.э. здесь были возведены усыпальницы царей I и II династий. Позднее, Абидос стал известен как один из центров культа бога Осириса, а гробница царя I династии Джера [O’Connor, 2009, p. 89–91] почиталась как гробница божества. Превращение Абидоса в важный религиозный центр привело к паломничествам и практике создания кенотафов в данном регионе. Начиная со Среднего царства, город и культ Осириса пользовались поддержкой фиванских царей. Связь с Фивами особенно заметна в период Нового царства, когда на территории города проводились масштабные строительные работы, а в гробницах фиванских вельмож фигурировал сюжет о «путешествии в Абидос» [Yoyotte, 1960, p. 30–33]. В эпоху III переходного периода влияние Фив усиливается: увеличивается число стел, поставленных от имени фиванских жрецов, а некоторые абидосские семьи происходили из столицы теократического государства [Leahy, 1977, p. 235–242; Leahy, 1990, p. 165–168].
4 Переходя к рассмотрению ситуации в Абидосе в Саисское время, отметим, что сведения о составе жречества и гражданской администрации города присутствуют в основном на частных памятниках. Они устанавливались на территории культовых мест города, а тексты надписей монументов представляют в большинстве своем жертвенные формулы (прежде всего, Htp di nsw)2 с перечислением должностей и титулов владельцев и их родственников. В ряде случаев тексты частных памятников включали также формулу «Обращение к живым»3 и/или «идеальную автобиографию»4 владельцев стел. Особенностью как «Обращения к живым», так и «идеальных автобиографий» было построение текста по определенному канону, сложившемуся в более ранние периоды египетской истории. Иначе говоря, для данных типов текста было характерно использование стандартного набора фраз, из-за которых не всегда возможно в точности определить реальную деятельность владельцев памятников. Данная проблема усугубляется распространением в Саисский период тенденции к архаизации. В случае с биографическими текстами вельмож, архаизация проявлялась в использовании надписей частных памятников более ранних времен (Древнего царства, I Переходного периода, Среднего или Нового царств) в качестве моделей для последующего копирования с минимальными изменениями или в употреблении отдельных фраз [Der Manuelian, 1994, p. 51–58, 389–390]. 2. Подробнее о данной формуле см.: [Barta, 1968].

3. О формуле «Обращение к живым» см.: [Sainte Fare Garnot, 1938].

4. Об особенностях биографических текстов Позднего периода см.: [Heise, 2007].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 107

Оценка читателей: голосов 0

1. Большаков А.О., Сущевский А.Г. Герой и Общество в Древнем Египте. Вестник древней истории. 1991. № 3. С. 3–27.

2. Эдаков А.В. Общество и государство древнего Египта VII–IV вв. до н.э. (политическая структура, проблемы экономики и социальная организация общества). Дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук. СПб.: Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН, 1993.

3. Эдаков А.В. Реформы Амасиса и их судьба в позднесаисское время. Вестник древней истории. 1988. № 1. C. 112–125.

4. Agut-Labordère D. The Saite Period: The Emergence of Mediterranean Power. Ancient Egyptian Administration. Eds.: J.C. Moreno García. Leiden, Boston: Brill, 2013. Pp. 965–1028.

5. Agut-Labordère D. Administrating Egypt under the First Persian Period: The Empire as visible in the Demotic sources. Administration of the Achaemenid Empire: Tracing the Imperial Signature. Eds.: B. Jacobs, W. Henkelman, M.W. Stolper. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2017. Pp. 676–697.

6. Barsanti A. Sur deux stèles d’Abydos au nom du pharaohn Takellothis Ier. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assiriennes. 1893. Vol. 15. Pp. 172–174.

7. Barta W. Aufbau und Bedeutung der altägyptischen Opferformel. Glückstadt: J.J. Augustin, 1968.

8. Coulon L. Osiris Naref à Karnak. Le culte d’Osiris au Ier millénaire av. J.C. Découvertes et travaux récents. Ed.: L. Coulon. Le Caire: IFAO, 2010. Pp. 123–152.

9. Coulon L. Les uraei gardiens du fétiche abydénien. Un motif osirien et sa diffusion à l’époque saïte. La XXVIe dynastie continuité et rupture. Promenade avec Jean Yoyotte. Ed.: D. Devauchelle. Paris: Cybele, 2011. Pp. 85–108.

10. Daumas F. Les mammisis des temples égyptiens. Paris: Les Belles Lettres, 1958.

11. De Meulenaere H. Une famille de prêtre thinites. Chronique d’Égypte. 1954. Vol. 29. Pp. 221–237.

12. De Meuleanere H. Le clergé abydénien d’Osiris à la Basse Époque. Orientalia Lovanensia Periodica. 1976. Vol. 7. Pp. 131–151.

13. Der Manuelian P. Living in the Past: Studies in Archaism of the Egyptian Twenty-Sixth Dynasty. London, New York: Kegan Paul, 1994.

14. Gauthier H. Le personnel du dieu Min. Le Caire: IFAO, 1930.

15. Gorre G. Rx-nswt: titre aulique ou titre sacerdotal «spécifique»? Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 2009. Bd. 136. S. 8–18.

16. Goyon J.C. Le ceremonial de glorification d’Osiris du papyrus du Louvre I.3079 (colonnes 110 à 112). Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale. 1967. Vol. 65. Pp. 89–156.

17. Heise J. Erinnern und Gedenken: Aspekte der biographischen Inschriften der ägyptischen Spätzeit. Fribourg, Göttingen: Academic Press, 2007.

18. Jansen-Winkeln K. Die Entwicklung der genealogischen Informationen nach dem neuen Reich. Genealogie. Realität und Fiktion von Identät. Hrsg.: M. Filzenreiter, S. Kirchner, O. Krisekeit. Berlin: Golden House, 2005. S. 137–145.

19. Jansen-Winkeln K. Inschriften der Spätzeit. Teil IV: Die 26. Dynastie. Wiesba-den: Harrassowitz Verlag, 2014.

20. Jelinková-Reymond E. Quelques recherches sur les réformes d’Amasis. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1954. Vol. 54. Pp. 275–287.

21. Kees H. Zur Familie des 3. Amonspropheten Amenophis. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1959. Bd. 54. S. 54–67.

22. Klotz D. Regionally Specific Sacerdotal Titles in Late Period Egypt: Soubassements vs Private Monuments. Altägyptischen Enzyklopädien. Die Soubassements in den Tempeln der griechisch-römischen Zeit. Hrsg.: A. Rickert, B. Venkter. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2014. S. 717–792.

23. Leahy A. Abydos in the Late Period: An Epigraphic and Prosopographic Study. PhD Thesis. Cambridge: Cambridge University, 1977.

24. Leahy A. Abydos in the Lybian Period. Lybia and Egypt (c 1300–750 BC). Ed.: A. Leahy. London: SOAS Centre of Near and Middle Eastern Studies and the Society of Lybian Studies, 1990. Pp. 155–176.

25. Leahy A. Somtutefnakht of Heracleopolis. The Art and Politics of Self-Commemoration in the Seventh Century BC. La XXVIe dynastie continuité et rupture. Promenade avec Jean Yoyotte. Ed.: D. Devauchelle. Paris: Cybele, 2011. Pp. 197–224.

26. Meeks D. Année lexicographique. Tome III. Paris: Cybele, 1982.

27. Meffre R. Political Changes in Thebes during the Late Libyan Period and the Relationship between Local Rulers and Thebes. “Prayer and Power”: Proceedings of the Conference on the God’s Wives of Amun in Egypt during the First Millenium BC (Ägypten und Altes Testament, 84). Eds.: M. Becker, A.I. Blöbaum, A. Lohwasser. Münster: Ugarit-Verlag, 2016. Pp. 47–60.

28. Montet P. Géographie de l’Égypte ancienne. Première partie. Paris: Librairie Klincksieck, 1957.

29. Montet P. Géographie de l’Égypte ancienne. Deuxième partie. Paris: Librairie Klincksieck, 1961.

30. Moret A. Le Rituel du culte divine journalier en Égypte. Paris: Lernoux, 1902.

31. Munro P. Die spätägyptischen Totenstelen. Glückstadt: J.J. Augustin, 1973.

32. O’Connor D. Abydos: Egypt’s First Pharaohs and the Cult of Osiris. Cairo: Thames & Hudson, 2009.

33. Ossing J. Hieratische Papyri aus Tebtunis I. Copenhagen: Tusculanum Press, 1998.

34. Otto E. Topographie des thebanischen Gaus. Berlin: Akademie Verlag, 1952.

35. Perdu O. Un statue saïte d’un prêtre de la province de l’Occident. Revue d’égyptologie. 1991. Vol. 42. Pp. 183–187.

36. Perdu O. Exemple de stèle archaisante pour un prêtre modèle. Revue d’égyptologie. 2001. Vol. 52. Pp. 183–217.

37. Perdu O. Le chefferie de Sébennytos de Piankhi à Psammétique Ier. Revue d’égyptologie. 2004. Vol. 55. Pp. 95–111.

38. Perdu O. Documents relatifs aux gouverneurs du Delta au début de la XXVIe dynastie. Revue d’égyptologie. 2006. Vol. 57. Pp. 151–197.

39. Posener G. La première perse domination en Égypte: Recueil d’inscriptions hiéroglyphiques. Le Caire: IFAO, 1936.

40. Posener G. Le douanes de la Méditerrané dans l’Égypte saïte. Revue de philologie, de litttérature et d’histoire anciennes. 1947. Vol. 21. Pp. 117–131.

41. Pressl D.A. Beamten und Soldaten. Die Verwaltung in der 26. Dynastie in Ägypten (664–525 v. Chr.). Frankfurt am Main, Berlin, Bern, New York, Paris, Wien: Peter Lang, 1998.

42. Sainte Fare Garnot J. L’appell aux vivants dans les textes funeraires égyptiens. Des origins à la fin de l’ancien empire. Le Caire: IFAO, 1938.

43. Spalinger A. Psammethicus, King of Egypt. I. Journal of American Research Center in Egypt. 1976. Vol. 13. Pp. 133–147.

44. Vittmann G. Priester und Beamte im Theben des Spätzeit. Genealogische Untersuchungen zum thebanischen Priester- und Beamtentum der 25. und 26. Dynastie. Wien: Afro-Pub, 1978.

45. Vittmann G. Der demotische Papyrus Rylands 9. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1998.

46. Vittmann G. Von Kastraten, Hundskopfmenschen und Kannibalen. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 2000. Bd. 127. S. 167–180.

47. Yoyotte J. Les pèlegrinages dans l’Égypte ancienne. Les Pèlegrinages. Ed.: J. Yoyotte. Paris: Éditions du Seuil, 1960. Pp. 17–74.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх