Class assignment in the elementary school: history and modernity

 
PIIS181570410020474-6-1
DOI10.54884/S181570410020474-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Lecturer at the Department of Psychology and Pedagogy of Primary Education
Affiliation: Irkutsk State University
Address: Russian Federation, Irkutsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages93-97
Abstract

Current article reviews the problem of developing the class assignments for the elementary school student in the conditions of historical and modern education. It defines requirements for the assignment as a component of a learning activity of an elementary school student. The special emphasis is placed on the quality of class assignments and their multifunctionality that provides complex solutions to the different tasks related to the formation of anticipated results, especially of the metadisciplinary nature. The author substantiates the specifications and the organization of the educational assignment in the elementary school Russian Language class that allow elementary school students to form cognitive, regulative and communicative universal learning activities, as well as supplies rationale for the compilation of the effective language material that helps teacher to form linguistic items in elementary school students while maintaining increased awareness level.

Keywordseducational task; universal learning activities; junior schoolboy; planned results
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters13397
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В настоящее время педагогической наукой накоплен большой объем исследований по теории учебных заданий. Ученые изучают вопросы, связанные с терминологией, функциями, структурой, различными классификациями учебных заданий (С. Ф. Жуйков, И. К. Журавлев, И. Я. Лернер, Ф. Б. Сушкова, А. И. Уман, М. А. Федорова и др.).
2 Анализ научной литературы по проблеме учебных заданий свидетельствует, что единого определения данного понятия не существует. Исследователи по-разному трактуют указанную дидактическую категорию, при этом нередко используют термины «задание», «упражнение», «задача», «вопрос» как синонимы, что способствует достаточно вольному их применению и затрудняет понимание их смысла [5].
3 В общем смысле термин «задание» обозначает поручение субъекту, требующее выполнения каких-то действий или получения какого-то результата [6; 13; 15]. Учебное задание как дидактическое понятие определяется большинством исследователей как вид поручения учителя ученикам, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные действия с целью усвоения учебного содержания [2; 3, с. 89–90; 11].
4 А. И. Уман, внесший значительный вклад в разработку теории учебных заданий, рассматривал учебное задание через призму содержания образования. Исследователь называет учебное задание специальным средством, с помощью которого учитель и учащийся, в реальном учебном процессе не вступающие в непосредственное взаимодействие с содержанием образования, могут его использовать (учитель – для передачи, учащийся – для приема и усвоения) [13].
5 Кроме того, А. И. Уман выявляет еще одну характеристику учебного задания – как форму, в которой воплощается содержание образования. Данное положение ученый аргументирует тем, что педагог транслирует содержание образования не в чистом виде, а в форме учебного задания. Учащийся же, присваивая тот или иной компонент содержания, выполняет полученное задание в собственной деятельности, в результате чего «содержание образования как бы сбрасывает с себя оболочку – задание и присваивается учащимся» [13, с. 70]. Таким образом, учебное задание рассматривается А. И. Уманом как средство реализации и форма воплощения содержания образования.
6 Е. А. Беляева и Н. В. Кузнецова также говорят об учебном задании как о средстве организации содержания образования. При этом исследователи отмечают ориентированность учебного задания на достижение школьниками личностных результатов обучения [1] и на формирование познавательного опыта обучающихся [8].
7 Таким образом, педагог помещает учебное содержание в оболочку заданий и предъявляет их учащимся как норму для выполнения; ученик же выполняет задания-требования, усваивая при этом учебное содержание. В связи с этим, как отмечает С. И. Поздеева, важна особая культура, которая подразумевает «культуру предъявления педагогом заданий, образцов их выполнения; культуру разъяснения алгоритмов (памяток, инструкций) как пошагового руководства к действию; культуру организации выполнения упражнений (подготовительного, исполнительского и контрольного этапов), отработки точности и правильности выполнения учебных действий по алгоритму; культуру внешнего контроля и оценки правильности выполнения учебных заданий» [10, с. 37]. Кроме того, в своем исследовании С. И. Поздеева приводит обоснование зависимости специфики учебных заданий от того, какую модель организации совместной деятельности выбирает педагог (авторитарная, лидерская, партнерская) и описывает технологию организации совместной деятельности учителя и учащихся при реализации каждой из моделей [10].

views: 252

Readers community rating: votes 0

1. Belyaeva E.A. Uchebnoe zadanie kak pedagogicheskoe sredstvo dostizheniya lichnostnykh rezul'tatov obucheniya v osnovnoj shkole: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. – Tver', 2019. - 24 s.

2. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij ehntsiklopedicheskij slovar'. – M.: Bol'shaya Rossijskaya ehntsiklopediya, 2008.– S. 89–90.

3. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. – M.: NMTs SPO, 1999.

4. Davronov I.Eh. Nekotorye aspekty interpretatsii ponyatij «zadanie» i «uprazhnenie» // Molodoj uchenyj. – 2012. – № 8. – S. 323–326.

5. Zhdanova E.A. Osobennosti razrabotki mnogotselevykh uchebnykh zadanij v protsesse formirovaniya universal'nykh uchebnykh dejstvij u mladshikh shkol'nikov // Gertsenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. – 2019. T. 10.– 2019.– № 1. – S. 30–35.

6. Zakirova S.K. Uchebnoe zadanie kak didakticheskoe sredstvo problemnogo obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. – M., 2007.– 23 s.

7. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya / pod red. A. G. Asmolova. – M.: Prosveschenie, 2010. – 159 s.

8. Kuznetsova N.V. Uchebnye razvivayuschie zadaniya kak sredstvo formirovaniya poznavatel'nogo opyta shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. – Vladimir, 2010. – 25 s.

9. Pikalov B.Kh. Kompleksnoe uchebnoe zadanie kak sredstvo razvitiya tvorcheskoj aktivnosti shkol'nika: Na opyte nachal'noj shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. – Orenburg, 1999. – 25 s.

10. Pozdeeva S.I. Tipologiya urokov v kontseptsii pedagogiki sovmestnoj deyatel'nosti // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). – 2016. – Vyp. 3.– S. 36–41.

11. Rossijskaya pedagogicheskaya ehntsiklopediya / pod red. V. G. Panova. — M.: Bol'shaya Rossijskaya Ehntsiklopediya, 1993.

12. Samartseva S.L. Uchebnoe zadanie v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. – M., 2004.–24 s.

13. Uman A.I. Uchebnoe zadanie i ego tipy // Novye issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. – M.: Pedagogika, 1983. – №2.– S. 32–35.

14. Ushinskij K.D. Pedagogicheskaya poezdka po Shvejtsarii //Pedagogicheskie sochineniya: V 6 t. T.2 /sost. S.F. Egorov. – M.: Pedagogika, 1988.- 496 s.

15. Shilova E.S. Uchebnye zadaniya razvivayuschego kharaktera kak sredstvo povysheniya ehffektivnosti obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. – M., 1980. – 12 s.

Система Orphus

Loading...
Up