Роль советника Ян Пу в распространении конфуцианской системы ритуала в государстве Цзинь

 
Код статьиS086919080027009-6-1
DOI10.31857/S086919080027009-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой китаеведения
Аффилиация: Амурский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Благовещенск
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы70-79
Аннотация

В начале становления государства Цзинь – в период правлений первых двух правителей Тай-цзу (чж. Агуда) и Тай-цзуна (чж. Уцимай) – чжурчжэни активно привлекали на службу ляоских и сунских чиновников, способствовавших адаптации цзиньской государственности к новым политическим и культурным реалиям. Эти способные, имеющие конфуцианское образование кадры занимались вопросами внешних отношений чжурчжэньского государства, а также были задействованы в сфере государственного управления и просвещения на местах и в столице, о чем свидетельствуют материалы исторических сочинений. Привлеченные чиновники стали посредниками межэтнического взаимодействия и, как следствие, передатчиками новых для чжурчжэньской культуры конфуцианских представлений о государстве, управлении, императоре, многочисленных обрядах и правилах. Известно, что Ян Пу, советник Агуды, планомерно внедрял китайские церемониальные образцы в сфере взаимоотношений цзиньцев с соседними государствами. Появление придворного этикета в Цзинь было инициировано им же. Вероятно, что в то же время обсуждались вопросы отправления религиозных культов, тогда Агуда и внял совету Ян Пу о необходимости проведения совместного жертвоприношения Небу и Земле, поклонения духам предков в храмах. Но летом 1123 г. Агуда заболел, а в 9-м месяце того же года умер. Проанализированные нами источники («История Цзинь», «История государства Великая Цзинь», «Сборник о союзе с Севером на протяжении трех царствований» и др.) свидетельствуют о том, что церемониальные трансформации произошли сразу после восшествия на трон Тай-цзуна, при котором предположительно продолжил свою службу Ян Пу. При Тай-цзуне внедряли новый механизм государственного устройства, воссоздавали школы и систему экзаменов, обсуждали и утверждали придворные обряды и религиозные культы. Тогда в Цзинь появились храмы предков, были определены места поклонений Небу и Земле. Эти и другие ритуальные нововведения постепенно встраивались в культуру чжурчжэньского государства.

Ключевые словачжурчжэни, государство Цзинь, ритуал, церемонии, конфуцианские советники, Ян Пу
Источник финансированияИсследование выполнено в рамках реализации научной темы FZMU-2022-0008, рег. № 1022052600017-6, Программа стратегического академического лидерства «Прио-ритет-2030».
Получено02.02.2024
Дата публикации02.03.2024
Кол-во символов22207
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Межэтническое взаимодействие, усилившееся по мере расширения территории государства Цзинь, обусловило заимствование чжурчжэнями инокультурных элементов. Особое влияние оказала китайская (конфуцианская) культура. Под ее воздействием менялась политическая и религиозная жизнь этих северных племен1. Новые реалии способствовали переходу от примитивных, варварских обычаев2 к регламентированной системе государственных церемоний. В начальный период становления государственности чжурчжэни принимали на службу чиновников из местных народностей, которые, хотя и представляли меньшинство3 в общем количестве задействованных в политической системе [Tao Jing-shen, 1974, p. 25], однако впоследствии стали активными проводниками новой для чжурчжэней государственной идеологии. Они (особенно это касается китайских чиновников) получали должности благодаря наличию ученой степени цзиньши4, а не за счет военных заслуг [Tao Jing-shen, 1974, p. 26]. Так, постепенно вместе с первыми чиновниками-цзиньши конфуцианство интегрировалось в культуру государства Цзинь и позже культивировалось по мере воссоздания системы экзаменов кэцзюй5. 1. Говоря о трансформации культуры чжурчжэней по китайскому образцу, автор придерживается точки зрения М.В. Воробьёва и имеет в виду прежде всего чжурчжэньский правящий дом, чжурчжэньскую знать и тех чжурчжэней, которые переселились на китайские территории [Воробьев, 1983, с. 240–241, 261].

2. Про обычаи и нравы чжурчжэней см. подробнее, например: [Кычанов, 1966; 1997; Franke, 2016(2)].

3. В ходе войны чжурчжэней с соседями и присоединения новых территорий на службу в Цзинь попадали кидане, бохайцы, позже – китайцы (народ китайских территорий). О процентном соотношении этнических групп в политической структуре государства Цзинь, особенностях пополнения чиновничьего аппарата см. подробнее: [Tao Jing-shen, 1974; Chan Hok-lam, 1999].

4. Чиновники, попавшие на службу в Цзинь, имели конфуцианское образование, поэтому они привнесли элементы конфуцианской идеологии в чжурчжэньскую культуру, преобразуя их политическую и религиозную культуру по китайскому (конфуцианскому) образцу. В этой связи в данной статье в отношении привлеченных чиновничьих кадров автор использует словосочетания «конфуцианские чиновники», «конфуцианские таланты», «конфуцианские мужи» и т.п. О влиянии китайского на культуру и государственное устройство киданей, бохайцев см., например: [Кычанов, 2010, с. 113, 176–178]. Г. Франке в одной из своих работ упоминает, что кидане знали конфуцианскую классику, киданьские министры могли цитировать Конфуция при необходимости [Franke, 2016(1), р. 185]. Также о влиянии конфуцианства на культуру бохайцев см., например: [Ван Юйлан, 2008, с. 313].

5. Становление системы образования в Цзинь по китайской модели тесно связано с государственными реформами. Чжурчжэни понимали важность просвещения, поэтому увозили «конфуцианских мужей» на Север, где те занимались образовательной деятельностью. Например, во время захвата Кайфына в 1126 г. «цзиньцы захватили 10 знатоков-боши и 30 учащихся государственной школы тай-сюэ, способных исполнять обязанности учителей» [Сюй Мэнсинь, 1987, с. 609]. Подчеркнем, что более 95 % созданных или воссозданных школ в Цзинь – это были школы при храмах Конфуция [Tao Jing-shen, 1995, р. 52].
2 ПРИВЛЕЧЕНИЕ НА СЛУЖБУ НЕЧЖУРЧЖЭНЬСКИХ ЧИНОВНИКОВ
3 Вовлечение в государственную жизнь нечжурчжэней особо характерно для периодов правлений первых цзиньских правителей Тай-цзу 太祖, чж. Агуда (1115–1123 гг. правления), и Тай-цзуна 太宗, чж. Уцимай (1123–1135 гг. правления). Во время войны с Ляо и Сун6 чжурчжэни столкнулись с проблемами взаимодействия с соседними государствами, осуществления контроля над только что завоеванными территориями и проживающими там этническими группами. Привлечение местных образованных управленческих кадров при Агуде и восстановление системы экзаменов кэцзюй (как источника пополнения чиновничьих кадров разрастающегося государственного аппарата) при Уцимае было призвано, прежде всего, решить эти насущные вопросы [Tao Jing-shen, 1974, p. 26]. Через посредников-послов7 чжурчжэни получали от соседей (и отправляли соседям) официальные письменные послания. Получив очередной официальный документ, как зафиксировано в «Истории Цзинь» (Цзинь ши 金史), в 9-м месяце 2-го года правления под девизом Тянь-фу 天輔 (1118 г.), было объявлено: 國書詔令,宜選善屬文者為之。其令所在訪求博學雄才之士,敦遣赴闕。 «Для [работы] с верительными грамотами и императорскими указами надлежит выбирать тех, кто искусен в грамоте. Этим приказом [предписано] повсюду искать выдающихся ученых мужей, [таких следует] отправлять в столицу» [Тото, 1975, с. 32]. Агуда не раз издавал указы о том, что следовало благоприятствовать покорившимся, привлекать талантливых. В 1122 г. до захвата Яньцзина8 было велено: 詔諭燕京官民,降者赦其罪,官皆仍舊。 «Возвещаю чиновникам и простому народу Яньцзина, всем, кто сдался, амнистия проступков, все чиновники сохраняют прежние [должности]» [Тото, 1975, с. 39]. Когда войско чжурчжэней подошло к Яньцзину, местные чиновники сдавались завоевателям, вручая чжурчжэньскому главнокомандующему грамоту о капитуляции [Тото, 1975, с. 39]. В «Истории Цзинь» немало записей, свидетельствующих о заинтересованности чжурчжэней в образованных, способных кадрах. Во 2-м месяце 7-го года правления под девизом Тянь-фу, т.е. в 1123 г., записано: 新附之民有材能者,可錄用之。 «[Если] среди нового покоренного люда есть способные, принять их на службу» [Тото, 1975, с. 40]. «Конфуцианские таланты» также попадали на службу в Цзинь путем захвата в плен. Так, например, цзиньцы часто насильно захватывали не только чиновников завоеванных территорий, но и членов южносунских посольств. Более того, вопрос образованных кадров был частым предметом переговоров чжурчжэней с сунским правящим домом. Обсуждали вопросы отправления в Цзинь китайских чиновников9 или возврата сбежавших от чжурчжэней обратно в Сун [Воробьёв, 1983, с. 248]. Действительно, перебежчики часто убегали. В клятвенных договорах с Сун было прописано «перебежчиков не принимать», но китайский двор часто нарушал данное требование [Гончаров, 1986, с. 92, 152]. Например, в силу нарушения этого требования в 1123 г. Тай-цзун не согласился на новые сунские территориальные условия [История Золотой империи, 1998, с. 113]. Привлеченные кадры были задействованы на местах в делопроизводстве, в сфере образования, некоторые решали вопросы взаимоотношений цзиньцев с соседями, другие выполняли функции советников у чжурчжэньских генералов, обязанности наставников ванов и аристократии, занимали важные государственные посты. Следует подчеркнуть, что служба этих конфуцианских чиновников, направленная прежде всего на упорядочивание деятельности государства Цзинь10, кроме того, привнесла в культуру чжурчжэней конфуцианские представления о важности ритуала как основы процветающего государства. Конфуцианский церемониал11 постепенно интегрировался в формирующуюся систему государственных обрядов и правил. Действительно, на первом этапе государственного строительства было несколько выдающихся чиновников-цзиньши12, бывших ляоских подданных, которые смогли убедить чжурчжэньских завоевателей принять новые китайские установки [Tao Jing-shen, 1974, p. 25–26]. 6. Про войну чжурчжэней с государством Ляо и империей Сун см. подробнее, например: [Воробьёв, 1975, с. 109–118; История Китая.., 2016, с. 263–310; Гончаров, 1986].

7. Отметим, что согласно тексту «Истории Цзинь», за период с 1115 по 1122 гг. из Ляо прибыло в Цзинь 11 посольств, из Сун – 6 [Тото, 1975, с. 19–46].

8. Яньцзин – совр. Пекин.

9. Известно, что с 1117 по 1141 гг. сунский двор отправил в Цзинь более 30 чиновников [Лю Хуэй, 2009, с. 47].

10. Японский историк Тояма Гундзи (Toyama Gunji) подчеркивает, что с привлечением яньцев (чиновников из Яньцзина) в государстве Цзинь произошел качественный скачок в таких сферах государственного управления, как упорядочивание структуры внутренней государственной власти, управление внешними китайскими территориями [Тояма Гундзи, 1998, с. 166].

11. В «Истории Цзинь» 11 цзюаней (с 28-го по 38-ой) посвящены церемониям ли, куда входят религиозные государственные культы (Неба, Земли, императорских предков, сезонных и межсезонных жертвоприношений, подношений Конфуцию и др.), а также церемонии (обряды) возведения на престол, присвоения почетного посмертного титула, этикет аудиенций у императора, этикет аудиенций зарубежных послов и т.п. В Китае в конце ХХ в. среди китайских религиоведов проходили острые дискуссии о том, что в системе государственных культов и церемониалов считать конфуцианским, а что нет. Многие исследователи сходятся во мнении, что все эти ритуалы получили развитие в рамках конфуцианской религии и идеологии. См. подробнее: [Жуцзяо вэньти, 2000].

12. Из самых известных нечжурчжэньских чиновников, приближенных к правителям, кроме Ян Пу, о котором пойдет речь ниже, можно выделить советника Хань Фана 韩昉 (1082–1149), бывшего чиновника государства Ляо. Его деятельность в Цзинь пришлась на чуть более позднее время. Хань Фана взяли в плен в 1122 г., ему удалось сбежать, но 1126 г. он был возвращен на Север, после чего и началась его политическая карьера в Цзинь [Ли Сюлянь, 2018, с. 174]. Хань Фан стал учителем и советником третьего чжурчжэньского правителя Си-цзуна, чж. Хэла (1135–1150), сыграл важную роль в трансформациях государственного строя Цзинь и системы церемоний в том числе. Однако его деятельность, а также служба бывшего ляоского чиновника Хань Цисяня 韩企先 (1082–1146) заслуживают самостоятельного исследования, поскольку их чиновничья карьера и, соответственно, вклад в церемониальные реформы пришлись на время правления Си-цзуна.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 39

Оценка читателей: голосов 0

1. Би Юань (畢沅). Сюй цзы чжи тун цзянь (續資治通鑑; Продолжение всеобщего зерцала, помогающего управлению). Бэйцзин: Чжунхуа шуцзюй (北京:中華書局), 1999

2. Ван Юйлан (王禹浪). Бохай ши синькао (渤海史新考; Новые изыскания об истории Бохай). Хаэрбинь: Хаэрбинь чубаньшэ (哈尔滨: 哈尔滨出版社), 2008

3. Воробьёв М. В. Чжурчжэни и государство Цзинь (Х в. – 1234 г.). М.: Издательство «Наука», 1975

4. Воробьёв М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (Х в. – 1234 г.). М.: Издательство «Наука», 1983

5. Гончаров С. Н. Китайская средневековая дипломатия: отношения между империями Цзинь и Сун 1127–1142. М.: Издательство «Наука», 1986

6. Е Лун-ли. История государства киданей (Цидань го чжи). Пер. В.С. Таскина. Москва: Наука, 1979

7. Жуцзяо вэньти (儒教问题; Проблемы конфуцианской религии). Под ред. Жэнь Цзиюй任继愈. Бэйцзин: Цзунцзяо вэньхуа чубаньшэ (北京:宗教文化出版社), 2000

8. История Железной империи. Пер. Л.В. Тюрюминой, ред. В.Е. Ларичев. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2007

9. История Золотой империи. Пер. Г. М. Розова, коммент. Г. М. Малявкина. Новосибирск: Издательство института археологии и этнографии СО РАН, 1998

10. История Китая с древнейших времён до начала ХХI века: в 10 т. М.: Наука, Восточная литература, 2016. Т. IV

11. Кычанов Е.И. Чжурчжэни в ХI в. Сибирский археологический сборник. Новосибирск: Наука, 1966. С. 269–280

12. Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997

13. Кычанов Е.И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). СПб.: Петербургское лингвистическое общество, 2010

14. Ли Сюлянь (李秀莲). Цзиньюань нюйчжэнь дэ инсюн шидай (Героическая эра чжурчжэней государства Цзинь 金源女真的英雄时代). Бэйцзин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ (北京:社会科学文献出版社), 2018

15. Лю Хуэй (刘 辉). Цзиньдай жусюэ фачжань майло люйси (Анализ развития конфуцианства в Цзинь金代儒学发展脉络缕析). Дунбэй шиди (东 北 史 地). 2009. № 5. С. 46–50

16. Сюй Мэнсинь (徐夢莘). Саньчао бэймэн хуйбянь (三朝北盟會編; Сбор-ник о союзе с Севером на протяжении трех царствований). Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ (上海:上海古籍出版社), 1987

17. Тото (脱脱). Цзиньши (金史; История Цзинь). Бэйцзин: Чжунхуа шуцзюй (北京:中華書局), 1975

18. Тояма Гундзи (外山军治). Цзиньчао ши яньцзю (金朝史研究; Исследо-вание истории династии Цзинь). Хэйлунцзян чаосянь миньцзу чубаньшэ (黑龙江朝鲜民族出版社), 1988

19. Юйвэнь Маочжао (宇文懋昭). Да Цзинь го чжи цзяочжэн (大金國志校證; История государства Великая Цзинь с исправлениями и правкой). Под ред. Цуй Вэньинь 崔文印. Бэйцзин: Чжунхуа шуцзюй (北京:中華書局), 1986

20. Chan Hok-lam. From Tribal Chieftain to Sinitic Emperor: Leadership Con-tests and Succession Crises in the Jurchen-Jin State, 1115–1234. Journal of Asian History. 1999. Vol. 33.2. Pp. 105–141.

21. Franke Н. Chinese Texts on the Jurchen (I): a Translation of the Jurchen in the San ch`ao pei-meng hui-pien. Studies on the Jurchens and the Chin Dynasty. Ed. by H. Franke, Hok-Lam Chan. New York: Routledge, 2016(1). Pp. 119–186.

22. Franke H. Some Folkloristic Data in the Dynastic History of the Chin (1115–1234). Studies on the Jurchens and the Chin Dynasty. Ed. by H. Franke, Hok-Lam Chan. New York: Routledge, 2016(2). Pp. 135–153.

23. Tao Jing-shen. Political Recruitment in the Chin Dynasty. Journal of the American Oriental Society. 1974. Vol. 94.1. Pp. 24–34.

24. Tao Jing-shen. Public Schools in the Chin Dynasty. China under Jurchen Rule: Essays on Chin Intellectual and Cultural History. Ed. by H.C. Tillman, S.H. West. New York: State University of New York Press, 1995. Pp. 50–70.

25. Tillman H.C. An Overview of Chin History and Institutions. China under Jurchen Rule: Essays on Chin Intellectual and Cultural History. Ed. by H.C. Tillman, S.H. West. New York: State University of New York Press, 1995. Pp. 23–38.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх