Междисциплинарность в теории и на практике: пример социальной политики

 
Код статьиS086904990010077-6-1
DOI10.31857/S086904990010077-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Кафедра политического анализа, факультет государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Главный научный сотрудник, заведующая Центром экономической теории социального сектора Института экономики РАН
Аффилиация: Центр экономической теории социального сектора Института экономики РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы166-178
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы междисциплинарности, возникающие как при ее теоретическом осмыслении, так и практическом применении. Авторы показывают важность организации междисциплинарного взаимодействия как условия синтеза дисциплинарного знания для принятия управленческих решений. На примере социальной политики показано, что даже в области, которая сочетает в себе элементы как дисциплинарного, так и междисциплинарного подходов, формирование общего междисциплинарного знания и практики все еще остается проблематичным, несмотря на теоретический консенсус о его необходимости и объективных практических предпосылках

Ключевые словаДисциплина, междисциплинарность, междисциплинарные исследования, междисциплинарное взаимодействие, социальная политика
Получено24.06.2020
Дата публикации29.06.2020
Кол-во символов34764
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современной науке все большее значение уделяется междисциплинарности, о ней часто рассуждают и достаточно много пишут, создаются междисциплинарные исследовательские коллективы, однако вопрос, что же такое междисциплинарность, остается дискуссионным (cм., например, [Мокий, Лукьянова 2016; Трансдисциплинарность… 2015]). Традиционное объяснение необходимости междисциплинарности связано с отсылом к сложности картины мира, взаимосвязи явлений, что требует их целостного, комплексного рассмотрения, переноса фокуса исследований с изучения отдельных аспектов функционирования объекта на его цельное описание. Она необходима при проблемном подходе, поиске путей решения таких крупных общественных задач, как борьба с бедностью и преодоление неравенства. Становится очевидным, что отдельные “картины мираˮ (политическая, экономическая, психологическая и т.д.) малопродуктивны, а метафоры типа “homo economicusˮ или “homo politicus” в целом себя исчерпали. Экономика пронизана психологией и политикой, а психология, в свою очередь, перегружена экономическими интересами и политическими пристрастиями.
2 Таким образом, в сфере теоретических и практико-ориентированных социогуманитарных знаний возникает необходимость “возвышенияˮ над дисциплинами, стирания граней между ними и, одновременно, между когнитивными массивами знаний (концептуальными, методологическими, прикладными). При этом научные прорывы происходят именно на стыках различных дисциплин, о чем свидетельствует трансформация содержания работ, получивших премию им. А. Нобеля за последнее десятилетие1. 1. См.: Prizes and Laureates in Economic Sciences // Nobelprize.org. The official Web Site of the Nobel Prize. https:// www. no-belprize.org/nobel_prizes/economic-sciences/ laureates.
3 Задача данной статьи – рассмотреть современное понимание и подходы к междисциплинарности в теории, а также возможности и проблемы ее реализации в практической деятельности. При этом применение междисциплинарности в управлении, на наш взгляд, открывает новые перспективы решения комплексных проблем современного общества.
4 В данном контексте специальный интерес представляет социальная политика как довольно органично соединяющая элементы и дисциплинарности, и междисциплинарности. Согласно классическому определению она изучает ответы общества на социальные потребности, которые в нем формируются в различных условиях. В этом смысле социальная политика как область научных исследований произрастает из многих дисциплин, таких как философия, экономика, социология, политология, психология. В то же время ее вполне можно рассматривать в качестве деятельности (государства, экономических структур, гражданского общества) по согласованию интересов различных социальных групп и общностей в самых разнообразных сферах, направленную на достижение устойчивого и сбалансированного развития общества. Потому важное значение приобретает процесс управления социальными аспектами развития, а следовательно, необходим целостный и комплексный подход к оценке социальных процессов и явлений.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 163

Оценка читателей: голосов 0

1. Ажимов Ф.Е. (2016) Что такое междисциплинарность сегодня? (Опыт культурно-исторической интерпретации зарубежных исследований) // Вопросы философии. № 11.С. 70–77.

2. Ананьин О.И. (2009) За “экономический империализм” без имперских амбиций, или О формах междисциплинарных взаимодействий // Общественные науки и современность. № 6. С. 130–139.

3. Баженова Е.Ю. (2016) Всероссийская научная конференция “Междисициплинарность в современном социально-гуманитарном знании? // ЭНСР. № 4. С. 143–147.

4. Бергер П., Лукман Т. (1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум.

5. Бушковская Е.А. (2010) Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. № 330. С. 152–155.

6. Григорьева Н.С. (2001) Человек и общество в контексте реформы здравоохранения // Управление здравоохранением. № 3. С. 81–92.

7. Касавин И.Т. (2014) Междисциплинарные исследования и социальная картина мира // Философия науки. Т. 19: Эпистемология в междисциплинарных исследованиях. М.: ИФ РАН. С.10-26.

8. Князева Е.Н. (2011) Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник ТГПУ. № 10. С. 193–196.

9. Лысак И. В. (2016) Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения // Современные проблемы науки и образования. № 5 (http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25376).

10. Мирский Э.М. (2001) Междисциплинарные исследования // Новая философская энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль (https://iphlib.ru/library/ collection/newphilonc/document/HASHf38bc2c7833401460106f3).

11. Мокий В.С., Лукьянова Т.А. (2016) От дисциплинарности к трансдисциплинарности в понятиях и определениях // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. № 7 (25) (http://7universum.com/ru/social/archive/item/3435).

12. Полтерович В.М. (2011) Становление общего социального анализа // Общественные науки и современность. № 2. С. 101–111.

13. Репина Л.П. (2003) Интердисциплинарная история вчера, сегодня, завтра // Междисциплинарные подходы к изучению прошлого. Под ред. Л.П. Репиной. М.: Аспект Пресс. С. 5–19.

14. Степин В.С. (2000) Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция.

15. Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы (2015). Под ред. Бажанова В., Шольца В. М.: Навигатор.

16. Фуко М. (2005) Интеллектуалы и власть. Ч. 2. Статьи и интервью 1970–1984. М.: Праксис.

17. Хабермас Ю. (2001) Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука.

18. Чубарова Т.В. (2015) Политэкономическое введение в социальную политику. М.: Институт экономики РАН.

19. Эйнштейн А. (1965) Физика и реальность. М.: Наука

20. Alcock P., Haux T., May M., Wright Sh. (eds.) (2016) The Student's Companion to Social Policy. Chichester :Wiley-Blackwell.

21. Alcock P. (2008) The Subject of Social Policy // Alcock P., May M., Rowlingson K. (eds). The Students Companion to Social Policy. Oxford: Blackwell Publishing. Pp. 3–10.

22. Armstrong F., Armstrong D., Barton L. (2001) Inclusive Education: Policy, Context, Comparative Perspectives. London: London Press.

23. Baldock J. (2007) Welfare, Ideology, and Social Theory // Baldock J., Manning N., Vickerstaff S. (eds.) Social Policy. Oxford: Oxford Univ. Press. P. 35–43.

24. Becker S. (2008) Methods and Approaches in Social Policy Research // Alcock P., May M., Rowlingson K. (eds). The Students Companion to Social Policy. Oxford: Blackwell Publishing. Pp. 11–18.

25. Berger G. (1972) Opinions and Facts // Interdisciplinary: Problems of Teaching and Research in Universities. Paris: OECD. Рp. 23–75.

26. Boix Mansilla V. (2010) Learning to Synthesis: The Development of Interdisciplinary/Understanding. The Oxford Handbook of Interdisciplinary. Oxford Univ. Press. Pp. 288–306.

27. Boix Mansilla V., Gardner H., Miller W. (2000) On Disciplinary Lenses and Interdisciplinary Work // Wineburg S., Grossman P. (eds.) Interdisciplinary Curriculum: Challenges to Implementation. New York: Teacher College Pres. Pp. 17–38.

28. Bronstein L (2003) A model for interdisciplinary collaboration // Social Work. Vol. 48. No. 3. Pp. 297–306.

29. Chanthamith B., Wu M., Yusufzada S., Md R. (2019) Interdisciplinary relationship between sociology, politics and public administration: Perspective of theory and practice// Sociology International Journal. Vol. 3. Issue 4. Pp. 353–357.

30. Garfield E. (2004) The Unintended and Unanticipated Consequences of Robert K. Merton // Social Studies of Science. Vol. 34. Issue 6. Pp. 845–853.

31. Hopton J. (1997) Anti-discriminatory practice and anti-oppressive practice: a radical humanist psychology perspective // Critical Social Policy. Vol. 17. No. 3. Pp. 231–238.

32. Interdisciplinarity: Problems of teaching and research in universities (1972) L. Apostel, G. Berger, A. Briggs, G. Michaud (eds). Paris: Organization for Economic Cooperation and Development.

33. Rosenfield P.L. (1992) The potential of transdisciplinary research for sustaining and extending linkages between the health and social sciences // Social Science and Medicine. Vol.35. No. 11. Pp. 1343–1357.

34. Sen A. (1999). Development as freedom. Oxford: Oxford Univ. Press.

35. Slatin C., Galizzi M., Melillo K.D., Mawn B. (2004) Conducting Interdisciplinary Research to Promote Healthy and Safe Employment in Health Care: Promises and Pitfalls // Public Health Reports. January–February. Vol. 119. Pp. 60–72

Система Orphus

Загрузка...
Вверх