От евнухов к трансгендерам: проблема терминологического обозначения "третьего пола" в Пакистане

 
Код статьиS086919080026530-0-1
DOI10.31857/S086919080026530-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры истории Южной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, г. Москва
Должность: доцент кафедры индоиранских и африканских языков Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Адрес: Российская Федерация, г. Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы141-152
Аннотация

Данное исследование посвящено анализу того, как в Пакистане обозначают и классифицируют людей с небинарной гендерной идентичностью. С одной стороны, в мусульманском обществе, ориентированном на традиционные ценности, подобные личности подвергаются всесторонней маргинализации и зачастую воспринимаются как целостное отрицательное явление, размышление над спецификой которого само по себе предосудительно. В то же время можно констатировать наличие значительного количества терминов, которые используются применительно к лицам «третьего пола» – используются, как раз-таки в силу пренебрежительного отношения, достаточно произвольно. Основная причина понятийного многообразия заключается в том, что традиционно под «третьим полом» в Пакистане понимается специфический южноазиатский феномен хиджра – социокультурное сообщество, в самом широком смысле охватывающее лиц, которые, не будучи биологическими женщинами, не хотят или не могут вести себя в соответствии с общественными ожиданиями от мужского пола. Соответственно, несистематизированность современного подхода к дискурсу гендерной небинарности в Пакистане во многом обусловлена глубокими историческими корнями данного явления и его самобытным развитием в регионе в целом. Проанализировав широкий круг источников религиозного и правового характера, мы типологизировали приводимые в них обозначения «третьего пола» в контексте общетеоретических работ по гендерной проблематике. Это позволило нам очертить пять дискурсов (физиологический, психологический, исламский, колониальный, правовой), внутри которых оформились термины с разным значением. Каждому из этих дискурсов присущи уникальная логическая модель и собственный понятийный аппарат, обслуживающий эту логику. Предпринятое исследование дало возможность определить степень полноты и практической применимости каждого из обозначенных подходов. Сопоставительный анализ существующих классификаций демонстрирует, что сферы применения разных понятий существуют автономно, что затрудняет унификацию терминологии. Сложившаяся ситуация является частным случаем более глобальной проблемы пакистанского общества: несогласованности разных сфер общественной жизни и политико-правовой деятельности.

Ключевые словаПакистан, гендерная идентичность, «третий пол», хиджра, кходжа-сира
Получено08.08.2023
Дата публикации28.10.2023
Кол-во символов31252
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

«ТРЕТИЙ ПОЛ» В ОБЩЕПРИЗНАННОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

2 Как в отечественной, так и зарубежной историографии при определении термина «третий пол» исследователи идут по одному из двух путей. В первом случае речь идет о тех, кто не причисляет себя ни к мужчинам, ни к женщинам, но инкорпорирует черты двух традиционных гендеров, таки образом, является носителем особого, третьего гендера. При таком исследовательском подходе биологический пол человека в принципе не играет роли, поскольку в расчет принимается только субъективное личностное самовосприятие [Richards et al., 2016, p. 95–96].
3 Второй подход учитывает одновременно психологические и биологические факторы и предлагает расширенное толкование «третьего пола» как всех лиц, испытывающих несоответствие между ощущаемым гендером и установленным полом (и, как следствие, гендером, зафиксированным за ними при рождении на основании половых признаков). Ощущаемый гендер при этом может как вписываться в бинарную систему, так и представлять собой нечто совершенно уникальное (поскольку в таком случае все равно соблюдается базовый критерий характеристики – несоответствие гендера полу). Такое трактование «третьего пола» позволяет включить в данную категорию и гермафродитов – поскольку в их случае пол априори не может совпадать с ощущаемым гендером ввиду отсутствия однозначных половых признаков.
4 Важно при этом подчеркнуть, что представители обеих точек зрения оперируют понятием «гендерная небинарность». Однако в первом случае речь идет о небинарности как выход за рамки пары «мужской-женский гендер». Во втором же случае имеется в виду диссонанс в паре «ощущаемый гендер-зафиксированный пол».
5 В западной культуре, науке и праве последний из описанных подходов является преобладающим. Европейские и американские исследователи выработали развернутую терминологию для описания промежуточных гендерных идентичностей и состояний. Однако при необходимости упрощенного краткого обозначения (например, в удостоверяющих личность документах) весь спектр «третьего пола» маркируется буквой Х – как «гендер, не совпадающий с мужским или женским полом носителя» [Richards et al., 2016, p. 97]. При этом даже в том случае, если субъект ощущает себя мужчиной или женщиной, но не соответствует предпочитаемому гендеру биологически, его все равно обозначают как «X».
6 В данном исследовании мы также будем исходить из определения третьего пола как лиц, чей гендер частично или полностью не совпадает с полом. Такой более универсальный подход максимально полно и системно отражает южноазиатские реалии.
7

«ТРЕТИЙ ПОЛ» В ПАКИСТАНЕ

8 В Южной Азии (и в частности, в Пакистане) исторически все законы, нормы и классификации, касающиеся третьего пола, были направлены на социокультурные сообщества, известные под зонтичным названием «хиджра».

Всего подписок: 0, всего просмотров: 80

Оценка читателей: голосов 0

1. Criminal Tribes’ Act 1871. https://www.indiacode.nic.in/repealed-act/repealed_act_documents/A1871-27.pdf (accessed: 17.08.2022).

2. De Piccoli E. The Hijra Culture Explained by a Pakistani Trans Woman. Il Grande Colibri. 2018 https://www.ilgrandecolibri.com/en/hijra-culture-pakistani-transgender/ (accessed: 12.05.2023).

3. Ibn Qudamah Al-Maqdisi A.M. Al-Mughni. Beirut: Bayt al-Afkar al-Dawliyyah, 2004.

4. Indian Penal Code 1860. https://indianconstitution.guru/wp-content/uploads/2021/09/indian-penal-code-sections-of-ipc.pdf (accessed: 14.05.2023).

5. Khan F.A. Institutionalizing an Ambiguous Category: Khwaja Sira Activism, the State, and Sex/Gender Regulation in Pakistan. Anthropological Quarterly. 2019. Vol. 92. No. 4. Pp. 1135–1172.

6. Macgilchrist F. Positive Discourse Analysis: Contesting Dominant Discourses by Reframing the Issues. Critical Approaches to Discourse Analysis Across Disciplines. 2007. Vol. 1. No. 1. Pp. 74–94.

7. Mishkat al-Masabih. https://sunnah.com/mishkat (accessed: 02.05.2023).

8. Redding J.A. Decade of Transgender Rights Developments in Pakistan (2009-2019). Droit et Cultures. 2020(1). https://ssrn.com/abstract=3789556 (accessed: 26.02.2023).

9. Redding J.A. Transgender Rights in Pakistan? Global, Colonial and Islamic Perspectives. Human Rights in Translation: Intercultural Pathways. M.J. Rozbicki (ed.). Lexington: Lexington Press, 2020(2). Pp. 49–76.

10. Richards C., Bouman W.P., Seal L., Barker M.J., Nieder T.O., T’Sjoen G. Non-Binary or Genderqueer Genders. International Review of Psychiatry. 2016. Vol. 28. No. 1. Pp. 95–102.

11. Sunan Abu Dawood. https://sunnah.com/abudawud (accessed: 29.03.2023).

12. Sunan Ibn Majah. https://sunnah.com/ibnmajah (accessed: 02.05.2023).

13. Talwar R. The Third Sex and Human Rights. New Delhi: Gyan Publishing House, 1999.

14. Tolino S. Transgenderism, Transsexuality and Sex-Reassignment Surgery in Contemporary Sunni Fatwas. Journal of Arabic and Islamic Studies. 2017. Vol. 17. Pp. 223–246.

15. Transgender Persons (Protection of Rights) Act 2018. https://na.gov.pk/uploads/documents/1526547582_234.pdf (accessed: 18.08.2022).

16. Uddin M. Inheritance of Hermaphrodite (Khuntha) under the Muslim Law: An Overview. Beijing Law Review. 2017. Vol. 8. No. 2. Pp. 226–237.

17. Zaharin A.A.M., Pallotta-Chiarolli M. Countering Islamic Conservatism on Being Transgender: Clarifying Tantawi's and Khomeini’s Fatwas from the Progressive Muslim Standpoint. International Journal of Transgender Health. 2020. Vol. 21. No. 3. Pp. 235–241.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх