Why was The Cult of Arsinoë II Philadelphus established in Egyptian Temples?

 
PIIS086919080026352-4-1
DOI10.31857/S086919080026352-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Lomonosov Moscow State University
Institute of World History RAS
Higher School of Economics
Address: Russian Federation,
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 5
Pages32-43
Abstract

The cult of Arsinoë II Philadelphus is considered one of the most significant cults in Hellenistic Egypt. It originated from the Greek oriented cult of Theoi-Adelphoi after Arsinoë’s death and soon became a vital part of both Greek and Egyptian religious life. What is even more important, Arsinoë became the first member of Ptolemaic dynasty to receive such a cult in Egyptian temples. Yet we still do not quite understand why was it so prominently established there. This article proposes a possible answer to this question. Based on the information from Sais inscription, a source from the reign of Ptolemy II, we can conclude that the main reason for the spread of the cult of Arsinoë in Egyptian temples was the natural conditions that developed in Egypt in the mid-260s. BCE. The text mentions a certain deficiency of the land during the king’s visit to Sais in 265/64 BCE. It seems that at this time Egypt faced low floods of the Nile, which could possibly lead to a lack of crops throughout the country. This in turn could threaten the legitimacy of Ptolemy II, who, as a king of Egypt, was viewed as the one responsible for the floods of the Nile river. Thus an event like this could become a cause for major instability in society or even a revolt. Under these circumstances the cult of Arsinoë II Philadelphus was used to promote royal legitimacy and bind part of the Egyptian priesthood to the ruling house of the Ptolemies.

 

KeywordsEgypt, Hellenism, Ptolemies, Arsinoë Philadelphus, priesthood, royal cult.
Received07.10.2023
Publication date28.10.2023
Number of characters31377
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Культ Арсинои II Филадельфы является знаковым культом Египта в эллинистический период. Своеобразной базой для него стал ориентированный на греко-македонскую аудиторию культ «богов-адельфов (т.е. брата и сестры)» (θεοὶ ἀδελφοί). Этот культ был создан, чтобы идеологически обосновать брак Птолемея II и Арсинои II, которые приходись друг другу братом и сестрой [Carney, 2013, p. 97]. Важно оговорить, что, строго говоря, почитание этой пары было с 272/1 г. до н.э. частью эпонимного культа «Александра и богов-адельфов» (p. Hibeh. 199. 16–17) [Minas, 2000, s. 93–97]. Сам эпонимный культ, имена жрецов которого включались в развернутые датировочные формулы, был создан ещё в 290–289 г. до н.э. Птолемеем I в варианте культа «бога Александра» [Ладынин, 2016, с. 277], но затем он стал основой для целой системы династического культа Птолемеев [Koenen, 1993 p. 50–57; Minas, 2000]. Он был ориентирован только на греко-македонское население державы Птолемеев и нужен был для того, чтобы сформировать своего рода мегаобщину, к которой могли причислить себя все греко-македонские подданные Птолемеев [Ладынин, 2016, с. 277]
2 После смерти Арсинои в её честь создается специальный культ, также направленный на греческую аудиторию. Её стали обожествлять в качестве покровительницы мореплавания, отождествляя с Афродитой Эвплоей [Fraser, 1972, p. 568–571; Carney, 2013, p. 99]. Кроме того, почитание Арсинои оказалось отражено и в системе эпонимного культа: с 268/7 г. до н.э. в датировочных формулах упоминается канефора («носительница корзины») Арсинои (p. Sorb. 3 71). Между тем, почитание Арсинои получило мощную реплику и в традиционной египетской религии. Так, в её честь создается специальный культ на египетской почве [Carney, 2013, p. 108], а её изображения оказываются помещены в египетских храмах [Caneva, 2016, p. 171–172] (см. также далее). Более того, культ Арсинои в египетской среде оказался крайне популярен: имя «Арсиноя» встречалось даже у представителей египетских жреческих семей [Thompson, 2012, p. 132].
3 Между тем, проблема того, почему распространение культа Арсинои в египетскую среду было таким активным, остается не вполне решенной. Можно предположить, что значительную роль в этом играли факторы личного характера. Так, можно объяснить возникновение культа Арсинои особым отношением Птолемея II к своей супруге. Это находит подтверждение в нескольких фактах: 1) Птолемей II сам изгнал свою первую жену Арсиною I, чтобы заключить брак со своей сестрой [Hölbl, 2001, p. 36], 2) эпитет «Филадельфа» буквально переводится как «любящая брата», т.е. должен показывать теплые отношения между супругами братом и сестрой, 3) Птолемей II не женился после смерти Арсинои II [Caneva, 2016, 130].
4 Птолемей II Филадельф также известен тем, что обожествлял или почитал своих любовниц. Так одной из своих любовниц Белестихе он посвятил святилище и отождествлял её с Афродитой [Plu. Mor. 753, f], статуи своей чашницы Клейны он поставил по всей Александрии (Plb. XIV. 11)1. Это показывает, что для него не было необычным обожествлять людей, к которым он испытывал определенные чувства. Поскольку Арсиноя II приходилась женой Птолемею II, нет ничего странного в его желании обожествить её. 1. Г. Хёльбль передает это сообщение как установку статуй в храмах Александрии, но по Полибию такой вывод сделать невозможно. [Hölbl, 2001, p. 95].

Number of purchasers: 0, views: 148

Readers community rating: votes 0

1. Apenko M.S. The Sais Inscription. Translation and Commentary. The Journal of Education and Science “ISTORIYA” (“History”). 2023(1). Vol. 14. Issue 2(124) (in Russian) https://history.jes.su/s207987840024924-5-1/ (accessed: 07.05.2023).

2. Apenko M.S. Manetho of Sebennytos and His Role in the Egyptian Priesthood. Journal of Historical, Philological and Cultural Studies. 2023(2). № 1. Pp. 108–123 (in Russian).

3. Demidchik A.E. A Nameless Pyramid: The State Doctrine of the Ancient Egyptian Heracleopolitan Monarchy. Saint Petersburg: Aletheia, 2005 (in Russian).

4. Zelinsky A.L. Arsinoe Philadelphus and Ptolemy Philadelphus: Sacralization and Statement of the Incest. Historical Reporter. 2018. № 26. Pp. 118–141 (in Russian).

5. Ladynin I.A. The Third Syrian War and the Capture of Asian Sacred Objects by Ptolemy III as Represented in the Book by Daniel and Porphyry of Tyros. Antiquitas aeterna. Povolzhsky antikovedchesky zhurnal (= Volga Region Journal of Antiquity Studies). 2007. Vol. 2. Pp. 273–287 (in Russian).

6. Ladynin I.A. The Dynastic Cult and Eponymous Priesthood of the Ptolemies. ‘Gods Among Men’: The Rulers’ Cult in the Hellenistic, Post-Hellenistic and Roman World. Eds.: S.Y. Saprykin, I.A. Ladynin. Moscow, Saint Petersburg: RKHGA, 2016. Pp. 265–312 (in Russian).

7. Matthieu M.E. Ancient Egyptian Myths. Moscow; Leningrad: Izdatelstvo AN SSSR, 1956 (in Russian).

8. Struve V.V. On the History of ΑΠΟΜΟΙΡΑ. Zhurnal ministerstva narodnogo prosvescheniya (= Journal of Ministry of National Education). 1913. V. 48. № 12. Pp. 499–511 (in Russian).

9. Barta W. Thronbesteigung und Kronungsfeier als unterschiedliche Zeugnisse königlicher Herrschaftsübernahme. Studien zur altägyptischen Kultur. 1980. Bd. 8. S. 33–53.

10. Beckerath J. von Handbuch der ägyptischen Königsnamen. 2. Aufl. München: Zabern, 1999.

11. Bonneau D. La Crue du Nil, divinité égyptienne, à travers mille ans d’histoire (332 av.–641 ap. J.-C.) d’après les auteurs grecs et latins, et les documents des époques ptolémaïque, romaine et byzantine. Paris: Librairie C. Klincksieck, 1964.

12. Bonneau D. Le fisc et le Nil: incidences des irrégularités de la crue du Nil sur la fiscalité foncière dans l’Égypte grecque et romaine. Paris: Éditions Cujas, 1971.

13. Brugsch H. Die Pithomstele. Zeitschrift für ägyptische Sprache and Altertumskunde. 1894. Bd. 32. S. 74–87.

14. Burstein S.M. Pharaoh Alexander: A Scholarly Myth. Ancient Society. 1991. Vol. 22. Pp. 139–145.

15. Caneva S.G. From Alexander to the Theoi Adelphoi: Foundation and Legitimation of a Dynasty. (Studia Hellenistica 56). Leuven: Peeters Publishers, 2016.

16. Carney E. Arsinoe of Egypt and Macedon: A Royal Life. Oxford: Oxford University Press, 2013.

17. Collombert Ph. La «stèle de Saïs» et l’instauration du culte d’Arsinoé II dans la chôra. Ancient Society. 2008. Vol. 38. Pp. 83–99.

18. Daumas F. Hathor. Lexikon der Ägyptologie. Hrsg. W. Helck, E. Otto. Bd. II. Wiesbaden: Harrassowitz, 1977. S. 1024–1033.

19. De Meulenaere H., MacKay P. Mendes II. Warmister: Aris & Phillips, 1976.

20. El-Masry Y., Altenmuller H, Thissen H.J. Das Synodaldekret von Alexandria aus dem Jahre 243 v. Chr. Hamburg: Helmut Buske Verlag, 2012.

21. Fraser P.M. Ptolemaic Alexandria. Vol. 1. Oxford: The Clarendon Press, 1972.

22. Gorre G. Les rélations du clergé égyptien et des Lagides d’après les sources privées. Leuven: Peeters, 2009.

23. Grzybek E. Du calendrier macédonien au calendrier ptolémaïque: problèmes de chronologie hellénistique. Basel: F. Reinhardt Verlag, 1990.

24. Hölbl G. A History of the Ptolemaic Empire. London; New York: Routledge, 2001.

25. Huß W. Eine Revolte der Ägypter in der Zeit der 3. Syrischen Krieg. Aegyptus. 1978. Bd. 58. S. 151–156.

26. Koenen L. The Ptolemaic King as a Religious Figure. Images and Ideologies: Self-Definition in the Hellenistic World. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1993. Pp. 25–116.

27. Minas M. Die hieroglyphischen Ahnenreihen der ptolemäischen Könige. Ein Vergleich mit den Titeln der eponymen Priester in den griechischen und demotischen Papyri. Mainz: Verlag Phillip von Zabern, 2000.

28. Muhs B. The Chronology of the Reign of Ptolemy II Reconsidered: The Evidence of the Nhb and Nht Tax Receipts. The Two Faces of Graeco-Roman Egypt: Greek and Demotic and Greek-Demotic Texts and Studies Presented to P.W. Pestman. Eds.: A.M.F.W. Verhoogt, S.P. Vleeming. Leiden: Brill, 1998. Pp. 71–86.

29. Mullen W. Hymn to Osiris. Arion: A Journal of Humanities and the Classics. 1969. Vol. 8. №. 2. Pp. 164–169.

30. Nillson M. The Crown of Arsinoe. The creation and development of an imagery of authority. Gothenburg: Dept. of Historical Studies, University of Gothenburg, 2010.

31. Reymond E.A.E. From the Records of a Priestly Family from Memphis. Vol. 1. Wiesbaden: Harrassowitz, 1981.

32. Roeder G. Die Agyptische Gotterwelt. Zurich: Artemis-Verlag, 1959.

33. Rössler-Köhler U. Individuelle Haltungen zum ägyptischen Königtum der Spätzeit: Private Quellenund ihre Königswertung im Spannungsfeld zwischen Erwartung und Erfahrung. Wiesbaden: Harrassowitz, 1991.

34. Thiers Chr. Ptolémée Philadelphe et les prêtres de Saïs. La stèle Codex Ursinianus, fol. 6 rº Naples 1034 Louvre C. 123. Bulletin de lʼInstitut français dʼarchéologie orientale. 1999. T. 99. Pp. 423–445.

35. Thiers Chr. Ptolémée Philadelphe et les prêtres d’Atoum de Tjékou. Nouvelle edition commentée de la “stele de Pithom” (CG 22183). Montpellier: Université Paul Valéry Montpellier III, 2007.

36. Thompson D. Memphis under the Ptolemies. Princeton: Princeton University Press, 2012.

37. Winnicki J.K. Carrying Off and Bringing Home the Statues of the Gods: On the Aspect of the Religious Policy of the Ptolemies Towards the Egyptians. Journal of Juristic Papyrology. 1994. Vol. 24. Pp. 149–190.

38. Žabkar L.V. Hymns to Isis in Her Temple at Philae. Hannover; London: Brandeis University Press, 1988.

Система Orphus

Loading...
Up